Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции и ограниченного вмешательства государства в деятельность предприятий, порождает качественно новые отношения между хозяйствующими субъектами. Рынок формирует людей новой формации, способных принимать обоснованные решения, рисковать, менять методы ведения бизнеса; при этом создается плеяда предпринимателей, основа так называемого среднего класса общества.

Содержание работы

Введение. 3
Определение монополии. 5
История возникновения и развития монополий 7
Формы и виды монополий 11
Условия максимизации прибыли монополистом 19
Экономические последствия монополии. 26
Задача 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

контрольная №1.docx

— 76.43 Кб (Скачать файл)

Пермская  Государственная Фармацевтическая Академия

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Задание:

1.Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии.

2. Определите  оптимальный  объем (Q) производства фирмы при условии, что предельная выручка фирмы MR=3000 – 40Q, предельные издержки MC = 200 + 30Q. Если валовая выручка(доход) TR = 32000 рублей, то по какой цене может быть реализован оптимальный выпуск продукции.

 

Выполнил: студент  IV курса

заочного отделения 

шифр 2808

Васильева Анна Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Оглавление

Введение. 3

Определение монополии. 5

История возникновения  и развития монополий 7

Формы и виды монополий 11

Условия максимизации прибыли монополистом 19

Экономические последствия монополии. 26

Задача 27

Список литературы 29

 

 

 

Введение.

Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции и ограниченного  вмешательства государства в  деятельность предприятий, порождает  качественно новые отношения  между хозяйствующими субъектами. Рынок  формирует людей новой формации, способных принимать обоснованные решения, рисковать, менять методы ведения  бизнеса; при этом создается плеяда предпринимателей, основа так называемого  среднего класса общества.

Применительно к данному  вопросу нас интересуют в первую очередь экономические отношения, которые имеют место между  отдельными людьми, организациями, предприятиями  и даже между странами по поводу производства, распределения, обмена и  потребления экономических благ. Содержание и характер экономических  отношений, их согласованность и  направленность определяются порядком получения и присвоения материальных, финансовых благ, удовлетворяющих многообразные  потребности человека. Экономические  отношения базируются на взаимодействии субъекта и объекта собственности, в котором проявляются экономические  интересы конкретных людей, социальных групп, общества в целом. Отдельные  экономисты рассматривают экономические  отношения как составную часть  экономических процессов, свойственных конкретной экономической и общественно-политической системе. Рассмотрим экономические  отношения, присущие рыночной экономике.

В рыночных условиях на первый план выходят не распределительная  функция государства и централизованное планирование, свойственные командной  экономике, а договорные отношения  между хозяйствующими субъектами, ориентированные  на поддержание соответствия между  спросом и предложением.

Как следует из принципов  рыночной экономики, производитель  и потребитель в значительной мере независимы от воздействия властей, их связывают между собой отношения  свободного рынка товаров и услуг. Хотя рыночная экономика в определенной мере регулируется государством и предприниматели  обязаны соблюдать законы государства, касающиеся различных сторон предпринимательской  деятельности, в такой экономике  намного выше уровень заинтересованности и инициативы, чем в централизованной экономике, существовавшей в Советском  Союзе в течение почти семи десятилетий.

Такой регулятор централизованной экономики как устанавливаемые  «сверху» цены в условиях рынка не действует. Ценовой механизм рынка  Адам Смит определил как его «невидимую руку», направляющую действия производителей и потребителей. Цены в рыночных условиях устанавливаются под воздействием нерегулируемых государством величин  спроса и предложения. Рынок реагирует  на увеличение предложения снижением  цен, а повышенный спрос ведет, в  свою очередь, к росту цены на товар. Рынок активно побуждает предпринимателя  к снижению затрат на производство товаров и услуг, ибо нерациональное ведение бизнеса, высокие издержки приведут к убыткам и, возможно, к  краху всего предприятия. Чем  ниже затраты производителя, тем  больший доход он может получить. Однако в ситуации, когда под влиянием устойчивого спроса на конкретные товары их станут производить многие предприятия  и образуется избыток, тогда все  решит качество: потребитель остановит  свой выбор на самых качественных и относительно недорогих товарах.

Между производителями (как  и между продавцами) в рыночных условиях постоянно идет конкурентная борьба, в ходе которой победителями выходят те, чьи товары или услуги окажутся наиболее привлекательными для  потребителя. При этом те производители (продавцы), кто не смог достичь высокого качества товаров, пользующихся спросом, или высокого уровня обслуживания покупателей, уходят с рынка, разоряются.

Опасность для современных  рыночных отношений представляет монополизм, при котором происходит захват рынка  определенного товара группой компаний с целью вытеснения других производителей или продавцов данного товара. Монополия — враг конкуренции, двигателя  рыночных отношений, она нарушает соответствие спроса и предложения, поэтому в  большинстве стран монополия  ограничена, принято соответствующее  антимонопольное законодательство.

Определение монополии.

Монополия (от греч. Mono – один и Poleo – продаю) – фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[9]

Монополия – исключительное право на осуществление той или  иной деятельности (государственная  монополия на эмиссию денег, внешнюю  торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования  определенных объектов, продуктов), предоставляемое  только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев  монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем  или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия  господствующего положения на рынке  товаров и услуг.[1]

Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это  отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты  навязывают своим контрагентам, а  иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова, «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель  товаров не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании  термина «монополия», а тем более  «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся  найти замену этому термину: «несовершенная конкуренция» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).[4]

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных  отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата  и господства. Совершенная конкуренция  и «чистая» абсолютная монополия - это  теоретические абстракции, которые  выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела: «…монополии  есть прямая противоположность свободной  конкуренции…» (В.И. Ленин, «Полное  собрание сочинений»).[5]

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно–высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

История возникновения и  развития монополий

История монополий достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но их новейшая история  начинается в последней трети  XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Однако, только в конце  XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших  из них относятся рост акционерной  собственности; новая роль банков и  развитие системы участия; монополистические  слияния как способ централизации  капитала; эволюция форм капиталистических  объединений и новейшие формы  объединений. Каждый из этих процессов  имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства.

Существует два способа  образования монополий: посредством  капитализации прибыли или путем  слияний и поглощений. В последнее  время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и  централизации капитала, применявшиеся  в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой  ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость  расширения роли банков, заставляя  промышленные компании искать с банками  прочные связи для получения  долгосрочных ссуд, открытия кредита  в случае изменения экономической  конъюнктуры. Банки из скромных посредников  превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего  распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических  союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в  акционерной форме организации  компаний. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность  руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая  может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся  на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением  централизации, происходившей в  форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических  слияний происходила в США  в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии - «Стандард ойл», в автомобильной отрасли - «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии