Опережающее развитие потребительского сектора в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Потребительский сектор экономики России неоднороден по своей структуре. Обладая высоким уровнем конкуренции и демонстрируя стремительное развитие, он является перспективной сферой деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике……..5

2. Значение потребительского сектора для развития российской экономики………………………………………………………………………...10

3. Опережающее развитие потребительского сектора в экономике (текущие тенденции в потребительском секторе)……………………………..16

Заключение………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 126.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

«Опережающее развитие потребительского сектора в экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике……..5

2. Значение потребительского сектора для развития российской экономики………………………………………………………………………...10

3. Опережающее развитие потребительского сектора в экономике (текущие тенденции в потребительском секторе)……………………………..16

Заключение………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребительский сектор экономики  России неоднороден по своей структуре. Обладая высоким уровнем конкуренции  и демонстрируя стремительное развитие, он является перспективной сферой деятельности.

В последние годы потребительский рынок России развивается быстрыми темпами – 10-15%  прироста ежегодно.  Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных отраслей российской экономики

Потребительский сектор, являясь  одним из наиболее динамично развивающихся  секторов экономики, имеет значительный потенциал для роста как за счет роста капитализации существующих компаний, так и за счет новых  размещений.

В течение последних лет  рост покупательной способности  населения стал основным фактором роста  потребления, что, в свою очередь, привело  к увеличению масштаба и возможностей внутреннего рынка. Благоприятная  экономическая конъюнктура, сложившаяся  в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий, поступление  на рынок отечественных и импортных  товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствуют дальнейшему увеличению потребительского спроса населения  и ускорению темпов развития потребительского сектора.

Полагаю, что в ближайшие несколько лет потребительский сектор будет демонстрировать уверенные темпы роста на фоне улучшения благосостояния населения и роста российской экономики в целом.

В настоящий момент одной  из достаточно интересных инвестиционных идей с точки зрения отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля являются вложения в потребительский сектор (традиционно к нему относят розничную  торговлю, производство продуктов питания  и товаров повседневного спроса). Потребительский сектор экономики страны весьма сложен и неоднороден по своей структуре и отражает многогранность потребностей личности и общества. Его можно классифицировать по нескольким основаниям. Например, по составу потребностей, которые он призван удовлетворить: в товарах - продовольственных и непродовольственных, различных услугах - от жизнеобеспечения до социокультурных, правовых и консультационных услуг. Потребительский сектор также можно классифицировать по составу отраслей, которые обеспечивают удовлетворение потребностей населения: сельское хозяйство, пищевая, легкая, медицинская и фармацевтическая промышленность и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  потребительского сектора в экономике

Потребительский сектор играет ведущую роль в структуре экономики, обеспечивая воспроизводство человеческого капитала и потребляя основную часть ВВП. Главная функция потребительского сектора – обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, функционирования семьи как основной ячейки общества, осуществление инвестиций в человеческий капитал.

Потребительский сектор (совокупность отраслей, производящих товары, платные и бесплатные услуги для населения, плюс  домашнее хозяйство) играет ведущую роль, как в создании общественного богатства, ВВП, так и в его потреблении.1

Домохозяйство (семья) в современной  экономике представляет собой главную  силу в производстве и распределении  товаров и услуг.  В разные исторические эпохи в зависимости от характера  общественных отношений изменялись место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и  ответственность, положение в обществе или социально-экономический статус семьи. Однако именно в семье осуществляется формирование основных потребностей индивида и его интересов.

Функции домохозяйства в  рыночной экономике.

- Основной поставщик факторов  производства.

-  Основной потребитель  произведенных товаров и услуг. 

- Основное звено формирования  и накопления человеческого капитала.

Человеческий капитал  – это имеющийся у каждого  человека запас знаний, способностей и мотиваций. Человеческий капитал  по своему назначению сопоставим с  физическим капиталом,  так как  его формирование требует отвлечения средств в ущерб текущему потреблению, но служит источником повышения производительности труда и заработков в будущем. Это благо длительного, но ограниченного  срока службы, оно может менять свою ценность в зависимости от других факторов, для его функционирования необходимы "амортизационные расходы". Кроме того, инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12 – 20 лет.

Система функций семьи  по формированию и накоплению человеческого  капитала включает: 

− создание материальной базы семьи; 

− производство физической основы человеческого капитала (реализация детородной, воспитательной и рекреационной  функций); 

− реализация человеческого  капитала посредством различных  способов предпринимательства и трудоустройства.

Наиболее важной функцией семьи является формирование и использование  семейного бюджета.

Семейный (потребительский) бюджет – таблица доходов и  расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за год. К доходам  семейного бюджета будет относиться: 

1 Заработная плата. 

2 Предпринимательский доход. 

3 Доходы от собственности  (рента, процент, дивиденд, арендные  платежи).

4 Государственные трансфертные  платежи (пенсии, стипендии, пособия,  бесплатные услуги в области  здравоохранения и образования).

5 Доходы из прочих источников. 

К расходам относят:

1 Соцстрахование.

2 Налоги.

3 Потребление (товары  первой необходимости, престижные  товары и предметы роскоши).

4 Инвестиции в человеческий  капитал. 

5 Добровольные пожертвования  и взносы в общественные организации. 

6. Прочие расходы.

7 Сбережения.

Изучение доходной части  семейного бюджета включает два  подхода: функциональное распределение  в соответствии с функцией, выполняемой  домохозяйством, и личное распределение среди домохозяйств и их членов. Анализ функционального распределения доходов показывает, что крупнейшим источником дохода домохозяйств является заработная плата (около 70 %). Практически равные доли в доходе составляют доходы мелких собственников,  а также арендная плата,  проценты на капитал и прибыль от предпринимательской деятельности. В странах с недостаточно развитыми рыночными отношениями особое место занимают нелегальные доходы от теневой экономики.

Теневая экономика – совокупность неучтенных и противоправных видов  экономической деятельности.

В структуру теневой экономики  включают:

- Фиктивную экономику  (нарушение отчетности, отклонение  от норм и стандартов).

- "Вторую"  экономику  (скрытие от финансовых и контрольных  органов доходов от легальной  деятельности).

- "Черную"  экономику  (незаконная производственная деятельность,  связанная с экономической преступностью).

Личное распределение  доходов связано с дифференциацией  дохода в зависимости от персонального  различия участников рынка  (талант,  способности,  квалификация,  образование  и т.д.)  и из-за асимметричности  рыночного механизма  (несовпадения спроса и предложения,  потребностей и возможностей).

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства  демонстрирует кривая Лоренца (лук  Лоренца), которая показывает распределение  личных доходов среди различных  групп населения (рис. 1) .

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Чем ближе значение этого  коэффициента к единице, тем выше неравенство. В России его значение было равно в 1993 г. – 0,37; в 1994 г. – 0,41; в 1996 г. – 0,5. Для характеристики дифференциации доходов используется также децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. В России децильный коэффициент увеличился с 5,4 в конце 1991 г. до 16–17 в 1997 г.

Дифференциация дохода и  уровня жизни населения обостряет  проблему бедности в рыночной экономике.

Рисунок 1. Кривая Лоренца

Бедность не поддается  точному определению и обычно трактуется как такое состояние  семейного бюджета, при котором  основные потребности семьи превышают  имеющиеся у нее средства для  их удовлетворения.

В социальной практике бедность измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний существует в  двух видах: социального и физиологического. Социальный минимум включает минимальные  нормы удовлетворения физиологических, духовных и социальных потребностей. Физиологический минимум рассчитан  на удовлетворение только главных физиологических  потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого  времени и без приобретения непродовольственных  товаров. Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской  корзины.

Потребительная корзина  – набор товаров и услуг, обеспечивающий жизнедеятельность человека и характеризующий типичный уровень, и структуру месячного (годового)  потребления человека или семьи. Потребительная корзина позволяет определить "индекс цен". 2

Индекс цен представляет соотношение цены "потребительной корзины" в данном периоде с аналогичной корзиной в базовом периоде. Индекс цен характеризует реальный доход, т.е. количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму денежного дохода. Доход в денежном выражении называется номинальным доходом.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение потребительского сектора для развития российской экономики

Потребительский сектор является двигающим фактором для всех остальных  отраслей рынка. Самостоятельный рост данного сектора достиг такой  отметки, когда уже становится необходимым  принять определенные меры и создать  благоприятные условия для его  дальнейшего развития в сторону  повышения конкурентоспособности  России на мировом рынке. Эти действия подразумевают под собой выработку  единых правил игры, учитывающих интересы всех сегментов рынка, а также  регламентирование роли государства  в системе рыночных отношений. Выбор  отечественными производителями и  поставщиками новых форматов должен быть выгодным не только для них  самих, но и для потребителей их продукции.

Существует целый ряд  факторов, влияющих на развитие потребительского сектора отечественной экономики, которые позволяют оценивать  уже оформившиеся на сегодняшний  день тенденции и учитывать их в стратегическом планировании деятельности компаний, равно как и в политике государства в данном секторе  рынка.

Основные факторы развития:

- выход государства из  числа активных участников рынка; 

- появление отраслевых  объединений и союзов, способных  взять на себя ряд государственных  функций; 

- стабильность установленных  правил игры; развитие малого  и среднего бизнеса. 4

По всем этим факторам потребительский  рынок России отстает от других отраслей отечественной экономики, не говоря уже об аналогичном секторе в  экономике развитых стран. Государство  не может быть активным игроком на потребительском рынке, его действия должны заключаться в "бездействии", или иначе – создании благоприятных  условий, путем отказа ряда своих  функций в пользу отраслевых союзов при сохранении государственного регулирования  в отдельных секторах, где нужно  жестко защищать права человека и  потребителя. Государство на данном этапе, при сохранении всех его функций, контролирует пока только реальный товар, а не процесс его производства или продажи. Что касается ситуации в сфере государственного регулирования, необходимые инспекционные структуры  отсутствуют именно в тех товарных сегментах, где люди меньше всего хотят приобретать фальсификаты – например, в фармацевтической продукции.

Общий объем потребления  в России очень низок, по сравнению  с развитыми странами. Но все же устойчивый рост розничной торговли и увеличение ВВП побуждают специалистов к прогнозированию положительной динамики изменения доли потребительского сектора в структуре ВВП. Со временем это может привести к уменьшению доли экспорта, который будет замещаться инвестированием и увеличившейся долей частного потребления. Кроме того, по мере увеличения потребительской способности разных доходных групп следует ожидать значительный рост спроса в сфере услуг.  Самые большие изменения в структуре потребления на национальном уровне обозначились через стремление покупателя приобретать товары в розничных магазинах. Опыт таких покупок гарантирует клиенту два факта – наличия и качества товара. Это предпочтение клиентов, в свою очередь, помогает компании делать точный прогноз потребностей покупателей.

Информация о работе Опережающее развитие потребительского сектора в экономике