Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции и ограниченного вмешательства государства в деятельность предприятий, порождает качественно новые отношения между хозяйствующими субъектами. Рынок формирует людей новой формации, способных принимать обоснованные решения, рисковать, менять методы ведения бизнеса; при этом создается плеяда предпринимателей, основа так называемого среднего класса общества.

Содержание работы

Введение. 3
Определение монополии. 5
История возникновения и развития монополий 7
Формы и виды монополий 11
Условия максимизации прибыли монополистом 19
Экономические последствия монополии. 26
Задача 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

контрольная №1.docx

— 76.43 Кб (Скачать файл)

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии  монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений (картели и синдикаты).

Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение  ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала  собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют  динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Вообще любая монополия  может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Условия максимизации прибыли  монополистом

Монополия представляет собой  такую рыночную структуру, при которой  на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В  силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос  на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние  на цену, по которой этот объем может  быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем  большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение  выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста  продаж. Чтобы совокупная выручка  монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста  на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

По мере роста выпуска  растут (или по крайней мере неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма  будет расширять выпуск до тех  пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы  товара превышает или, по крайней  мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку  когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.

Формализуем сказанное. Пусть  π - прибыль монополиста ( π = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества π = f(Q). Условия максимизации прибыли:

Первое условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ΔTR/ΔQ и MC – предельные издержки, MC = ΔTC/ΔQ.

Второе условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ.

 

рис. 1. Максимизация прибыли

Прибыль максимальна, если при  равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с  увеличением выпуска сокращается  в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной  конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии [2].

Найдем цену, которую установит  монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость  предельной выручки от цены:

MR = Q*(ΔP/ΔQ) + P (1)

Домножив первое слагаемое  на Р/Р и Q/Q, поскольку ΔQ/ ΔP * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде:  MR = P (1+1/ Ed)

Из условия максимума  прибыли следует, что цена монополиста  и предельные издержки производства связаны зависимостью:

P = MC/(1+1/ Ed);    (2)

Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными  издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти.

Означает ли это, что монополист не может нести убытков? Будет  ли монополист иметь прибыль или  нести убытки, зависит от соотношения  максимальной готовности покупателей  платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при  выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает  оптимальный объем продукции  и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна (рис. 2.)

 

Рис. 2. Убытки в условиях монополии

Qm - величина убытков

 

Основное различие между  рынком совершенной конкуренции  и рынком несовершенной конкуренции  состоит в том, что на первом фирмы  не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная  власть означает способность фирмы  влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью  называются ценопроизводителями (в  другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они  принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся  вне их контроля, следовательно, эти  фирмы не обладают монопольной властью.

Такой рынок, как монополия  – это рынок с несовершенной  конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие  на нем, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.

Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его  количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может  быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон. Как  только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при  любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли  для любой фирмы, будет точно  таким же, как и у чистого  монополиста: максимизирующий прибыль  объём выпуска достигается, когда  предельная выручка равна предельным издержкам.

Отсюда мы получаем чрезвычайно  важный вывод: фирма обладает монопольной  властью, если цена, по которой она  продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической  конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого  монополиста, но она всё же существует.

Наиболее благоприятным  на рынке чистой монополии является положение равновесия монополиста. Этот крайний случай, как бы редко  он ни встречался в своей наиболее чистой форме, легко поддается графическому анализу. 

Для того, чтобы проследить за состоянием монопольного равновесия, рассмотрим графическое изображение рынка чистой монополии (рис. 3)

В условиях монополии цена устанавливается на слишком высоком  уровне. Положения равновесия максимальной прибыли для монополиста определяется точкой Е, находящейся выше точки  пересечения кривых MR и МС длительного  периода и на одной вертикали  с ней. При этом Р превышает  МС, а монопольная прибыль показана виде заштрихованного прямоугольника. Контроль над монополией в интересах  общества снизит цену до уровня F, где  линия спроса пересекается с линией средних долговременных издержек, ликвидировав тем самым, сверхприбыль. Но более важно, что этот контроль приближает цену к уровню предельных издержек в точке G, в которой общественные издержки и выгоды для общества более или менее уравновешиваются [3].

 

Рис.3. Равновесие монополиста

G - цена на основе предельных издержек

F - регулируемая цена

Е - монопольная цена

 

На рис. 3 показано длительное равновесие монополиста. Его оптимальная  цена превышает средние издержки, и поэтому он постоянно получает "монопольную прибыль". Его  Р также выше его МС. Потому, что  понижающаяся кривая его спроса (источник его контроля над ценами) равносильна  тому, как это уже было объяснено, что его предельный доход будет  ниже цены.

Максимальная прибыль, когда MR=MC, предполагает, что Р выше МС. Мы снова осознаем, что эта разница  между ценой, в которую вещи обходятся  обществу, и предельными издержками их производства означает, что общественные ресурсы распределяются не наилучшим  образом.

Общество, признавая, что  монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной  прибыли, или же по другим причинам, может объявить монополию "общественно  полезным предприятием" и установить контроль над ее ценами. Положение  равновесия, лишающее монополию сверхприбыли, определяется на рис. 3 точкой Р. Здесь  Р и АС равны. При равновесии в  условиях  контроля  в  точке  Р  разница  между  ценой   и  предельными  издержками меньше, чем в точке Е при отсутствии контроля; но в этом случае понижающихся издержек эта разница все же останется, если только государство не пустит в ход свои налоговые рычаги для  покрытия дефицита, который возникает, если Р снизится до уровня МС в точке  О.

Если же говорить о факторах, обуславливающих рыночное равновесие на рынке чистой монополии, то они  следующие:

1. Монополия вступает  в отношения только с покупателем  своей продукции;

2. Вход в отрасль почти  невозможен устанавливаются материальный  и искусственный барьеры (также  в некоторых монополиях присутствует  так называемый государственный  барьер) Одним из действенных  способов недопущения конкурентов  в отрасль является резкое  снижение цены на продукцию  (в некоторых случаях монополист  может позволить снижение цен  ниже издержек производства (производство  в убыток) для недопущения конкурента  в отрасль);

3. Информация об этом  рынке закрыта;

4. А главной особенностью  является специфика ценообразования;

Так же данный вид рынка  зависит от эластичности спроса. Если спрос на продукцию на рынке эластичен, то при росте цены доходы сокращаются. Если же спрос неэластичен, то при  росте цены растёт доход монополиста. Поэтому монополии часто фигурируют на рынках, которым присущ неэластичный спрос.

Экономические последствия  монополии.

Противоречиво оценивается роль монополий в экономике, т.е. можно привести доводы как за, так и против них. Ряд обстоятельств позволяет выступить в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

В качестве недостатков монополий  можно отметить то, что, по мнению большинства  экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими  конфликтами и нестабильностью.

А также поведение фирм - монополистов может нанести ущерб  использованию производственных возможностей страны в таких случаях:

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополии