Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:55, курсовая работа
Потребительский сектор экономики России неоднороден по своей структуре. Обладая высоким уровнем конкуренции и демонстрируя стремительное развитие, он является перспективной сферой деятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике……..5
2. Значение потребительского сектора для развития российской экономики………………………………………………………………………...10
3. Опережающее развитие потребительского сектора в экономике (текущие тенденции в потребительском секторе)……………………………..16
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….27
Помимо макрофакторов
российской экономики на развитие потребительского
сектора немалое влияние
Мировые производители это
знают, поэтому все серьезнее
относятся к российскому
Тенденции, происходящие в потребительском секторе: увеличение чувствительности потребителя к цене и ценности товара, усиление роли маркетинга и рекламы, уменьшение покупательской лояльности к одному бренду. Основная конкурентная борьба сегодня происходит не на полках магазинов, а в умах покупателей. Именно поэтому и западные, и российские компании в борьбе за потребителя все больше ориентируются на "военные" стратегии маркетинга.
Что касается динамики развития основных сегментов потребительского сектора экономики – продуктов питания, товаров длительного пользования и услуг. Острые проблемы, существующие на рынке недвижимости: проблема саморегуляции; низкий процент ипотечных сделок; отставание предложения от спроса; отсутствии у компаний открытой отчетности. Печально положение текстильной отрасли на потребительском рынке, так как подавляющая доля импорта в данном сегменте, на которую уходит четверть нефтедолларовой выручки страны. Мы сегодня пока гости на собственном потребительском рынке, поэтому хотелось бы привлечь больше внимания государства к нашему сегменту. И в автомобильном сегменте в ближайшее время не ожидается снижения доли иномарок. Инвестор не идет к нам из-за множества мелких, но неприятных подробностей, характеризующих специфику отечественного производителя, а не по причине низких или высоких государственных пошлин.
Одной из серьезных проблем, препятствующих конкурентоспособности отечественного производителя потребительских товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, являются устаревшие основные фонды российских предприятий. На их модернизацию необходимы немалые средства. Специалисты, присутствовавшие и выступившие на форуме, предложили несколько моделей привлечения капитала в компанию. Среди них: выпуск корпоративных облигаций, коммерческое кредитование, выпуск векселей, прямое инвестирование. Выпуск корпоративных облигаций – один из основных способов долгосрочного финансирования предприятий. За рубежом объем заимствований неуклонно растет, например, в США за последний год он составил 6,2% от ВВП. В России этот рынок также показывает тенденции к росту. Несмотря на то, что долгое время основными игроками на бирже были крупные предприятия с большим объемом заимствованных средств, рынок корпоративных облигаций уже готов к появлению на нем предприятий потребительского сектора. Эксперты прогнозируют этому рынку высокий потенциал роста.
Еще более простой и быстрый в документальном оформлении инструмент привлечения капитала – выпуск векселей. Публичная вексельная программа – это самый удачный дебют компании на рынке ценных бумаг. Чуть позже стоит выходить на выпуск облигаций. Корпоративные облигации лучше всего обеспечивают публичную кредитную историю компании. Прямые инвесторы также готовы обратить свой взор на предприятия потребительского сектора и на правах активного инвестора, входящего в Совет директоров и являющегося контролирующим акционером, участвовать в капитализации компании. Для компании подобное сотрудничество привлекательно не только увеличением оборотных денежных средств, но и приобретением положительной репутации (прозрачности, корпоративной культуры), стратегическим видением бизнеса, долгосрочным финансированием.
Правда, при этом придется
«поменять повадки, так как прямой
инвестор введет контроль над принятием
решений, отказаться от агрессивной
налоговой оптимизации и «
Уровень конкуренции в розничной торговле и потребительском секторе достаточно низок. Отечественный рынок на данном этапе пока прощает многое российским компаниям, но чтобы избежать проблем в будущем, надо начинать решать их уже сейчас. Для этого необходимо воспользоваться ситуацией переходного этапа и заложить правильную организационную структуру рынка, пока на нем еще остались свободные ниши, не занятые западными конкурентами. Ожидание прихода западных производителей и поставщиков должно стимулировать отечественные компании вырабатывать новые форматы и, соответственно, новые подходы к работе с клиентами.
Ужесточение конкуренции должно стимулировать существенное повышение качества выпускаемой продукции. Однако можно не дожидаться, пока грянет гром и начнется жесткая борьба за место на рынке, а уже сейчас выбрать активную внутреннюю позицию и приступить к наращиванию системы качества. Качество не бывает случайным – это результат системы действий, которую предприятие должно развивать в нужном направлении, если претендует на соответствие выбранному сектору рынка. Из-за низкого качества товара компании теряют 20-30% своего оборота, чего могли бы избежать, применив новые эффективные системы качества. Высшее руководство компаний часто отвергает систему менеджмента качества, не понимая, что это, на самом деле, является основной концепцией менеджмента в целом.
Для обеспечения
Если государственное
стимулирование развития потребительского
сектора вызывает скептическое отношение
у многих участников данного рынка,
то грамотный персонал и способность
компании к его обучению, без всякого
сомнения, ставятся специалистами в
один ряд с экономическими и качественными
факторами повышения
Серьезный пласт управленческих
задач в потребительском
Российский потребительский
рынок сегодня открыт, однако не
стоит забывать о растущей конкуренции
не только внутри страны, но и со стороны
международных компаний. Внутренняя
эффективность и качество – вот
пути повышения
3.Опережающее
развитие потребительского
С начала 2011 года наблюдается активное восстановление потребительского спроса, что характерно как для услуг розничной торговли, так и для сферы платных услуг населению. Так, оборот розничной торговли за семь месяцев увеличился на 5,3%, что соответствует аналогичному периоду 2010 года, объем платных услуг населению вырос на 3% (январь-июль 2010 г. – на 0,8 процента).
Важными факторами, влияющими на состояние потребительского рынка, являются как структура потребительских предпочтений населения, его спроса на товары и услуги, так и экономическая ситуация в стране в целом, под воздействием которой формируются реальные располагаемые доходы населения и инфляционные ожидания.
Рост объема оборота розничной торговли и платных услуг населению в 2011 году основывался, прежде всего, на превышении роста потребительских расходов (январь-июль 2011 г. к январю-июлю 2010 г. рост на 16,6%) над реальными располагаемыми денежными доходами населения (снижение на 1%) за счет снижения сбережений, которые только по итогам семи месяцев 2011 г. сократились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Существенный вклад в развитие потребительского рынка также внес рост потребительского кредитования (по состоянию на 1 июля 2011 г. кредиты, предоставленные физическим лицам, выросли с начала года на 11,5 процента). Подтверждением положительных тенденций в сфере потребительского рынка являются данные исследований, выраженные в индексе потребительской уверенности, отражающем совокупные потребительские ожидания населения. Повышение уровня указанного индекса во II квартале текущего года сопровождалось положительными изменениями по всем его компонентам в среднем на 4-5 п.п. по сравнению с показателями I квартала 2011 года. Это относится к оценке ожидаемых и произошедших изменений экономической ситуации в России, изменений в материальном положении населения, формирования благоприятных условий для крупных покупок и сбережений.6
Состояние потребительского сектора экономики
В концепции человеческого развития рост доходов рассматривается в качестве одного из основных средств повышения благосостояния, соответственно, только экономический рост является основой роста доходов населения. Следует учесть, что на потребительский сектор оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам нужно отнести укрепление национальной валюты и мировую конъюнктуру. К внутренним - покупательную способность населения и государственное стимулирование. Рассмотрим потребительский сектор как товары и услуги для населения, производимые и потребляемые. Производство напрямую зависит от потребления, а потребление товаров и услуг - от доходов населения. В последние годы в России наблюдается стабильный рост экономики (рис. 2), что отразилось на улучшении благосостояния населения и, соответственно, обеспечило устойчивый рост потребительского сектора.
Рисунок 2. Динамика ВВП России7
Согласно опубликованным данным Минэкономразвития от 24 августа 20011 г. зарплаты россиян за 7 мес. текущего года выросли на 11%. Продолжающийся рост реальных доходов населения стимулирует увеличение потребительских расходов, что в свою очередь подталкивает предприятия, выпускающие потребительские товары, наращивать объемы производства. Рост уровня жизни населения приводит к росту спроса в сфере услуг.
Согласно данным Госкомстата, за 2011 г. оборот розничной торговли составил 19082577,6 млн. руб. По сравнению с уровнем прошлого года оборот увеличился на 7% (рис. 3). Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. Предпосылкой сохранения активного роста потребительского спроса будет сохраняющаяся динамика реальных располагаемых доходов населения.
Рисунок 3.Оборот розничной торговли8
Очередной квартальный замер Росстата потребительских ожиданий населения прибавил оптимизма производителям товаров народного потребления и организациям торговой розницы. Обследование населения на предмет совокупных потребительских ожиданий, проведенное Росстатом выявило рост индекса потребительской уверенности россиян на 10 п.п. Заметный рост потребительской уверенности — явление отрадное, если бы еще и само потребление росло заметно. Тем не менее уровень, и динамика потребительской уверенности россиян выглядят неплохо. Растет желание — придет и потребление.9
Финансовое состояние потребительского сектора
Самостоятельный рост и развитие потребительского сектора стали возможными благодаря следующим факторам: выходу государства из числа активных участников рынка; появлению отраслевых объединений и союзов (например, Российский зерновой союз, Российский мясной фонд, СоюзРоссахар), способных взять на себя ряд государственных функций; стабильности установленных "правил игры"; развитию малого и среднего бизнеса. Одной из серьезных проблем для сектора в целом являются устаревшие основные фонды российских предприятий, требующих для проведения модернизации немалых средств.
Однако для большинства предприятий потребительского сектора характерны достаточно скромные объемы оборота по сравнению с другими сегментами рынка. Это сдерживает привлечение дополнительных средств. И только в тех отраслях, где более или менее завершился передел рынка между крупными производителями и прошло слияние мелких предприятий в крупные, появились компании, которые разместились или могут в дальнейшем провести размещение на рынке ценных бумаг.
Информация о работе Опережающее развитие потребительского сектора в экономике