Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:51, реферат
Целью работы является выявление особенностей функционирования олигополистического рынка.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические концепции функционирования олигополий и их основные виды;
- охарактеризовать специфику ценовой политики в условиях олигополистического рынка;
- проанализировать особенности деятельности олигополий в современной России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………………………….3
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ……..….5
2 МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………..............7
3 ПРОЦЕСС ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ………..15
4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИГОПОЛИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27
"Ростелеком" остается самым крупным оператором фиксированной связи по длине магистральных сетей: на конец 2011 г. их общая протяженность составляла 500 тыс. км.
Второй по протяженности в России и крупнейшей среди операторов мобильной связи магистральной инфраструктурой, по информации на конец 2011 г., обладала компания "Мегафон" (130 тыс. км). В течение года оператор построил свыше 20 тыс. км магистральных, зоновых и городских ВОЛС, а общая емкость транспортной сети выросла до 0,8 Тбит/с.
Протяженность волоконно-оптических линий связи МТС выросла за год почти на 15% и составила 117 тыс. км. В рамках проекта группа МТС построят около 15 ты. км ВОЛС в столице. МТС планируют использовать развернутую в столице волоконно-оптическую сеть для подключения базовых станций. Уже в 2012 г. создана транспортная инфраструктура, которая позволила до конца года перевести большинство базовых станций МТС в Москве на IP-технологии. Технология GPON позволяет предоставлять услуги современной цифровой телефонной связи, цифрового ТВ, широкополосного доступа в интернет на скорости до 100 Мбит/с. Это даст МГТС возможность внедрить новые услуги для абонентов, в том числе телевидение высокой четкости (HDTV), видеонаблюдение, пожарную охрану, видеозвонки и другие интерактивные сервисы. [7]
Рассмотрев некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании рассмотрены и уточнены сущность, экономическая природа, специфика и виды олигополистических рынков, модели олигополии, каждый из которых работает по своему специфически. Допустим невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании». Так же раскрыты пути активизации олигополистической деятельности.
Итак, олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры и обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества. Общества. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной.
Значение олигополии имеет значительный характер. Хотелось бы отметить, что предприятия стремяться достичь огромные масштабов производства, получается, что олигополии будут существовать в нашем совсеменном мире. Существуют как положительные, так и отрицательные стороны олигополии.
Положительная оценка олигополистических структур связана с достижением научно- технического прогресса. Ведь действительно, в последние десятилетия в омногих отрослях с олигополистической структурой достигнуты определенные успехи в науке и технике. Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а так же заметным влиянием в политических, экономических сферах.
Отрицательная сторона олигополии состоит в том, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а значит можно ожидать отрицательные моменты. Олигополия путем заключения тайных соглашений уходят из под контроля государства и создают видимость конкуренции, но на самом деле стремяться извлечь выгоду за счет покупателей. Это сказывается на снижении эффективности использования имеющих ресурсов.
Таким образом, олигополия эффективна, так
как вносит важный вклад в экономический
рост, активно участвуя в исследованиях
и разработках новых продуктах и технологий,
а также внедряя эти изобритения в производство.
Многие экономисты западных стран утверждают,
что олигополия приспособлена для проведения
длительных, фундаментальных исследований
и внедрение полученных результатов в
производство. К тому же участники олигополии
обладают значительным объемом прибыли,
которая является результатом существования
барьеров для вхождения в отрасль и их
способности избегать ценовой конкуренции.
Подобные утверждения подкреплены многочисленными
эмпирическими
данными. Лидирующие американские, японские,
европейские фирмы, оперирующие в высококонцентрированных
отраслях экономики, являются лидерами
технического прогресса. Среди них такие,
как “Кодак”, “Дюпон”,
“Ксерокс” и другие.
Так как участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией, обладают значительным объемом прибыли, способны избежать ценовую конкуренцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автопром: Автомобильная промышленность [Электронный ресурс] /internet:
http://www.autostat.ru/tags/
2. Беляев, М.И Монополистическая
конкуренция, и олигополия [Электронный
ресурс] /internet:http://www.
3. Булатов, А.С. Экономика [Текст] – М.:БЕК, 1999. – 816 с.
4. Камаев, В.Д. Экономическая
теория-2002- Олигополия и теория игр
[Электронный ресурс] /internet:http://uchebnik-
5. Нефтяная промышленность России
[Электронный ресурс] /internet: http://readux.ru/articles/
6. Нуреев, P. M. Курс микроэкономики [Текст] / Р.М. Нуреев, С. Б. Авдашева- М.: Норма, 2005. — 576 с.
7. Писарев, А. Аналитика: Телеком
2012 [Электронный ресурс]/internet:http://www.
8. Понятие олигополия [Электронный
ресурс] / internet:http://www.inventech.
11. Цветная металлургия: общие
сведения [Электронный ресурс] /internet:http://www.russia-
12. Ценообразование в условиях
олигополии [Электронный ресурс] /internet:http://www.mbaplus.
13. Черная металлургия [Электронный ресурс] /internet: http://urm.ru/ru/611
15. Экономический анализ рынка
олигополии в России: статистика, анализ
[Электронный ресурс] / internet: http://aknews.narod.ru/aror.