Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления в ВТО существенно возрастают угрозы, и повышается ряд факторов, воздействующих на рынок продовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.

Содержание работы

Введение
Тенденции и проблемы развития рынка продовольственных товаров в современных условиях
Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО
2.1 Тенденции и перспективы развития российского рынка агроподукции
2.2 Рынок продовольствия зарубежных стран (особенности, состояние, перспективы).
Обеспечение продовольственной безопасности России в контексте глобальных тенденций XXI века
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат правки новый.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Среди трех основных неблагоприятных факторов, препятствующих развитию рынка, специалисты отмечают обострение конкуренции, давление розничных  сетей и нестабильное законодательство.

Следует отметить, что в условиях чрезмерной открытости отечественной экономики российский рынок продовольственных товаров оказался в сфере активного раздела иностранных аграрных производителей. На сегодняшний день удельный вес импорта в общем объеме ресурсов продовольственных товаров по Российской Федерации составляет порядка 30%. При этом наибольший удельный вес импорта приходится на мясо и птицу (47%), а также масло животное (более 50%).[2]

Следует отметить, что основными импортерами продуктов  питания в Россию являются страны дальнего зарубежья, хотя и со странами СНГ также ведется интенсивная торговля продовольственными товарами. Основными поставщиками из стран СНГ являются Украина (71% импортируемого из стран СНГ мяса), Казахстан (67 % импортируемой из стран СНГ рыбы и 90% молока и сливок) и Белоруссия (89 % импортируемого из стран СНГ картофеля и 97% сахара). [2]

Безусловно, формирование и развитие продовольственного рынка  обусловлено, прежде всего, наличием развитого  сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании внутритерриториальных и межтерриториальных связей по продовольственным товарам. При этом в нашей стране на фоне постоянного сокращения числа предприятий АПК достаточно высоким остается удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодня порядка 49 % от общего числа предприятий отрасли. Предприятия пищевой промышленности также характеризуется большим числом убыточных предприятий и высокой степенью износа основных фондов (порядка 30%), что снижает ее технические возможности по высокоэффективной переработке сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, рынок продовольственных товаров  в России развивается быстрыми темпами, для него характерно наличие большого числа иностранных игроков. Одна из основных тенденций российского продовольственного рынка – это устойчивый рост его объема, обусловленный растущими доходами населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО

 

 

В условиях глобализации экономики и интеграции России в  систему мирового хозяйствования с  учётом вступления в ВТО существенно  возрастают угрозы, и повышается ряд  факторов, воздействующих рынки на агропродовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.

Для выработки  важных механизмов повышения эффективного функционирования АПК необходимо проанализировать и оценить современное состояние конкурентоспособности агропродовольственных рынков России в условиях её вступления во Всемирную торговую организацию.

Интеграция России в  мировое хозяйство во многом зависит  от решения проблемы конкурентоспособности национальной экономики, и в значительной степени аграрного сектора. Конкурентоспособность определяется совокупностью критериев и системой факторов. К критериям оценки АПК можно отнести следующие показатели:

  • производительность и удельная оплата труда,
  • капиталоемкость и наукоёмкость,
  • качество продукции,
  • сбалансированность экспортно-импортной системы,
  • степень соответствия уровня развития АПК общему уровню развития национального хозяйства,
  • эффективность использования ресурсов.

Основными факторами, определяющими конкурентоспособность агропродовольственных рынков, являются:

  • условия для развития агропромышленного комплекса (рабочая сила, доступность ресурсов, развитая инфраструктура);
  • спрос на производимую продукцию на внутреннем рынке;
  • обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
  • ускорение темпов научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, создание условий для внедрения инновационных технологий в АПК.

Последний фактор является одним из наиболее значимых, так как современное состояние  агропромышленного комплекса требует незамедлительной модернизации, особенно в период, когда ограничения, предусматриваемые правилами ВТО на государственную поддержку, не вступили в силу. Условия вступления предполагают максимальную сумму вложений в сельское хозяйство со стороны государства в 2012 г. 9 млрд. долларов, в дальнейшем эта сумма должна быть снижена до 4, 4 млрд. долларов. При современном состоянии сельского хозяйства этого будет недостаточно для стимулирования интенсивного роста, тем более для расширенного воспроизводства. Анализ социально-экономической ситуации в аграрном секторе последних лет свидетельствует, что здесь иногда применяются устаревшие технологии, сорта растений и породы скота, несовершенные методы и формы организации производства и управления, наблюдается крайняя степень изношенности материально-технической базы. Это усугубляет деградацию АПК, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности.

Невысокий уровень развития материально-технической базы связан с низкими объёмами инвестиций в основной капитал на развитие АПК. Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, повышение его конкурентоспособности невозможны без привлечения инвестиций, которые должны регулироваться как на государственном, так и на региональном уровне и базироваться на экономической привлекательности территорий. Создание особых экономических зон – один из эффективных способов привлечения зарубежных инвестиций, особенно с привлечением  крупных международных транснациональных компаний, использующих в производстве современные технологии, обеспечивающие создание новых отечественных и совместных предприятий.

В настоящее  время развитие российского сельского  хозяйства требует повсеместного  внедрения инновационных технологий.  Отечественное сельскохозяйственное производство в 5 раз более энергоёмко, а производительность труда в нём в10 раз ниже, чем в США, Канаде и ведущих государствах ЕС. Сократить этот разрыв реально, внедряя инновационные технологии, проводя тотальную модернизацию АПК, тем самым обеспечивая собственную продовольственную безопасность [2].

Переход на инновационный  путь развития базируется на основе ускорения  темпов научно-технического прогресса  в сельском хозяйстве. В современных условиях, степень освоения инноваций товаропроизводителями остается недопустимо низкой: реализуется лишь 2-3% из общего числа рекомендованных к внедрению Минсельхозом России прикладных научно-технических разработок.

Среди проблем, препятствующих развитию и реформированию аграрного сектора экономики России, особое место занимает усиливающийся диспаритет цен. На данный момент доля сельского хозяйства в ВВП в текущих ценах составляет 4,7%, в то время как в 1990 году – 15,4%, что свидетельствует о растущем ценовом диспаритете, не только между сельским хозяйством и другими секторами экономики, но и между звеньями внутри АПК.

Особенно остро  диспаритет цен проявляется между  сельским хозяйством и обслуживающим  его сектором экономики. Из таблиц наглядно видно, что средства производства по сравнению с сельскохозяйственной продукцией подорожали непропорционально. Так, средняя  цена на азотные удобрения в 1998 г. – 835 руб./т, а 2009 г. - 18549 руб. (рост более чем  в 22 раза). В то время как, например, цены на свекловичную продукцию в 2009 г. по сравнению с 1998 г. выросли лишь в 4, 3 раза.

Таблица 1 –  Динамика средних цен производителей сельскохозяйственной     продукции,*

 

1998

1999

2002

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Зерновые культуры

                   

пшеница

546

1488

1751

3060

4653

5103

4260

3867

5108

6409

рожь

449

1091

1264

2474

3586

4382

3810

3411

3924

4519

просо

427

909

1556

2559

3622

4088

3956

3832

5158

3982

гречиха

1121

4757

3002

5352

5927

6197

5771

8153

15676

10537

кукуруза

747

2124

2986

3412

5165

5758

4361

4681

5917

6751

ячмень

440

1086

1500

2805

4398

4835

3812

3395

4986

5903

овес

499

1011

1509

2517

2987

3798

3957

3596

4495

4597

овощи бобовые  лущеные сушеные (зернобобовые культуры)

922

2297

2825

3425

5127

6827

5581

5581

6991

8335

Семена подсолнечника

1207

3015

4796

4957

9342

9699

8321

10605

11364

12458

Картофель

1225

3714

4648

5568

6346

8203

8310

9501

10308

7642

Овощи свежие или  охлажденные

                   

томаты (помидоры)

3239

10324

15604

28740

38909

44050

48485

52599

46982

47677

огурцы

5066

10469

18628

31383

36857

46893

51863

58163

53907

54392

лук репчатый

1525

5161

4398

7555

8357

6700

6192

9719

9101

5730

капуста

1409

2988

4627

5280

6925

7971

6912

11029

10842

6503

морковь столовая

1456

3883

5548

7343

7613

9527

10189

11309

12232

7503

свекла столовая

1339

3453

4918

6446

6441

8287

8232

8298

11225

6614

Скот и птица (в живом весе)

                   

скот крупный  рогатый живой

4933

11729

26017

39235

41762

45641

54371

55951

64989

73097

овцы и козы живые

3675

8672

19858

30356

33647

37571

42043

45174

50902

62902

свиньи живые

8769

16247

33117

51821

49051

60988

69263

69748

76386

83243

птица сельскохозяйственная живая

8694

16507

25710

39822

43350

45075

54230

52966

54547

55173

Молоко сырое  крупного рогатого скота

1272

3054

4328

7214

8409

11016

10410

12370

14135

13604

Яйца куриные, тыс.шт.

445

858

1287

1651

1974

2471

2375

2341

2537

2704


*По данным

 

Принимаемые государством меры в виде прямого субсидирования сельхозпроизводителей, применения таможенных пошлин и тарифов, защищающих внутренний рынок, привели в период с 2006 – 2009 гг. к снижению темпов роста цен, как на промышленную продукцию, так и на продукцию сельскохозяйственных предприятий.  Однако, так как данные меры противоречат политике ВТО, проблему ценового диспаритета необходимо   рассматривать  с совершенно новой точки зрения, для дальнейшего поиска её решения.

 

Таблица 2 –  Динамика средних цен на основные виды промышленных

товаров, приобретенных  сельскохозяйственными 

организациями, 1998-2009 гг. руб

 

Показатель

 

1998

 

2002

 

2006

2009 г.

абс.

в  р., к

1998 г.

2006 г.

Комбайны зерноубороч-ные, шт.

406139

1286229

2903777

4846439

11,9

1,8

Тракторы, шт.

112196

388110

1193592

2007087

17,9

1,7

Минеральные удобрения

           

-азотные

835

2350

9836

18549

22,2

1,9

-фосфатные

1322

4383

8491

15561

11,8

1,8

Бензин автомобиль-ный, т

1885

7441

16963

19755

10,5

1,2

Топливо дизельное, т

748

6465

15707

15855

21,3

1,1

Комбикорма, т

1109

4275

6331

9547

8,6

1,5

Электроэнергия, тыс. кВт/ч

200

711

1576

2778

13,9

1,8

Уголь, т

191

546

774

1229

6,4

1,6

Газ природный

303

692

1630

2784

9,1

1,7


 

Создание благоприятного климата для развития сельского  хозяйства (модернизация, инновации, инвестиции и. т.д.) в условиях вступления России в ВТО может осуществляться, только благодаря активному участию государства. Необходимо отметить, что в последние годы возрастает его роль в системе регулирования и стимулирования сельского хозяйства. С 2008 г. реализуются государственные программы, направленные на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. На реализацию мероприятий Государственной программы в 2008-2011 гг. были выделены средства федерального бюджета в объеме 519,1 млрд. руб.

За четыре года реализации Государственной программы отрасль достигла следующих результатов:

– темпы производства продукции сельского хозяйства  в хозяйствах

всех категорий составили 116%, (животноводство – 111%, продукция  растениеводства – 118,6%);

– производство скота и  птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий выросло на 25,9% к уровню 2007 г.

Кроме того, в 2011 г. Госдумой России был принят закон  «О государственной поддержке в  сфере сельскохозяйственного страхования  и о внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», вступивший в силу с 1 января 2012 г. Закон устанавливает стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозорганизациям.

Одним из приоритетных направлений  является поддержка малых форм, на которые распространяются все существующие формы государственной поддержки – субсидирование процентных ставок, субсидии на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, страхование.

С 2012 г. вводятся три новых направления поддержки  фермеров и малых форм хозяйствования:

- компенсация  50% расходов на оформление земель  в собственность (в 2012 г. будет  выделено более 1,4 млрд. руб для   оформления в собственность около  3 млн. га земель);

- финансирование  программы поддержки начинающих  фермеров (будет выделено 2 млрд. руб.  на гранты на создание, бытовое обустройство хозяйств, компенсацию первоначального взноса по лизингу);

- финансирование  программы развития семейных  молочных ферм, которое составит 1,5 млрд. руб.

Также наблюдается  улучшение инвестиционного климата  в аграрной отрасли. В настоящее время на 1 руб. государственных средств в агропромышленный комплекс привлекается до 10 руб. частных инвестиций. Ожидается, что в течение ближайших 8 лет среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве  достигнет 8,8%.

Информация о работе Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО