Оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют экономические регуляторы, свойственные рыночной торговле, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и оборачиваемость товаров. Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 54.19 Кб (Скачать файл)
  1. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

            Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

            Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары,тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.

            Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

            На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

            Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

            Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.

            Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

            В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия.

            Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

             Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).

            Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.

            Для определения первой части торгового запаса устанавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножают эти величины и к полученному произведению прибавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сумму делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам сложного ассортимента. Норма второй части торгового запаса традиционно принимается в половинном размере оптимальной партии поставки товаров.

            Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – до 100 % торгового запаса; по другим товарам – до 50 % торгового запаса.

            Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:

 

            Н = П + Зр + Зс,                                                                                  (1.1)

 

где Н — норматив товарного  запаса (по товарной группе);  
П — время на приемку, подготовку к продаже;  
Зр — рабочий торговый запас; Зс — страховой запас.

 

            Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.

            При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с фактическими и определяют причины выявленных отклонений.

            Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов. С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов, а затоваривание или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности. 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2.2 Изучение показателей оборачиваемости товарных запасов

 

            Система показателей товарных запасов:

1. Абсолютные показатели  товарных запасов - объем товарных запасов в натуральном и стоимостном выражении.

          1. Минимально допустимый объем товарных запасов. Его достижение свидетельствует о необходимости пополнения товарных запасов.

          2.Максимальный объем товарных запасов характеризует максимально возможную их величину при условии поступления всех заказанных товаров.

          3.Средний товарный запас за определенный период.

Средняя хронологическая в случае моментных данных о наличии товарных запасов на первое число этого периода (день, месяц, квартал и т.д.) определяется по формуле:

 

             З = З1 + З2 + … + ? З n ,                                                                         (1.2)

                                  n - 1

 

где З - средний товарный запас;

Зi - товарный запас на первое число подпериодов, i = 1,2,…n;

            З = Зн + Зк ,                                                                                                 (1.3)

                         2

Где Зн и Зк - запас товара, соответственно на начало и на конец периода.

 

Рассмотрим пример, исходные данные для которого представлены в таблице 1:

                                                                                                                    Таблица 1

Товарные запасы в первом квартале

Даты регистрации товарных запасов

1.01

1.02

1.03

1.04

Товарные запасы, млн. р.

80

65

58

55


Январь

72,5

февраль

61,5

март

56,5

За квартал

63,5




 

 

 

            2. Относительные показатели. Уровень товарных запасов - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.) к однодневному товарообороту за анализируемый период (руб.).

 

            Утз = Зк:о,                                                                                                     (1.4)

 

            Утз = Зк * t:TO,                                                                                            (1.5)

 

где Утз - уровень товарных запасов в днях товарооборота;

t - количество дней в анализируемом периоде;

ТО -- объем товарооборота за анализируемый период, руб.;

о - однодневный товарооборот за анализируемый период, руб.

 

            Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

             Вторым важнейшим относительным показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости, характеризующийся показателями скорости и времени товарооборота.

            Под товарооборачиваемостью понимается процесс восстановления товарных запасов взамен реализованных.

            Скорость товарооборота (С) показывает, сколько раз за определенный промежуток времени возобновляется товарный запас, то есть число его оборотов.

 

            С = ТО: З,                                                                    (1.6)

 

где ТО - товарооборот за определенный период, освобожденный от повторного счета, то есть чистый;

З- число оборотов.

 

             Время товарного обращения, или время обращения товаров (В) показывает число дней, в течение которых товар находится в сфере товарного обращения.

 

             В = З: о = З:ТО* t ,                                                                                     (1.7)

 

Обратная взаимосвязь  этих двух показателей доказывается не только логически (чем быстрее  оборачиваются товары, тем меньшее  число дней товар пребывает в  форме запаса), но и переходом  одной формулы в другую:

 

             C = t:B; B = t:C; B*C = t,                                                                           (1.8)

 

            Товарооборот гипермаркета за квартал (90 дней) составил 4915 млн. рублей, средний товарный запас - 982 млн. рублей. Однодневный товарооборот равен 54,5 млн. рублей. Товары обернулись 5 раз и находились в торговле 18 дней:

Информация о работе Оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия