Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Потребительский сектор экономики России неоднороден по своей структуре. Обладая высоким уровнем конкуренции и демонстрируя стремительное развитие, он является перспективной сферой деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике……..5
2. Значение потребительского сектора для развития российской экономики………………………………………………………………………...10
3. Опережающее развитие потребительского сектора в экономике (текущие тенденции в потребительском секторе)……………………………..16
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….27
Эти компании ориентированы на экстенсивный рост за счет расширения географии и приобретения региональных компаний, в том числе поглощения конкурентов. Они нуждаются в дополнительных средствах, а для этого не всегда подходит заемное финансирование. Учитывая тот фактор, что большинство из компаний потребительского сектора не обладают большими фондовыми мощностями (как, например, металлургические заводы), они могут рассчитывать только на стабильные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
Однако не все отрасли потребительского сектора демонстрируют рост. По-прежнему не изменилась финансово-экономическая ситуация предприятий легкой промышленности. В настоящее время легкая промышленность находится в тяжелом положении из-за недостатка оборотных средств и квалифицированных кадров, высокого износа технологического оборудования, низкой рентабельности производства и низкой конкурентоспособности продукции, значительных объемов "теневого" производства.
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2012-2014 гг. не произойдет значительного изменения их структуры (в фактических ценах). По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги, не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги, эластичные к доходам населения – культуры и связи, медицинские и образования, туризма, санаторно-оздоровительные услуги – будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждой из них в общем объеме невысока, за исключением услуг связи, и изменение их объемов не вносит существенного изменения в общую структуру потребления платных услуг населением.10
Несмотря на столь привлекательную
картину потребительского сектора
и явные перспективы его
По-прежнему инвесторы используют их только как механизм для временного "перекладывания" денег. Акции потребительского сектора требуют к себе более пристального внимания. Они интересны как для диверсификации основного портфеля инвестора, так и для создания стратегии инвестирования на основе портфеля потребительского сектора.11
Потребительский сектор: акцент на зарубежные рынки
В настоящий момент одной из достаточно интересных инвестиционных идей с точки зрения отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля являются вложения в потребительский сектор (традиционно к нему относят розничную торговлю, производство продуктов питания и товаров повседневного спроса).
По сравнению с остальными
отраслями и секторами
Во-первых, в глобальном масштабе (особенно в долгосрочной перспективе) сектор в целом характеризуется увеличением платежеспособного спроса за счет влияния двух ключевых факторов: увеличения численности населения (в частности, общая численность населения в мире в в октябре 1999 года составляла 6 млрд. человек, в а в октябре 2011 года — уже 7 млрд. человек) и постепенного, хотя и крайне неравномерного, роста уровня его доходов.
Во-вторых, потребительский сектор охватывает очень широкий спектр компаний, занимающихся самыми разнообразными видами бизнеса, что дает уникальные возможности для диверсификации внутри сектора.
Так, частный инвестор имеет возможность вложить свой капитал исключительно в производство продуктов питания или охватить всю производственную цепочку, распределив инвестиции между их производителями, переработчиками и розничными сетями, занимающимися реализацией продукции.
В-третьих, в рамках потребительского
сектора инвестор может реализовывать
как весьма консервативные, так и
очень рискованные стратегии, используя
особенности отдельных
Например, динамика финансовых показателей розничных сетей очень сильно зависит от динамики реальных доходов населения. Если реальные доходы населения увеличиваются, то положительную динамику будет демонстрировать весь сегмент в целом, однако основными бенефициарами роста доходов станут розничные сети, работающие в среднем и высоком ценовом сегменте (скажется общий рост потребления и переход части потребителей на более качественные и более дорогие товары). В случае стагнации или падения реального уровня доходов населения эффект будет обратным: потребители будут «уходить» в розничные сети, ориентированные на низкий ценовой сегмент.
Кроме того, инвестор может эффективно использовать разный уровень эластичности спроса на отдельные товары: недорогие продукты питания, лекарства и бытовая химия отличаются крайне низким уровнем эластичности спроса, а товары длительного пользования (в особенности, предметы роскоши), напротив, относятся к высоко эластичным товарам (например, после кризиса 2008 года в России продажи отдельных категорий «люксовых» товаров рухнули на 40-60%).
Несмотря на все «плюсы» потребительского сектора, в России вариантов инвестирования в него не так и много.
Прямые инвестиции в сектор нашей стране широкого распространения не получили, так как рентабельность потребительского сектора, за редким исключением, значительно уступает рентабельности сырьевых секторов отечественной экономики.
Паевые инвестиционные фонды, позиционирующие себя как фонды потребительского сектора (по данным Investfunds, по состоянию на начало февраля 2012 года в России было сформировано 11 таких фондов), в подавляющем большинстве случаев имеют очень широкую инвестиционную декларацию и относят к потребительскому секторе все отрасли, ориентированные на внутренний рынок (в частности, телекоммуникации, банковский сектор, химическую отрасль, машиностроение, строительство и т. д.), поэтому на практике такие фонды реализуют не столько идею роста потребительского сектора, сколько идею развития внутреннего рынка в целом.
В России наиболее простым и доступным способом инвестирования в потребительский сектор является покупка акций на биржевом рынке, однако в этом случае необходимо учитывать отраслевую специфику.
Особенностью российского рынка акций является очень низкий удельный вес компаний потребительского сектора: согласно самым оптимистичным экспертным оценкам, он не превышает 3% от общей капитализации фондового рынка. На зарубежных рынках доля потребительского сектора значительно выше: в среднем она составляет от 20% до 30% от общей капитализации рынка, а в некоторых странах достигает 40% и более.
Вторая «национальная» особенность сектора — низкая ликвидность. Как это ни парадоксально, в отечественном потребительском секторе нет ни одной «голубой фишки», хотя масштаб бизнеса отдельных компаний сектора достаточно велик (например, неаудированная выручка «М. Видео» по итогам 2011 года составила 132,2 млрд. рублей).
Еще одна отличительная черта заключается в том, что, приобретая акции российских компаний потребительского сектора, инвестор может рассчитывать исключительно на дальнейший рост их бизнеса.
Подводя итоги
можно сделать следующие
1.на фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса и потребительского поведения;
2.распространение практики потребительского кредитования преодолевает негативные последствия сохраняющегося уровня безработицы и социального расслоения, однако объективно способствует переносу интереса покупателей на импортную продукцию;
3. высокий уровень урбанизации в стране (70% населения проживает в городах, а 30% в 50 крупнейших населенных пунктах) и растущая покупательная способность населения в крупных агломерациях приводят к активному росту торговых розничных сетей и их дальнейшему продвижению в российские регионы;
4. приход иностранных игроков на потребительский рынок влечет за собой ужесточение конкурентной борьбы, активизирует процессы слияний, но и способствует оздоровлению бизнес среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка по прежнему находится «в тени».
Наконец, самое важное
– составляя более пятой части
ВВП потребительский рынок
Заключение
Потребительский сектор весьма сложен и неоднороден по своей структуре, отражая многогранность потребностей личности и общества, – а экономика и создана для удовлетворения этих потребностей.
Уровень потребления населением товаров и услуг является сегодня объективным условием не только существования и развития общества, как единой социально-экономической системы, но и важнейшим условием конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Динамика потребительского спроса в России влияет на рост ее ВВП. Наиболее активными темпами растет розничная торговля, однако и здесь, как и в целом в потребительском секторе, все еще низок уровень конкуренции.
Ассоциация менеджеров провела исследование, озаглавленное «Какие факторы влияют на сегодняшний рост потребительского сектора». На первое место среди факторов роста респонденты поставили действия государства, направленные на регулирование этого сектора. Если учесть, что на федеральном уровне официальной позицией является отказ от любого вмешательства в развитие потребительского рынка, то, очевидно, в сознании респондентов речь идет о действиях региональных и местных властей. В связи с этим еще раз следует подчеркнуть необходимость законодательно определить четкое распределение полномочий и определить оптимальные пределы вмешательства властей различных уровней в деятельность хозяйствующих субъектов потребительского рынка путем принятия соответствующего закона.
На второе место по значимости в ответах был поставлен фактор активной рыночной политики самих предприятий отрасли. Процессы, происходящие в отрасли сегодня, говорят о том, что в будущем на рынке останутся те организации, кто сегодня вкладывает средства в собственное развитие, в повышение качества сервиса, в обучение персонала, в совершенствование технологических процессов.
На третьем месте был указан фактор благоприятной экономической конъюнктуры, способствующей повышению доходов граждан. Рост покупательной способности населения будет, несомненно, играть в пользу дальнейшего увеличения доли частного потребления в ВВП. Сегодня она составляет около 50% (при том, что в Великобритании она равняется 63%, а в США – 70%). По мере дальнейшего экономического роста на уровне 5-7% в год повышение покупательной способности граждан будет способствовать увеличению спроса на товары длительного пользования с улучшенными потребительскими свойствами, в то время как существенного роста спроса на продукты питания ожидать не следует – как из-за физиологических пределов, так и дальнейшего прогнозируемого сокращения населения страны.
Четвертый фактор – отсутствие альтернативы потреблению: низкая привлекательность инструментов накопления и сбережения доходов. Хотя относительный объем размещаемых на банковских депозитах средств граждан будет продолжать расти, темпы этого роста вероятней всего будут ниже, чем в предыдущие годы, и все большую часть доходов население будет тратить на покупку товаров и услуг.
В этом же направлении их будет подталкивать нарастающий темп потребительского кредитования. 12
Картину фантастического, иначе
и не назовешь, роста сегодня демонстрируют
потребительские секторы
Потребительский сектор стоит всячески стимулировать, чтобы он развивался опережающими темпами. Здесь будут гаситься инфляционные волны при вложении денег в машиностроение, инфраструктуру и другие серьезные, “долгоиграющие” проекты. Он вберет в себя и уже активно вбирает излишки рабочей силы при начале структурной перестройки в неконкурентоспособных отраслях.
В течение последних лет рост покупательной способности населения стал основным фактором роста потребления, что, в свою очередь, привело к увеличению масштаба и возможностей внутреннего рынка. Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствуют дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению темпов развития потребительского сектора.
Полагаю, что в ближайшие
несколько лет потребительский
сектор будет демонстрировать
Список литературы
1.Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
2. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 140 с.
Информация о работе Опережающее развитие потребительского сектора в экономике