Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является раскрыть сущность прибыли и рентабельности производства в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- раскрыть сущность прибыли и рентабельности производства;
- представить методику анализа прибыли и рентабельности;
- рассмотреть факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.
Объектом исследования курсовой работы методика анализа прибыли и рентабельности производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ………………..5
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности............................5
1.2 Методика анализа прибыльности и рентабельности.............................11
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности…...…..19
II РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………24
2.1 Исходные данные......................................................................................24
2.2 Оценка движения основных фондов и характера их изменений……..24
2.3 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств……………………………....27
2.4 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности………28
2.5 Расчет показателей прибыли и рентабельности……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….34

Файлы: 1 файл

kursovaya_ilnur.docx

— 195.32 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

 

На уровень прибыли и рентабельности в течение производственного цикла влияет ряд факторов. Из можно подразделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные (рис. 1.3).



 





 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3 - Факторы, влияющие на уровень прибыли и рентабельности

 

Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыль и рентабельность, дает возможность оценить степень влияния этих факторов на эффективность деятельности предприятия.

Рассмотрим сначала внутренние факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы.

В свою очередь внутренние факторы можно разделить на:

- производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия;

- внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя [9, с. 41]:

- снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.

- природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки.

- штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом.

- на финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.

- финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы.

В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как [20, с. 362]:

- наличие и использование средств труда;

- наличие и использование предметов труда;

- наличие и использование трудовых ресурсов.

Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия. Именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное.

Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:

- изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

- изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

- изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

- повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

- использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на прибыль и рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д. Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар. Ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики. Государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменение законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бремени на предприятия, изменение ставок рефинансирования и т.д.

Источниками для расчета коэффициентов прибыли и рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии. К сожалению публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность не позволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзя определить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость и цену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратом заемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов, величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложение к балансу.

Предприятие считается прибыльным и рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому, в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного управления ею. Управление прибылью должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются с интересами участников экономического процесса. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

В течение производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов, которые можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные

 

 

 

 

 

 

II РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Исходные данные

 

Таблица 2.1

Исходные данные

Номер варианта (последняя цифра шифра)

Товарная продукция, шт/год

Цена за единицу, руб.

Материальные затраты на единицу, руб.

Переменные затраты на единицу, руб.

Постоянные затраты, руб/год

1

2

1

2

1

2

1

2

2

4600

3760

1335

1600

375

450

760

910

2795000


 

Таблица 2.2

Характеристика имущества предприятия

Основные фонды на начало года

Вводимые фонды

Выводимые фонды

Годовая норма амортизации, %

Среднегодовой остаток оборотных средств, тыс. руб.

По балансовой стоимости, тыс. руб.

По остаточной стоимости, тыс. руб.

Стоимость, тыс. руб.

Дата ввода

Стоимость, тыс. руб.

Дата ввода

6900

4140

600

01.07.

560

01.10.

12

1850


 

2.2 Оценка движения основных фондов и характера их изменений

 

Для оценки процессов движения основных фондов и характера их изменений необходимо рассчитать следующие показатели за плановый период (год):

Коэффициент поступления (обновления) основных фондов

 

,

где Фвв – балансовая стоимость введенных основных фондов в течение года, тыс. руб.;

Фк.г – балансовая стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб.

Кобн = = 0,086

Фк.г = 6900 + 600 – 560 = 6940 тыс.руб.

Коэффициент выбытия основных фондов:

 

,

 

где Фвыб – балансовая стоимость основных фондов, выведенных из эксплуатации в течение года, тыс. руб.

 

Квыб = = 0,081

Коэффициент прироста основных фондов:

 

 

Кпр = = 0,006

Коэффициент годности основных фондов на начало года:

 

где – остаточная стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб.

Кг.н = = 0,6

Стоимость остаточная на конец года:

 

 

где – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.;

На – норма амортизации основных фондов,% в год.

 

 

 

 

где К1 и К2 – продолжительность эксплуатации введенных и выбывших основных фондов в месяцах в течение года.

Фср.г = 6900 + (600 * 6) / 12 – (560 * 3) / 12 = 7060 тыс.руб.

Коэффициенты износа основных фондов на начало или конец года определяются как разность между единицей и коэффициентом годности на начало или конец года:

 

 

Физн = 1 – 0,6 = 0,4

Для оценки эффективности использования основных фондов применяются два показателя: фондоотдача и фондоемкость продукции:

 

;

,

 

где Nр – выручка от реализации продукции, руб.;

Ni – объем производства i-го изделия, шт;

Цi – цена i-го изделия, руб.

 

 

На 1 руб. ОПФ произведенной продукции на 1,722 или на 1 руб. продукции используется 0,58 руб. ОПФ.

 

2.3 Определение оптимальной величины запаса материальных ресурсов и показателей оборачиваемости оборотных средств

 

Для определения оптимального размера партии закупки используется модель Уилсона:

 

 

где Ni – годовая потребность в данном виде материального ресурса в натуральном выражении (здесь выпуск i-го изделия в натуральном выражении);

f – постоянные затраты, связанные с закупкой одной партии, руб. (в курсовой работе принять равными 20000);

Vi – переменные затраты (материальные затраты на единицу продукции i-го изделия), руб.;

Ен – коэффициент, учитывающий потери от связывания средств в запасе и затраты, связанные с хранением и обслуживанием запаса (принять равным 0,3).

Nопт.1 изд .= = 1279

Nопт.2 изд .= = 1156

Для оценки эффективности использования оборотных средств рассчитывается скорость их оборота, которая может быть выражена двумя показателями: числом оборотов средств за плановый период и продолжительностью одного оборота.

Число оборотов (коэффициент оборачиваемости) рассчитывается по формуле:

 

 

где Ni – объем производства (реализации) i-го изделия, шт.;

Цi – цена i-го изделия, руб/шт;

СОср – среднегодовой остаток оборотных средств, руб.

Коб = = 6,57 оборотов

Продолжительность одного оборота:

 

дней,

 

где Д – длительность планового периода, дн, равная 360.

Тоб. = ≈ 55 дней. За год оборотные средства оборачиваются 6,57 раз или 1 оборот длится 55 дней.

 

2.4 Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности

 

Важнейшей задачей при формировании производственной программы предприятия после изучения и анализа рыночной ситуации является определение порога рентабельности (безубыточного объема продаж), а также получение максимально возможной (желаемой) прибыли.

Для этой цели рассчитывают:

1) безубыточный объем продаж (порог рентабельности), при котором  возмещаются переменные и постоянные  затраты;

2) объем продаж, при котором  предприятие получит желаемую  прибыль;

3) зону безопасности;

4) запас финансовой прочности.

Получить эти данные можно графическим (рисунок) и аналитическим способами.

Порог рентабельности Np равен:

 

, шт.

или

, руб.,

 

где а – доля переменных затрат в цене (выручке);

1 – а = m – доля маржинального дохода в цене (выручке).

Np1изд. = = 4860,86 шт.

Np2изд. = = 4050.72 шт.

Np1изд. = = 6489260.86 руб.

Np2изд. = = 6481159.42 руб.

Объем продаж, при котором предприятие обеспечивает получение прибыли в размере П руб., равен:

 

, шт.

 

, руб.

 

Nф1изд. = = 4600 шт.

Nф2изд. = = 3760 шт.

Nф1изд. = = 6155162,8 руб.

Nф2изд. = = 6033488 руб.

Информация о работе Определение безубыточного объема продаж, зоны безопасности, запаса финансовой прочности с построением графика безубыточности