Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления в ВТО существенно возрастают угрозы, и повышается ряд факторов, воздействующих на рынок продовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.

Содержание работы

Введение
Тенденции и проблемы развития рынка продовольственных товаров в современных условиях
Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО
2.1 Тенденции и перспективы развития российского рынка агроподукции
2.2 Рынок продовольствия зарубежных стран (особенности, состояние, перспективы).
Обеспечение продовольственной безопасности России в контексте глобальных тенденций XXI века
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат правки новый.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Одной из заметных черт как частичных, так и полномасштабных  мер в области производительности являются крупные различия в абсолютных показателях производительности между странами. Несмотря на то, что темпы роста в развивающихся регионах могут быть такими же или более высокими по сравнению с развитыми регионами, производительность в развивающихся странах зачастую составляет лишь часть производительности развитых стран. Для многих развивающихся регионов характерны также серьезные отставания в том, что касается их потенциала. В Африке к югу от Сахары, например, урожайность культур в 2005 году достигала лишь порядка 27 процентов их экономического потенциала

Уменьшение  отставания в урожайности (путем, помимо прочего, обеспечения фермеров-женщин и других мелких землевладельцев  равным доступом к производственным ресурсам) окажет существенное влияние на объем поставок продукции растениеводства как на региональном, так и глобальном уровнях и, таким образом, на сбалансированность рынков и цены на сырьевые товары.

Моделирующие  эксперименты на основе модели Аглинка-Косимо, использованные для подготовки Сельскохозяйственного прогноза ОЭСР-ФАО (ОЭСР-ФАО, 2012 год), свидетельствуют о том, что уменьшение отставания в урожайности зерновых в развивающихся странах всего лишь на 10 процентов будет способствовать увеличению глобальных поставок

пшеницы, кормового зерна и риса на приблизительно 1,3 процента, 1,8 процента и 2,6 процента, соответственно. Такое увеличение производства

приведет к  снижению мировых цен на 13, 14 и 27 процентов, соответственно.

 Таким образом,  уменьшение отставания в урожайности  может оказать существенное воздействие  на сельскохозяйственные рынки  и цены. Снижение объемов продовольственных  потерь и пищевых отходов является другим путем повышения объемов продовольственных запасов. По подсчетам, глобальные показатели объемов продовольственных потерь и пищевых отходов приблизительно составляют 30 процентов для зерновых; 40–50 процентов – корнеплодов, фруктов и овощей; 20 процентов – масличных культур; и 30 процентов – рыбы (ФАО, 2011i). Потери продовольствия имеют место как в странах с высоким уровнем дохода, так и в странах с низким уровнем дохода. В странах со средним и высоким уровнями дохода потери продовольствия в основном происходят на этапе потребления, а в странах с низким уровнем дохода потери в большинстве случаев случаются на начальных и промежуточных этапах цепи продовольственного снабжения. Инвестирование средств в более эффективные системы, способствующие снижению объемов потерь или отходов, позволит также снизить выбросы парниковых газов – в прямом смысле, поскольку, как правило, отходы при их разложении генерируют метан, и косвенным образом, поскольку уменьшаются потребности в ресурсах.

В 2012 году по просьбе Большой двадцатки ряд международных организаций совместно подготовили специальный доклад Устойчивый рост производительности сельского хозяйства и ликвидация отставания мелких семейных фермерских хозяйств (Биоверсити и др., 2012 год). Этот доклад

представляет  собой прекрасную иллюстрацию того, какое значение правительства придают  делу укрепления роста производительности, особенно производительности мелких фермерских хозяйств. В этом исследовании содержатся оценка проблем на пути к увеличению производства и призыв к правительствам активизировать усилия, направленные на обеспечение устойчивого роста производительности в сельском хозяйстве путем содействия распространению улучшенных методов агрономии, создания соответствующих условий для предпринимательской деятельности и усиления инновационных систем.

Сохранение  высоких уровней недоедания во всeм  мире и последние тенденции в  том, что касается цен на сельскохозяйственные товары, их производства и потребления, подтверждают наличие крупных проблем, с которыми будет сталкиваться мировой сельскохозяйственный сектор в ходе грядущих десятилетий, а именно удовлетворение растущего спроса со стороны растущего населения, содействие искоренению голода и неправильного питания и сохранение природных ресурсов, от которых зависят сельское хозяйство и мы все. Для решения этих проблем нам необходимо способствовать росту производительности сельского хозяйства.

 Обеспечение  количественного и качественного  роста инвестиций в сельское  хозяйство является краеугольным  камнем усилий в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

3 Обеспечение продовольственной безопасности России в контексте глобальных тенденций XXI века

 

 

Проблема обеспечения  продовольственной безопасности России возникла не сегодня, ее уже неоднократно выносили на обсуждение на самом высоком уровне.

Данная проблема заключается в том, что приемлемый уровень потребления основных продуктов  питания российскими гражданами до сих пор не достигнут, особенно если рассматривать этот вопрос в  отдельности по группам населения  с разным уровнем доходов.

Неотъемлемой  частью национальной безопасности страны является ее продовольственная безопасность. Важнейшая социально-экономическая  задача России заключается в улучшении  обеспечения граждан продуктами питания. Решение данной проблемы является приоритетным направлением политики нашей страны, так как охватывает широкий спектр различных факторов.

В первую очередь, уровень продовольственной безопасности зависит от потенциала сельскохозяйственного  производства. В аграрной политике России, стратегия аграрного протекционизма должна быть основополагающей при оказании помощи отечественному сельхоз товаропроизводителю.

На сегодняшний  день в странах с развитой рыночной экономикой производство и переработка  сельскохозяйственной продукции рассматривается  как одно из важнейших условий политической стабильности, а также является показателем национальной независимости и поэтому регулируется соответствующим образом.

В самом общем  виде определение состояния продовольственной  безопасности населения оценивается  по следующим параметрам:

физическая  доступность продовольствия — наличие  необходимого ассортимента продовольственных  товаров на всей территории страны;

экономическая доступность продовольствия — уровень  доходов, позволяющий приобретать  продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

безопасность  продовольствия для потребителей —  предотвращение производства и реализации некачественных пищевых продуктов, которые могли бы нанести вред здоровью населения.

Содержание  понятия продовольственной безопасности и ее оценки относительно России еще не имеет единого мнения в современной экономической литературе, поэтому одни авторы считают, что продовольственная безопасность России не имеет никаких угроз, другие, наоборот, утверждают, что она в опасности, а третьи отмечают, что существует лишь потенциальная угроза, а нынешнее продовольственное положение страны характеризуется чертами, присущими временной зависимости от импорта.

Но все они  согласны в том, что в последние  годы в продовольственном обеспечении страны сформировались неблагоприятные тенденции, поэтому всем уровням органов власти необходимо принимать незамедлительные меры по улучшению ситуации на продовольственном рынке. И прежде всего, с макроэкономическим развитием связано решение проблемы продовольственной безопасности, так считают многие из авторов.

От сюда следует, что на сегодняшний день изменение  внешнеэкономической политики является актуальной задачей в улучшении  продовольственной безопасности России. Благодаря решению этой задачи возможно обеспечение спроса на отечественную продукцию, а также можно добиться реального роста российского аграрного сектора экономики.

Налаживание сотрудничества с международными и региональными  организациями, развитие отношений  с ведущими государствами мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.

С момента присоединения  к ВТО снижение импортных таможенных пошлин произошло для 1/3 товаров. Для 1/4 — на снижение пошлины до указанного уровня есть 3 года. Наиболее долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок приходится для птицы (8 лет). За собой Россия сохранила тарифные квоты на ввоз говядины, свинины и мяса птицы. Продукция, входящая в них, будет облагаться сборами по льготному тарифу: 15 % для говядины, 25 % для мяса птицы и 0 % для свинины. За рамками квот под заградительный тариф попадут объемы поставки: говядина — 55 %, мясо птицы — 65 % и 80 % — свинина

Не смотря на то, что Россия оставила тот же объем импорта мясных продуктов, что и был до вступления в ВТО, импорт не только не сократился, а, наоборот, вырос на 13 %. 85 тыс. тонн мяса было ввезено в нашу страну сверх квоты. А начиная с августа 2012 года по январь 2013 года импорт свинины увеличился на 34 % по сравнению с аналогичным периодом за 2011—2012 годы.

Рекордный рост цен на зерно еще больше усложняет  ситуацию, стоимость 1 кг фуражного  зерна составляет 11 рублей. В результате свиноводческие предприятия работают с убыточностью 15—20 %.

В связи с  тем, что в последний квартал 2012 года стоимость свинины снизилась  на 25 %, возникли трудности и у  производителей птицы. Дело в том, что  курятина и свинина, взаимозаменяемые продукты, поэтому птицеводам пришлось снизить цены вслед за производителями свинины. Но так как доля кормов в себестоимости птицы составляет 70 %, а цены на корма выросли почти в 2 раза, отрасль птицеводства близка к катастрофе.

На сегодняшний  день, для того чтобы российская продукция могла конкурировать с импортной, государству необходимо тратить на поддержку АПК от 96 до 111 млрд. руб. ежегодно, и так до 2020 года — иначе нашу страну заполнит импортное продовольствие.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в  ближайшие годы государству просто необходимо сделать все возможное для поддержания отраслей сельского хозяйства страны.

По данным Института  конъюнктуры аграрного рынка  РФ ожидаемый объем ежегодной  поддержки ВТО сельскому хозяйству  России составит 10—12 млрд. долл. США. Такие суммы в несколько раз превышают государственные расходы на развитие сельского хозяйства, пре¬дусмотренные в бюджете страны

В странах с  развитым агропромышленным комплексом большое внимание уделяется проведению фундаментальных и прикладных исследований в области аграрных проблем, а также увеличиваются расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров, информационное обеспечение, охрану окружающей среды, контроль качества продовольствия и т. д.

Для того чтобы  решить проблему продовольственной  безопасности населения нашей страны необходимо помимо государственной поддержки и стимулирования развития отечественного производителя также выработать и закрепить в законодательном порядке механизмы повышения доступности и качества продукции, предусматривая в том числе:

внесение изменений  и дополнений в действующие нормативные  правовые акты с целью создания единого  государственного органа по контролю качества и безопасности пищевых  продуктов;

разработку  системы адресной продовольственной  помощи наиболее нуждающимся слоям населения;

стимулирование  перехода к выпуску отечественных  продовольственных товаров под  торговыми марками;

развитие инфраструктуры рынка продовольственных товаров 

Только благодаря воспроизводственной основе России возможно решение продовольственной проблемы. Наша страна обладает значительными природными ресурсами, достаточными для производства всех видов продукции, а также огромным потенциалом отечественного продовольственного комплекса.

Активная государственная  политика помощи малоимущим слоям населения и экономический рост, приводящий к росту объемов производства продуктов питания и реальных доходов людейявляется необходимым и достаточным условием продовольственной обеспеченности.

В настоящее  время Правительство России в  серьез задумалось над решением вопроса обеспечения продовольственной безопасности страны. Министерством сельского хозяйства регулярно разрабатываются государственные программы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности на 2008—2012 гг. и 2013—2020 гг. Создана доктрина продовольственной безопасности, в которой изложена совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Особое внимание самообеспечению России продуктами питания уделяется в последнее время в связи со вступлением в ВТО. Таким образом, на сегодняшний день можно сказать, что руководством страны ведется активная и продуктивная работа по обеспечению населения России качественными, экологически чистыми и доступными продуктами питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня в России отмечается все больший рост отечественных  торговых сетей специализирующихся на продуктах питания. В настоящий  момент российский рынок розничной  торговли продуктами питания находится в стадии динамичного развития, на нем наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, причем как российскими, так и иностранными, предлагающими широчайший ассортимент товаров на любой вкус.

Информация о работе Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО