Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы является раскрыть сущность прибыли и рентабельности производства в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- раскрыть сущность прибыли и рентабельности производства;
- представить методику анализа прибыли и рентабельности;
- рассмотреть факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.
Объектом исследования курсовой работы методика анализа прибыли и рентабельности производства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………..5
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности............................5
1.2 Методика анализа прибыльности и рентабельности.............................11
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности…...…..19
II РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
2.1 Исходные данные......................................................................................24
2.2 Оценка движения основных фондов и характера их изменений……..24
2.3 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств……………………………....27
2.4 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности………28
2.5 Расчет показателей прибыли и рентабельности……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….34
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются с интересами участников экономического процесса.
1.2 Методика анализа прибыльности и рентабельности
В целом анализ прибыли представляет собой процесс изучения тенденций формирования и использования прибыли, выявления возможностей повышения эффективности деятельности организации на основе управления прибылью и формирования того комплекса мероприятий, которые будут способствовать максимально возможному улучшению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Существуют различные классификации методов финансового анализа:
- горизонтальный (временной) анализ – сопоставление каждого показателя отчетного периода с предшествующим;
- вертикальный (структурный) анализ - установление структуры конечных показателей с раскрытием воздействия каждого на итог;
- трендовый анализ означает
сопоставление показателя
- диагностика финансовых коэффициентов – вычисление конкретных показателей, а также определение их связи.
Помимо раскрытых способов можно также представить сравнительную и факторную оценку.
Сравнительный анализ представляет собой оценку кумулятивных коэффициентов по индивидуальным коэффициентам компании, звеньев, отделений, так и межхозяйственная оценка коэффициентов конкретной компании, с коэффициентами конкурирующих фирм.
Факторная оценка дает возможность проанализировать воздействие конкретных факторов на конечный коэффициент с помощью прямого способа дробления конечного коэффициента на составные части, так и с помощью обратного способа, когда индивидуальные компоненты складывают в общий итоговый коэффициент [21, с. 117].
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Рентабельность является тем стоимостным качественным показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, который позволяет дать характеристику уровня отдачи затрат и используемых для осуществления коммерческой деятельности и реализации продукции материальных и нематериальных ресурсов [18, с.73].
Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия, и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат.
Это важнейшая группа показателей, потому, что результаты анализа данных показателей позволяют принимать решения вложения собственных средств, в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
Порядок расчета и интерпретации полученных показателей рентабельности, методики их факторного анализа широко рассмотрены в отечественной литературе и переводных изданиях, освещающих вопросы финансового и экономического анализа.
При принятии управленческих решений, как правило, используется структурированная система показателей оценки рентабельности, ориентированная на определенную цель. Используемая система показателей оценки рентабельности позволяет избежать неполного и одностороннего отражения деятельности предприятия, так как отдельным показателям оценки рентабельности присуща ограниченная информационная ценность, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей оценки рентабельности особенно важна в тех случаях, когда следует учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом следует выделить, что неоправданно большое число показателей оценки рентабельности перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
Состав системы показателей оценки рентабельности в большей степени зависит от вида проводимого анализа. Как правило, выделяют два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производят, независимые аналитики и в основном они базируется на общедоступной информации, следовательно, он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, поэтому расширяются и возможности самого анализа.
Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения.
Основные показатели рентабельности объединим в следующие группы [16, с. 135]:
- показатели рентабельности капитала (активов);
- показатели рентабельности продукции;
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются ─ все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
, (1.1)
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для роста доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Представленные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям (формула 1.2.).
Представленная формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути роста рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо ускорить оборот активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности (формула 1.3).
, (1.3)
Проанализировав представленную факторную модель можно сказать, что рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Анализ подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала увеличивается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий (формула 1.4).
Третья группа показателей рентабельности рассчитывается аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Рассмотрим зависимость:
где ЧПДС – чистый приток денежных средств.
Данные показатели характеризуют степень возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, достаточно широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, так как операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия [5, с.189].
Показатели рентабельности применяются для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. По мнению Л.В. Прыкина, это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия [17, с.53].
Таблица 1.1
Алгоритмы расчета показателей рентабельности
Показатель |
Экономическое содержание |
Формула расчета |
Рентабельность производства (окупаемость затрат) |
Отражает способность организации контролировать уровень затрат, а также эффективность политики ценообразования |
Прибыль от реализации продукции, работ или услуг/ Сумма затрат по реализованной или произведенной продукции *100% |
Рентабельность продаж (оборота) |
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж |
Прибыль от реализованной продукции, работ или услуг/ Выручка (нетто) от реализации продукции, работ или услуг *100% |
Рентабельность активов |
Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования) |
Прибыль до налогообложения / Средняя величина активов*100% |
Рентабельность (доходность) капитала |
Самый важный показатель для собственников компании, который во многом определяет стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости капитала. |
Чистая или балансовая прибыль отчетного периода / Средняя величина инвестированного капитала*100% |
Применение представленного состава показателей и их сочетание для расчета рентабельности в практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности финансово-хозяйственной деятельности, а с другой стороны, затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.
В зарубежной литературе, а в последнее время и в отечественной, применяются показатели рентабельности, рассчитанные иными способами и используемые для решения специальных задач. К таким показателям, в частности, относится так называемый коэффициент валовой прибыльности, определяемый отношением валовой прибыли или маржинального дохода (превышение объема реализованной продукции над переменными затратами) к объему реализованной продукции. Данный показатель используется при анализе безубыточности. Для оценки эффективности и принятии долгосрочных инвестиционных решений используется показатель рентабельности, рассчитанный на основе чистого притока денежных средств.
Разложение прибыли организации и ее совокупного капитала на различные составляющие (или их сочетания) и определения отношения между корреспондирующими показателями прибыли и капитала отражают частную рентабельность отдельных видов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации, различных ресурсов и источников их финансирования.
Наиболее общим показателем в группе индикаторов рентабельности капитала является рентабельность активов. Данный показатель называют также нормой прибыли.
Уровень и динамика показателя рентабельности активов является главным объектом внимания руководства компании, так как рентабельность совокупного капитал аккумулирует в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов организации, издержек производства и обращения, размеры, структуру и соответствие рыночному спросу выпускаемой продукции или выполняемых работ.
Показатель рентабельности собственного капитала дают важную информацию для собственников (акционеров) компании, вкладывающие в экономическую деятельность предприятия свои средства с целью получения прибыли на вложенный капитал.
Рентабельность собственного капитала сравнивается с возможностями получения дохода от вложения этих средств в альтернативные варианты деятельности, включая вложения в финансовые активы. В странах с развитой рыночной экономикой данный показатель является важным критерием при оценке (котировке) акций на бирже.
Представленные выше показатели рентабельности дают оценку вполне конкретным аспектам деятельности организации, в то же время они взаимосвязаны между собой, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений зачастую во многом зависят от степени и метода учета таких взаимосвязей. Конструирование и использование моделей, которые отражают эти взаимосвязи, существенно повышает роль менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в целом компании.
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами представляют в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используют показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли. При выборе необходимых показателей рентабельности необходимо учесть, насколько они в совокупности представляют собой не просто набор, а систему, построенную на определенных принципах: отдельные показатели не дублируют друг друга, а взаимно дополняют. Для этого необходимо правильно оценить аналитические возможности каждого показателя рентабельности и определить его значение в системе.
Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Данные показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.