Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:51, реферат
Целью работы является выявление особенностей функционирования олигополистического рынка.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические концепции функционирования олигополий и их основные виды;
- охарактеризовать специфику ценовой политики в условиях олигополистического рынка;
- проанализировать особенности деятельности олигополий в современной России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ……..….5
2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………..............7
3 ПРОЦЕСС ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ………..15
4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИГОПОЛИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ……..….5
2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………...
3 ПРОЦЕСС ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ………..15
4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИГОПОЛИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Олигополия является одной из самых распространненых структур рынка в современной экономике, имеет стратегическое значение не только для конкретного взятого элемента экономики, но и для страны в целом. Почти все технические сложные отрасли промышленности: химия, металлургия, электроника, судостроение, самолетостроение имеют именно такую структуру. Но также на олигополистическом рынке бывают и стандартизированные продукты (цемент, газ и т. п).
Определение модели олигополии играет огромную роль, так как олигополия уникальна своими взаимоотношениями между конкурирующими на рынке фирмами. При всех других типах рыночных структур значение индивидуальной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов сказывается на всех остальных и на отрасли в целом. Поэтому рассмотрение темы «Теория олигополии» является актуальной на сегодняшний день.
Целью работы является выявление особенностей функционирования олигополистического рынка.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические концепции функционирования олигополий и их основные виды;
- охарактеризовать специфику ценовой политики в условиях олигополистического рынка;
- проанализировать особенности деятельности олигополий в современной России.
В ходе написания реферата были использованы методы исследования: метод анализа экономической литературы, посвященной теоретико-методологическим основам исследования олигополистической деятельности, методы экономического анализа, синтеза, метод сравнения.
При написании реферата были использована научная литература, аналитические журналы и интернет сайты, посвященные исследованию проблем функционирования олигополий в экономической системе.
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Стержневая черта олигополии - немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынке товаров и услуг эта отрасль является олигополистической. Рыночная модель олигополии находится в диапозоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией.
Слово «олигополия» было сформулировано на греческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором в 1516 г. [8]
В современной науке это слово используется экономистами в качестве термина, обозначающего тип строения рынка, при котором предложение представлено небольшим количеством крупных предприятий - продавцов однородной продукции.
На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом кол-ве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены ,объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2.По крайней
мере, некоторые фирмы в
3.Фирмы в
отрасли сознают свою
Нет единой модели олигополии, хотя разработан
целый ряд моделей.[13]
Первая попытка создать теорию олигополии была принята А.О. Курно в 1838 г. В этой модели рассматривалась олигополия, включающая лишь двух товаропроизводителей. Курно считал, что взаимодействие фирм-
дуополистов предопределяется максимизацией прибыли. При установлении фиксированной цены они будут производить неизменный объем продукции, обеспечивающий максимальную прибыль. При этом, по мнению Курно, равновесная цена будет выше, чем в условиях совершенной конкуренции, и ниже чем в монополии. Позднее идея Курно была дополнена американским математиком Дж. Нэшем и получила название равновесие Курно-Нэша. Последнее достигается в том случае, когда каждая фирма принимает наиболее адекватное решение об объеме производства, т.е. выбрана наилучшая стратегия для каждой фирмы и нет необходимости в сговоре, чтобы повышать прибыль.[2] Суть теории Курно можно проиллюстрировать в следующей главе.
2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французкий математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно. Однако его книга, а которой излагалась эта теория, осталась незаметной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу «Принципы терии богатства», где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е годы XIX в. последователи стали развивать его идеи.
Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы, и каждая принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменяется, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y. Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако, что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск. Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу.
Рис. 1- Модель Курно
Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки. Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот.
Рис. 2 - Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга
Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями. В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается,что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.[3, с.199]
Модель Курно многие экономисты считали наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т. е число фирм ограниченно и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предложение о нулевых операционных издержках
Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей. Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением: принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.
Картель — классический пример кооперативной игры с п участниками, где п может быть равно 2, 3 и т. д. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда ("общака"), из которого осуществляются "побочные платежи тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей. Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами — игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем, которой является модель дуополии по Курно. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко.[6, с.257-258]
Лидерство в ценах
Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.
Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную ( см. Рис. 3)
Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом, она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она определяет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL = МС). Остальные фирмы производят при цене РL, установленной лидером, qF единиц продукции. В состоянии равновесия qL + qF = qD и рыночная цена равна цене лидера.
Для объяснения поведения олигополиста, не занимающего лидирующего положения в отрасли, но не меняющего цены даже при изменении издержек, служит модель с ломаной кривой спроса. [9]
Рис. 3 - Лидерство в установлении цен
В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать спроса таются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками. В реальной действительности могут одновременно встречаться все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно практически не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно. С другой стороны, при выработке стратегических решений фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками. Задача экономической теории — изучить правила рационального выбора, привлекая аппарат теории, игр. Каждый "игрок"ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу, выбора у конкурента. В поисках наиболее "простого" пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д. Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило, запрещается нормами антимонопольного законодательства. Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, третий — в предельном случае — к чистой монополии. Он может быть изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение олигополистического ценообразования начинают с анализа ломаной кривой спроса.