Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции и ограниченного вмешательства государства в деятельность предприятий, порождает качественно новые отношения между хозяйствующими субъектами. Рынок формирует людей новой формации, способных принимать обоснованные решения, рисковать, менять методы ведения бизнеса; при этом создается плеяда предпринимателей, основа так называемого среднего класса общества.

Содержание работы

Введение. 3
Определение монополии. 5
История возникновения и развития монополий 7
Формы и виды монополий 11
Условия максимизации прибыли монополистом 19
Экономические последствия монополии. 26
Задача 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

контрольная №1.docx

— 76.43 Кб (Скачать файл)

Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало  более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой  войны 1939-45 г.г. многие американские монополии  включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После  второй мировой войны наблюдается  процесс создания новых форм монополистических  объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые  разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой  промышленной связи и не связанные  также единым сырьем, едиными условиями  сбыта. Создание конгломератов - результат  усиления с середины XX века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

Важной характеристикой  монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в обмене технологией - 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.

Развитие всех видов монополистической  концентрации неуклонно ведет к  тому, что все большая часть  национального дохода и национального  богатства стран сосредотачивается  в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов  у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

Формы и виды монополий

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет  ему оказывать решающее влияние  на конкуренцию, завышать цену и снижать  объем производства по сравнению  с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту  перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в целом  работают хорошо, чего нельзя сказать  о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю  форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения  своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным  проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной  властью проводит политику ценовой  дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам  потребителей по разным ценам. Но для  этого фирма-монополист должна уметь  надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый»  рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. естественная

2. административная 

3. экономическая. 

 

Естественная  монополия 

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1. Деятельность субъектов  естественных монополий эффективнее  в отсутствии конкуренции, что  связано  с существенной экономией  на масштабах производства и  высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку  груза или перевозку одного  пассажира тем ниже, чем больше  грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении[6].

2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3. Низкая эластичность  спроса, поскольку спрос на продукцию  или услуги, производимые субъектами  естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения  цены, чем  спрос на другие  виды продукции (услуг), поскольку  их не возможно заменить другими  товарами. Данная продукция удовлетворяет  важнейшие потребности населения  или других отраслей промышленности. К таким товарам относится,  например, электроэнергия. Если предложим,  рост цен на автомобили заставит  многих потребителей  отказаться  от приобретения собственной  машины, и они будут пользоваться  общественным транспортом, то  даже значительное повышение   тарифов электроэнергию вряд  ли приведет к отказу от  ее потребления, поскольку заменить  ее эквивалентным  энергоносителем  сложно.

4. Сетевой характер организации  рынка, то есть наличие целостной  системы протяженных в пространстве  сетей, посредством которых производится  оказание определенной услуги, в  том числе наличие организованной  сети, для которой необходимо  Управление и контроль из единого  центра в реальном масштабе  времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где  располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение  использовать не сможет: закон защищает права  собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает  регулирующего вмешательства государства  в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические  монополии. Так условно можно  называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А  в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы  обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная  монополия

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

Государственные монополии

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями

Другой причиной возникновения  и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией  данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

Контроль фирмы над  знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу  вновь изобретенного продукта в  течение определенного периода  времени. Классическим примером монополии  данного вида была компания «Дженерал  Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.

Экономическая монополия

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. [7]

Что является причиной появления  и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды ( английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии  предприятий. Перефразировав известное  выражение, можно сказать, что все  дороги ведут к монополии. Еще  сформулированный А. Смитом принцип  экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного  предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся  на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии