Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:31, контрольная работа
Новая система оплаты труда должна изменить в образовании идеологию выплаты заработной платы. Главная ее задача, чтоы каждый преподаватель смог получать больше за качественный труд, предъявив свои результаты. Это могут быть подготовленные к интеллектуальным и спортивным состязаниям учащиеся, количество медалистов, критерием может быть положительная динамика успеваемости, стабильность состояния здоровья учащихся, новаторские методики и т.д. Для оценки показателей в каждом образовательном учреждении есть локальные нормативные акты по оплате труда, которые должны сделать ясными и прозрачными все схемы и алгоритмы начисления заработной платы.
Введение
1. Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования.
2. Система оплаты труда в высших учебных заведениях.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание
Введение
1. Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования.
2. Система оплаты труда в высших учебных заведениях.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Современные стратегические ориентиры в развитии экономики, повышение открытости общества обуславливают изменение требований государства и общества к образованию. Введение новых систем оплаты труда сегодня волнует всех работников системы образования.
«Сохранение столь привычной в рамках ЕТС урочно-почасовой системы оплаты труда учителей есть вещь невозможная, тормозящая, по сути, все прогрессивные тенденции и возможности развития российской школы» [1].
Новая система оплаты труда должна изменить в образовании идеологию выплаты заработной платы. Главная ее задача, чтоы каждый преподаватель смог получать больше за качественный труд, предъявив свои результаты. Это могут быть подготовленные к интеллектуальным и спортивным состязаниям учащиеся, количество медалистов, критерием может быть положительная динамика успеваемости, стабильность состояния здоровья учащихся, новаторские методики и т.д. Для оценки показателей в каждом образовательном учреждении есть локальные нормативные акты по оплате труда, которые должны сделать ясными и прозрачными все схемы и алгоритмы начисления заработной платы. «Вопросы создания общественных советов, комиссий, которые распределяют стимулирующую часть, частота их заседаний, методики расчета выплат – все это определяется в образовательном учреждении.
Система оплаты труда в учреждениях, реализующих программы общего образования
Правовым основание введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
Негативными аспектами почасовой системы оплаты труда учителей являлись следующие:
1) Экономическое игнорирование внеурочной, воспитательной работы и работы учителя с родителями, методической работы, участия в оздоровительных, воспитательных и других школьных мероприятиях, консультаций учащихся, внеурочной работы с отстающими учащимися и с учащимися, проявляющими способности, некоторых других видов работы – таких, как дежурство, участие в работе педсоветов и методических объединений, оснащение занятий учебно-методическими материалами, аналитическая и координационная работа с другими учителями школы и педагогами дополнительного образования и т.п.
2) Экономическое ущемление учителей начальных классов, которые, как правило, имеют больший объем внеклассной работы, чем учителя-предметники.
3) Отсутствие факторов, стимулирующих повышение качества учительского труда (невозможность повысить заработок за счет качества работы ведет обычно к стремлению учителя набрать больше часов, что неизбежно негативно сказывается на качестве преподавания).
4) Сохранение низкой эффективности бюджетных расходов на общее образование.
5) Неконкурентоспособность школ, т.к. урочно-почасовой системы оплаты труда учителей также препятствует росту школьной автономии.
Новая система заработной платы учителей направлена на учёт всей выполняемой ими работы, экономическое стимулирование качества и результативности педагогического труда, рост профессионализма, развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.
С 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда начали переходить образовательные учреждения Свердловской области.
Позитивные эффекты новой системы оплаты труда:
1) Наличие механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда.
Введение новой системы является первым серьезным шагом к установлению взаимосвязи между результативностью труда учителя и уровнем его доходов. Таким образом, введение НСОТ является экономическим рычагом регулирования содержательных вопросов образовательной политики сегодняшнего дня и одним из механизмов формирования гражданского заказа на результаты учительского труда.
2) Повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда. Первые два пункта неразрывно связаны друг с другом. Когда представление и критерии качества и результативности работы определены, и именно от этих показателей зависит рост доходов учителя, то педагог может сам влиять на уровень своего благосостояния. Т.е. не «чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь», а «чем лучше работаешь, тем выше зарплата».
3) Наличие механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей – почасовой аудиторной нагрузки; внеурочной работы по предмету; классного руководства; проверки тетрадей; заведования учебными кабинетами и др. видов деятельности, определенных должностными обязанностями. Школа в экономическом аспекте становится учебно-воспитательным учреждением, где внеурочная деятельность педагога полноправно войдет в структуру оплачиваемой работы. Это преимущество НСОТ в том числе создает предпосылки для широкого внедрения в школьное образование инновационных процессов. Труд педагога, работающего в инновационном режиме, должен оплачиваться выше, даже если его часовая нагрузка такая же, как у коллег из традиционных школ. НСОТ позволяет директору и Управляющему совету школы поощрять творческих педагогов-новаторов материально.
4) Зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых.
5) Участие органов самоуправления общеобразовательных учреждений и профсоюзов в распределение стимулирующей части фонда оплаты труда. Участие общественности в управлении системой общего образования (т.е. управляющих и попечительских советов ОУ) положительно зарекомендовало себя как в мировой, так и в российской практике. Именно укрепление роли управляющих советов содействует развитию столь необходимого системе общего образования участие в нем гражданских институтов. Так что если участие гражданских институтов в формировании и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда активное и деятельное, фонд стимулирующих надбавок к учительскому заработку может оказаться немалым.
6) Как результирующая – реальный рост заработной платы учителей.__
Механизм формирования и структура оплаты труда по НСОТ
Одна из задач НСОТ – отработать эффективные способы оплаты и стимулирования труда учителей не только за проводимые ими уроки, но и за работу вне уроков.
Механизм формирования и структура оплаты труда по НСОТ выглядят следующим образом:
- субвенции, поступающие с регионального уровня и предназначаемые на оплату труда учителей, частью идут в фонд стимулирования руководителя образовательного учреждения и в фонд оплаты труда на уровне образовательного учреждения;
- фонд оплаты труда на уровне образовательного учреждения делится на базовую и стимулирующую части;
- базовая часть оплаты труда
административно-
Общая часть фонда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника, исходя из количества проведенных им учебных часов и числа обучающихся в классах. Специальная часть фонда оплаты труда включает в себя выплаты компенсационного характера и повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения, за квалификационную категорию педагога) и выплаты, предусматривавшиеся ранее (доплаты за почетные звания, государственные награды и т.д.);
- стимулирующая часть фонда оплаты труда – поощрительные выплаты по результатам труда (премии).
Таким образом, новая система оплаты труда представляется более справедливой, поскольку учитывает все реалии и аспекты сложно организованного педагогического труда.
Но специализированные школы, гимназии, лицеи с переходом на НСОТ и на нормативное подушевое финансирование «пострадали». Теперь конкурентоспособность таких школ под большим вопросом - ведь при системе подушевого финансирования, чтобы школа получила как можно больше денег, в ней должно быть как можно больше учеников. Значит, чтобы преподаватели могли нормально зарабатывать руководство школы должно снизить требования к поступающим ученикам. С переходом на НСОТ нецелесообразным становится деление класса на подгруппы для изучения иностранных языков, происходит повсеместное это сокращение ставок педагогов дополнительного образования, социальных работников, психологов. В гимназиях закрываются многочисленные кружки, секции, группы продленного дня.
Вывод один - введение НСОТ и системы нормативно-подушевого финансирования в специализированных школах привело к ухудшению качества образования в них, к снижению конкурентоспособности данных школ. Представители Министерства образования и науки РФ предлагают помогать специализированным школам при помощи системы грантов, что отчасти компенсирует утрату системной поддержки.
Проведенное исследование показывает, НСОТ – это российская новинка, но повышению качества образования она зачастую не способствует. Скорее наоборот, снижает его, попутно умножая число проблем в образовании и усугубляя их остроту. Нельзя сбрасывать со счетов и колоссальные административные издержки, связанные с принятием регионального закона о НСОТ, проведением необходимых финансовых расчетов и обоснований, организацией разъяснительной работы среди учителей и затратами на психологов, призванных смягчить конфликтные ситуации в педагогических коллективах, на внесение изменений в уставные документы школ и т.д.
Система оплаты труда в высших учебных заведениях
Начиная с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников тех федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, где ранее оплата осуществлялась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Государство отказалось от директивного подхода при формировании заработной платы работников федеральных бюджетных органов и учреждений. Новые системы оплаты труда более демократично учитывают специфику бюджетной сферы.
В высших учебных заведениях
предусматриваются должности
К профессорско-
декана факультета,
заведующего кафедрой,
профессора,
доцента,
старшего преподавателя,
преподавателя,
ассистента.
Представляется, что должность
заместителя декана факультета также
должна относиться к профессорско-
Как правило, в вузах применяется штатно-окладная система оплаты труда. Должностные оклады в этом случае являются фиксированной величиной. Они указываются в штатном расписании вуза и соответствуют тому или иному квалификационному уровню.
Оплата труда научно-педагогических работников вузов имеет свою специфику, которая, главным образом, заключается в прямой зависимости размера заработной платы работника от его квалификации (ученой степени, ученого звания) и в определенной степени от стажа работы.
Зарплата, устанавливаемая работникам в соответствии с новыми системами оплаты труда, не должна быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой ранее на основе ЕТС. Новая система оплаты труда работников вузов включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Оплата труда работников высших учебных заведений должна осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»[8].
Общий фонд оплаты труда работников высших учебных заведений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Заработная плата преподавателя включает в себя должностной оклад с повышающим коэффициентом, компенсационные, стимулирующие и иные выплаты и предельными размерами не ограничивается.
Должностной оклад
устанавливается по профессиональным
квалификационным группам. Следовательно,
должностной оклад для