Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:38, реферат
В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления в ВТО существенно возрастают угрозы, и повышается ряд факторов, воздействующих на рынок продовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.
Введение
Тенденции и проблемы развития рынка продовольственных товаров в современных условиях
Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО
2.1 Тенденции и перспективы развития российского рынка агроподукции
2.2 Рынок продовольствия зарубежных стран (особенности, состояние, перспективы).
Обеспечение продовольственной безопасности России в контексте глобальных тенденций XXI века
Заключение
Список использованной литературы
Среди трех основных неблагоприятных факторов, препятствующих развитию рынка, специалисты отмечают обострение конкуренции, давление розничных сетей и нестабильное законодательство.
Следует отметить, что в условиях чрезмерной открытости отечественной экономики российский рынок продовольственных товаров оказался в сфере активного раздела иностранных аграрных производителей. На сегодняшний день удельный вес импорта в общем объеме ресурсов продовольственных товаров по Российской Федерации составляет порядка 30%. При этом наибольший удельный вес импорта приходится на мясо и птицу (47%), а также масло животное (более 50%).[2]
Следует отметить,
что основными импортерами
Безусловно, формирование
и развитие продовольственного рынка
обусловлено, прежде всего, наличием развитого
сельскохозяйственного
Таким образом,
рынок продовольственных
2. Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО
В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления в ВТО существенно возрастают угрозы, и повышается ряд факторов, воздействующих рынки на агропродовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.
Для выработки важных механизмов повышения эффективного функционирования АПК необходимо проанализировать и оценить современное состояние конкурентоспособности агропродовольственных рынков России в условиях её вступления во Всемирную торговую организацию.
Интеграция России в
мировое хозяйство во многом зависит
от решения проблемы конкурентоспособности национал
Основными факторами, определяющими конкурентоспособность агропродовольственных рынков, являются:
Последний фактор является одним из наиболее значимых, так как современное состояние агропромышленного комплекса требует незамедлительной модернизации, особенно в период, когда ограничения, предусматриваемые правилами ВТО на государственную поддержку, не вступили в силу. Условия вступления предполагают максимальную сумму вложений в сельское хозяйство со стороны государства в 2012 г. 9 млрд. долларов, в дальнейшем эта сумма должна быть снижена до 4, 4 млрд. долларов. При современном состоянии сельского хозяйства этого будет недостаточно для стимулирования интенсивного роста, тем более для расширенного воспроизводства. Анализ социально-экономической ситуации в аграрном секторе последних лет свидетельствует, что здесь иногда применяются устаревшие технологии, сорта растений и породы скота, несовершенные методы и формы организации производства и управления, наблюдается крайняя степень изношенности материально-технической базы. Это усугубляет деградацию АПК, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности.
Невысокий уровень развития материально-технической базы связан с низкими объёмами инвестиций в основной капитал на развитие АПК. Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, повышение его конкурентоспособности невозможны без привлечения инвестиций, которые должны регулироваться как на государственном, так и на региональном уровне и базироваться на экономической привлекательности территорий. Создание особых экономических зон – один из эффективных способов привлечения зарубежных инвестиций, особенно с привлечением крупных международных транснациональных компаний, использующих в производстве современные технологии, обеспечивающие создание новых отечественных и совместных предприятий.
В настоящее
время развитие российского сельского
хозяйства требует
Переход на инновационный путь развития базируется на основе ускорения темпов научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. В современных условиях, степень освоения инноваций товаропроизводителями остается недопустимо низкой: реализуется лишь 2-3% из общего числа рекомендованных к внедрению Минсельхозом России прикладных научно-технических разработок.
Среди проблем, препятствующих развитию и реформированию аграрного сектора экономики России, особое место занимает усиливающийся диспаритет цен. На данный момент доля сельского хозяйства в ВВП в текущих ценах составляет 4,7%, в то время как в 1990 году – 15,4%, что свидетельствует о растущем ценовом диспаритете, не только между сельским хозяйством и другими секторами экономики, но и между звеньями внутри АПК.
Особенно остро диспаритет цен проявляется между сельским хозяйством и обслуживающим его сектором экономики. Из таблиц наглядно видно, что средства производства по сравнению с сельскохозяйственной продукцией подорожали непропорционально. Так, средняя цена на азотные удобрения в 1998 г. – 835 руб./т, а 2009 г. - 18549 руб. (рост более чем в 22 раза). В то время как, например, цены на свекловичную продукцию в 2009 г. по сравнению с 1998 г. выросли лишь в 4, 3 раза.
Таблица 1 – Динамика средних цен производителей сельскохозяйственной продукции,*
1998 |
1999 |
2002 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Зерновые культуры |
||||||||||
пшеница |
546 |
1488 |
1751 |
3060 |
4653 |
5103 |
4260 |
3867 |
5108 |
6409 |
рожь |
449 |
1091 |
1264 |
2474 |
3586 |
4382 |
3810 |
3411 |
3924 |
4519 |
просо |
427 |
909 |
1556 |
2559 |
3622 |
4088 |
3956 |
3832 |
5158 |
3982 |
гречиха |
1121 |
4757 |
3002 |
5352 |
5927 |
6197 |
5771 |
8153 |
15676 |
10537 |
кукуруза |
747 |
2124 |
2986 |
3412 |
5165 |
5758 |
4361 |
4681 |
5917 |
6751 |
ячмень |
440 |
1086 |
1500 |
2805 |
4398 |
4835 |
3812 |
3395 |
4986 |
5903 |
овес |
499 |
1011 |
1509 |
2517 |
2987 |
3798 |
3957 |
3596 |
4495 |
4597 |
овощи бобовые лущеные сушеные (зернобобовые культуры) |
922 |
2297 |
2825 |
3425 |
5127 |
6827 |
5581 |
5581 |
6991 |
8335 |
Семена подсолнечника |
1207 |
3015 |
4796 |
4957 |
9342 |
9699 |
8321 |
10605 |
11364 |
12458 |
Картофель |
1225 |
3714 |
4648 |
5568 |
6346 |
8203 |
8310 |
9501 |
10308 |
7642 |
Овощи свежие или охлажденные |
||||||||||
томаты (помидоры) |
3239 |
10324 |
15604 |
28740 |
38909 |
44050 |
48485 |
52599 |
46982 |
47677 |
огурцы |
5066 |
10469 |
18628 |
31383 |
36857 |
46893 |
51863 |
58163 |
53907 |
54392 |
лук репчатый |
1525 |
5161 |
4398 |
7555 |
8357 |
6700 |
6192 |
9719 |
9101 |
5730 |
капуста |
1409 |
2988 |
4627 |
5280 |
6925 |
7971 |
6912 |
11029 |
10842 |
6503 |
морковь столовая |
1456 |
3883 |
5548 |
7343 |
7613 |
9527 |
10189 |
11309 |
12232 |
7503 |
свекла столовая |
1339 |
3453 |
4918 |
6446 |
6441 |
8287 |
8232 |
8298 |
11225 |
6614 |
Скот и птица (в живом весе) |
||||||||||
скот крупный рогатый живой |
4933 |
11729 |
26017 |
39235 |
41762 |
45641 |
54371 |
55951 |
64989 |
73097 |
овцы и козы живые |
3675 |
8672 |
19858 |
30356 |
33647 |
37571 |
42043 |
45174 |
50902 |
62902 |
свиньи живые |
8769 |
16247 |
33117 |
51821 |
49051 |
60988 |
69263 |
69748 |
76386 |
83243 |
птица сельскохозяйственная живая |
8694 |
16507 |
25710 |
39822 |
43350 |
45075 |
54230 |
52966 |
54547 |
55173 |
Молоко сырое крупного рогатого скота |
1272 |
3054 |
4328 |
7214 |
8409 |
11016 |
10410 |
12370 |
14135 |
13604 |
Яйца куриные, тыс.шт. |
445 |
858 |
1287 |
1651 |
1974 |
2471 |
2375 |
2341 |
2537 |
2704 |
*По данным
Принимаемые государством меры в виде прямого субсидирования сельхозпроизводителей, применения таможенных пошлин и тарифов, защищающих внутренний рынок, привели в период с 2006 – 2009 гг. к снижению темпов роста цен, как на промышленную продукцию, так и на продукцию сельскохозяйственных предприятий. Однако, так как данные меры противоречат политике ВТО, проблему ценового диспаритета необходимо рассматривать с совершенно новой точки зрения, для дальнейшего поиска её решения.
Таблица 2 – Динамика средних цен на основные виды промышленных
товаров, приобретенных сельскохозяйственными
организациями, 1998-2009 гг. руб
Показатель |
1998 |
2002 |
2006 |
2009 г. | ||
абс. |
в р., к | |||||
1998 г. |
2006 г. | |||||
Комбайны зерноубороч-ные, шт. |
406139 |
1286229 |
2903777 |
4846439 |
11,9 |
1,8 |
Тракторы, шт. |
112196 |
388110 |
1193592 |
2007087 |
17,9 |
1,7 |
Минеральные удобрения |
||||||
-азотные |
835 |
2350 |
9836 |
18549 |
22,2 |
1,9 |
-фосфатные |
1322 |
4383 |
8491 |
15561 |
11,8 |
1,8 |
Бензин автомобиль-ный, т |
1885 |
7441 |
16963 |
19755 |
10,5 |
1,2 |
Топливо дизельное, т |
748 |
6465 |
15707 |
15855 |
21,3 |
1,1 |
Комбикорма, т |
1109 |
4275 |
6331 |
9547 |
8,6 |
1,5 |
Электроэнергия, тыс. кВт/ч |
200 |
711 |
1576 |
2778 |
13,9 |
1,8 |
Уголь, т |
191 |
546 |
774 |
1229 |
6,4 |
1,6 |
Газ природный |
303 |
692 |
1630 |
2784 |
9,1 |
1,7 |
Создание благоприятного климата для развития сельского хозяйства (модернизация, инновации, инвестиции и. т.д.) в условиях вступления России в ВТО может осуществляться, только благодаря активному участию государства. Необходимо отметить, что в последние годы возрастает его роль в системе регулирования и стимулирования сельского хозяйства. С 2008 г. реализуются государственные программы, направленные на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. На реализацию мероприятий Государственной программы в 2008-2011 гг. были выделены средства федерального бюджета в объеме 519,1 млрд. руб.
За четыре года реализации Государственной программы отрасль достигла следующих результатов:
– темпы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах
всех категорий составили 116%, (животноводство – 111%, продукция растениеводства – 118,6%);
– производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий выросло на 25,9% к уровню 2007 г.
Кроме того, в 2011
г. Госдумой России был принят закон
«О государственной поддержке в
сфере сельскохозяйственного
Одним из приоритетных направлений является поддержка малых форм, на которые распространяются все существующие формы государственной поддержки – субсидирование процентных ставок, субсидии на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, страхование.
С 2012 г. вводятся
три новых направления
- компенсация
50% расходов на оформление земель
в собственность (в 2012 г. будет
выделено более 1,4 млрд. руб для
оформления в собственность
- финансирование
программы поддержки
- финансирование программы развития семейных молочных ферм, которое составит 1,5 млрд. руб.
Также наблюдается
улучшение инвестиционного
Информация о работе Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО