Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа
В условиях рынка торговые предприятия устанавливают принципиально новые отношения с партнерами, действуют экономические регуляторы, свойственные рыночной торговле, вырабатываются коммерческие принципы, направленные на целенаправленную куплю-продажу товаров. В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и оборачиваемость товаров. Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.
С = 4915: 982 = 5 оборотов; В = 982: 54,5 = 18 дней;
Время товарного обращения измеряется показателем товарооборачиваемости, который выражается в днях оборота или в количестве оборотов за определенный период.
Количество оборотов товарной массы, взятой в объеме среднего товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Товарные запасы определяются в натуральном стоимостном выражении, в процентах к товарообороту и в днях товарооборота (ЗД).
Последние характеризуют обеспеченность планового периода товарными запасами в днях и вычисляются по следующей формуле:
ЗД =
где З1- сумма запасов текущего хранения на отчетную дату;
Тпл - однодневный плановый кредитуемый товарооборот.
Запасы текущего хранения определяют, вычитая из всей суммы запасов стоимость товаров сезонного хранения и досрочного завоза и прибавляя стоимость товаров в пути в розничных ценах.
Однодневный плановый кредитуемый оборот (весь розничный оборот) определяется делением кредитуемого оборота на число дней в периоде (в месяц - 30, квартале - 90, году - 360).
Рассмотрим методику расчета товарных запасов в днях на примере. Данные приведены в таблице № 4.
Товарооборот и товарные запасы гипермаркета в III квартале
№ |
П о к а з а т е л и |
Сумма тыс. руб. |
1 |
План розничного товарооборота на III квартал. |
250 |
2 |
Товарные запасы в розничной сети на 1 июля. В том числе: запасы сезонного хранения товары в пути, учтенные по бухгалтерскому балансу скидка на остаток товаров по балансу = 6% |
310 50 25 |
3 |
Норматив запасов текущего хранения на III квартал: в сумме в днях |
300 105 |
Однодневный плановый кредитуемый оборот |
2,7 тыс.руб. |
по заданной торговой скидки в процентах исчислили накидку |
6,4% |
товарные запасы в пути в розничных ценах |
26,6 тыс.руб. |
запасы текущего хранения |
286,6 тыс. руб. |
товарные запасы в днях |
115 дней |
запасы текущего хранения сопоставленные с нормативом |
+24,1 тыс.руб. +10 дней |
отклонение запасов от норматива в днях |
10 дней |
Таким образом, текущие товарные запасы гипермаркета превышают норматив на 24,1 тыс. руб. или на 10 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно было определить также делением суммы отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот на10 дней.
Следует помнить, что при определение товарных запасов в днях по розничной торговле их сумму делят на однодневный розничный товарооборот без мелкооптовой продажи со склада, по оптовой торговле на однодневный оптово-складской оборот, включая мелкооптовый отпуск со склада, в целом по системе потребсоюза на однодневный розничный оборот, включая мелкооптовый оборот.
3. Применение индексного метода анализа для изучения динамики показателей товарооборачиваемости
Изучение динамики средних показателей товарооборачиваемости осуществляется с помощью структурных индексов:
Ic = C1 = УCi1 * Зi1 / УCi0 * Зi0 = УCi1 * dЗi1 = УTOi1 / УTOi0
где Ic - индекс переменного состава скорости товарооборота;
dз = Зi / УЗi - показатель структуры товарных запасов предприятия.
Общая относительная динамика средней скорости (среднего времени) товарооборота по предприятию в целом складывается под воздействием двух факторов:
Выше был рассмотрен порядок расчета показателей для розничных торговых предприятий и организаций. Однако существует значительное число фирм и предприятий, выполняющих одновременно функции и оптовой, и розничной торговли. В связи с этим есть своя специфика в расчете указателей товарооборачиваемости по отраслям торговли.
В оптовой торговле время обращения рассчитывается в днях оптового товарооборота путем деления среднего объема товарных запасов и складов на однодневный оптовый складской товарооборот, включая «оптовую продажу со склада. Следует обратить внимание на расчет дневного товарооборота. Для этого берется не весь оптовый, а лишь вый складской товарооборот, поскольку товары, поставленные в розничное звено транзитом, не участвуют в формировании складских запасов. Отпуск товаров со склада организациям, учреждениям, предприятиям в рядке мелкого опта обеспечивается такой же товарной массой, что и оптовый. Поэтому мелкооптовая продажа, будучи по сути розничной, тем не менее, берется для расчета времени обращения в опте. Аналогично исчисляется показатель скорости товарооборота. Скорость товарооборота определяется делением оптового складского товарооборота с мелкооптовой продажей со склада на средний объем товарных запасов в опте.
Время обращения в оптовой торговле показывает, за сколько дней, а скорость товарооборота - сколько раз полностью обновился оптовый товарный запас в отчетном периоде.
Действующая методика нормирования и анализа товарных запасов и оборачиваемости в оптовой торговле предусматривает исчисление времени обращения не только в днях оптового товарооборота, но и в днях розничного товарооборота. Расчет времени обращения оптового звена в днях розничного товарооборота способствует существенному упрощению техники нормирования и анализа товарных запасов и их оборачиваемости, так как это дает возможность суммировать товарные запасы и время обращения товаров в оптовой и розничной торговле. В этом случае время обращения товаров равно среднему объему товарных запасов на базах и складах, деленному на однодневный розничный товарооборот, включая мелкооптовую продажу со склада. Аналогично скорость товарооборота в опте в днях розничного товарооборота определяется делением розничного товарооборота, включая мелкооптовую продажу со склада, на средний объем товарных запасов в оптовой торговле.
В розничной торговле время обращения товаров выражается в днях розничного товарооборота. Поскольку мелкооптовая продажа товаров со склада производится за счет складских, а не розничных товарных запасов, она не принимается во внимание при расчете показателей оборачиваемости в рознице. Время обращения товаров в рознице вычисляется путем деления среднего объема товарных запасов розничной сети на однодневный розничный товарооборот без мелкооптовой продажи со склада, а скорость товарооборота - отношением розничного оборота без мелкооптовой продажи со склада на средний объем товарных запасов розничной сети. По оптово-розничной фирме или по торговому дому в целом время обращения исчисляется в днях товарооборота и показывает, сколько дней прошло с момента поступления товаров на склад до момента конечной их реализации в магазинах:
ВО-Р.Ф = ЗО.Т. +
ЗР.Т. ,
Где ВО-Р.Ф - время обращения в днях по оптово-розничной фирме (торговому дому), то есть по торговле в целом;
ЗО.Т - средний объем товарных запасов в оптовой торговле;
ЗР.Т - средний объем товарных запасов в розничной торговле;
ОР. - однодневный розничный товарооборот, включая мелкооптовую продажу со склада.
СО-Р.Ф = ТОР
ЗО.Т + ЗР.Т
где СО-Р.Ф - скорость товарооборота в оборотах по оптово-розничной фирме (торговому дому), то есть по торговле в целом;
ТОР - объем розничного товарооборота, включая мелкооптовую продажу со склада.
4. Количественная оценка влияния факторов на размер и оборачиваемость товарных запасов
Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
соотношение между спросом объём розничного товарооборота
и предложением, сложность ассортимента, насыщенность товарных рынков, организация и частота завоза товаров, звенность товародвижения, объём импорта, состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия, уровень цен на конкретные товары,
физико-химические свойства товаров.
2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
Информация о работе Оценка величины товарных запасов в эффективности развития торгового предприятия