Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа
Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции и ограниченного вмешательства государства в деятельность предприятий, порождает качественно новые отношения между хозяйствующими субъектами. Рынок формирует людей новой формации, способных принимать обоснованные решения, рисковать, менять методы ведения бизнеса; при этом создается плеяда предпринимателей, основа так называемого среднего класса общества.
Введение. 3
Определение монополии. 5
История возникновения и развития монополий 7
Формы и виды монополий 11
Условия максимизации прибыли монополистом 19
Экономические последствия монополии. 26
Задача 27
Список литературы 29
Пермская
Государственная
Контрольная работа
Задание:
1.Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии.
2. Определите оптимальный объем (Q) производства фирмы при условии, что предельная выручка фирмы MR=3000 – 40Q, предельные издержки MC = 200 + 30Q. Если валовая выручка(доход) TR = 32000 рублей, то по какой цене может быть реализован оптимальный выпуск продукции.
Выполнил: студент IV курса
заочного отделения
шифр 2808
Васильева Анна Леонидовна
2012
Оглавление
Введение. 3
Определение монополии. 5
История возникновения и развития монополий 7
Формы и виды монополий 11
Условия максимизации прибыли монополистом 19
Экономические последствия монополии. 26
Задача 27
Список литературы 29
Рыночная экономика, основанная
на принципах свободного предпринимательства,
многообразия форм собственности на
средства производства, рыночного ценообразования,
конкуренции и ограниченного
вмешательства государства в
деятельность предприятий, порождает
качественно новые отношения
между хозяйствующими субъектами. Рынок
формирует людей новой
Применительно к данному
вопросу нас интересуют в первую
очередь экономические
В рыночных условиях на первый
план выходят не распределительная
функция государства и
Как следует из принципов
рыночной экономики, производитель
и потребитель в значительной
мере независимы от воздействия властей,
их связывают между собой
Такой регулятор централизованной
экономики как устанавливаемые
«сверху» цены в условиях рынка не
действует. Ценовой механизм рынка
Адам Смит определил как его «невидимую
руку», направляющую действия производителей
и потребителей. Цены в рыночных
условиях устанавливаются под
Между производителями (как и между продавцами) в рыночных условиях постоянно идет конкурентная борьба, в ходе которой победителями выходят те, чьи товары или услуги окажутся наиболее привлекательными для потребителя. При этом те производители (продавцы), кто не смог достичь высокого качества товаров, пользующихся спросом, или высокого уровня обслуживания покупателей, уходят с рынка, разоряются.
Опасность для современных
рыночных отношений представляет монополизм,
при котором происходит захват рынка
определенного товара группой компаний
с целью вытеснения других производителей
или продавцов данного товара.
Монополия — враг конкуренции, двигателя
рыночных отношений, она нарушает соответствие
спроса и предложения, поэтому в
большинстве стран монополия
ограничена, принято соответствующее
антимонопольное
Монополия (от греч. Mono – один и Poleo – продаю) – фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[9]
Монополия – исключительное
право на осуществление той или
иной деятельности (государственная
монополия на эмиссию денег, внешнюю
торговлю рядом товаров, производства,
промысла, применения, использования
определенных объектов, продуктов), предоставляемое
только определенному лицу, группе
лиц, государству. В ряде случаев
монопольное право не предоставляется,
а возникает естественным путем
или устанавливается
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии
важно учитывать
Формирование и рост монополий
исторически неразрывно связаны
перерастанием капитала свободной
конкуренции в
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно–высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополий неразрывно
связана с развитием тех
Существует два способа
образования монополий: посредством
капитализации прибыли или
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
Важнейшая сторона развития
монополий связана с новой
ролью банков и других финансовых
институтов с так называемой системой
участия. Рост концентрации производства
и капитала постоянно усиливал необходимость
расширения роли банков, заставляя
промышленные компании искать с банками
прочные связи для получения
долгосрочных ссуд, открытия кредита
в случае изменения экономической
конъюнктуры. Банки из скромных посредников
превратились во всесильных монополистов.
Это означало формальное создание «общего
распределения средств
Важной формой создания отраслевых
и межотраслевых
Быстрый рост размеров капитала
обеспечивался также усилением
централизации, происходившей в
форме слияний независимых