Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:28, реферат
Актуальность темы: В современных условиях спрос на высшее образование увеличивается. По данным статистики, 83% выпускников российских школ 2010 г были зачислены в Высшие Учебные Заведения.
В настоящий момент на каждые 15 тысяч населения приходится 200 студентов – это наиболее высокий результат для России, который можно сопоставить только с мировым уровнем.
Образование, особенно высшее, в настоящем времени начинает уделять большое внимание на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием уже имеющихся знаний.
Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития платного образования………………………………..4
История развития платного образования в России………………..4
История Развития платного образования за рубежом…………...13
Развитие платного образования в современном мире…………...15
2.Государственное регулирование платного образования в России…… 17
2.1. Развитие платного образования в республике Дагестан………...18
2.2 Проблемы современного платного образования……………….21
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.История развития
платного образования…………………………
2.Государственное регулирование платного образования в России…… 17
2.1. Развитие
платного образования в
2.2 Проблемы современного платного образования……………….21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….25
Введение
Актуальность темы: В современных условиях спрос на высшее образование увеличивается. По данным статистики, 83% выпускников российских школ 2010 г были зачислены в Высшие Учебные Заведения.
В настоящий момент на каждые 15 тысяч населения приходится 200 студентов – это наиболее высокий результат для России, который можно сопоставить только с мировым уровнем.
Образование, особенно
высшее, в настоящем времени
начинает уделять большое
Ситуация с финансированием системы образования, претерпела некоторые изменения. Если в прошлом деятельность образовательных учреждений всецело финансово обеспечивалась за счет средств гос., бюджета, то в современной России ситуацию можно описать как - хроническое бюджетное недофинансирование.
В связи с этим образовательные учреждения вошли рыночные отношения. В рассматриваемой нами сфере, это означает предоставление образовательных услуг на компенсируемой основе, то есть включение образовательных учреждений в имущественный, товарно-денежный оборот.
Количество бюджетных
мест в российские вузы за последнее
десятилетие значительно
Численность студентов, поступавших в вуз на платную основу, в начале 90-х едва еда превысил 4 %. В настоящее время ситуация значительно изменилась. Статистика показала, что до 75% студентов обучаются на платной основе.
В России по
состоянию на 2006 год, было 1045 государственных
и муниципальных вузов в
Для постперестроечной России одним из ярчайших феноменов стала система негосударственных вузов, которая продемонстрировала значительные результаты роста по целому ряду количественных показателей, создавая контраст с постоянно снижающимися государственными дотациями в сфере высшего образования.
Возникновение и интенсивное развитие негосударственного высшего образования привило к выявлению не только ресурсных возможностей этого вида образования, но и его значимость для молодого поколения.
Сегодня платное образование
способствует государственным вузам
в продолжение их работы
и в то же время значительно
увеличивает выпуск востребованных
специалистов. Большинство государственных
вузов, имеют право иметь платное
отделение. В соответствии с рыночными
законами, престижный , пользующийся
спросом вуз, осуществляющей обучение
по наиболее популярным специальностям,
которые удовлетворяют
Оплачивать обучение могут
студенты, их состоятельные родители,
или фирмы, которые заинтересованные
в привлечении новых
Цель: Исследование тенденций развития платных услуг в сфере образования.
1.История развития платного образования
1.1.История развития платного образования в России
В 1810 году в Москве было создано общество любителей платных наук. Общество и академия в 1851 году получили новый устав. В том же 1851 году одесское купеческое общество создало акт об учреждении в Одессе высшего в крае специального платного училища.
В 60-х гг. профессора академий организовали проведение бесплатных публичных лекций по различным предметам. Спустя 10 лет, в 1862 году, устав Одесского училища, был официально утвержден.
Согласно утвержденному
уставу, Одесское училище располагало
четырьмя специальными классами.
Поступающие должны были
В 1869 году училище было переформированное шестиклассное: Четыре первых класса - общеобразовательные, а два последних - специальные.
Всем завершающим обучение
лицам были предоставлены
некоторые из прав, которыми пользовались
окончившие курс в других платных
училищах. В 1885 году Одесское купечество
внесло предложение о
Платное образование,
приобретенное в данном училище,
нисколько не уступало уровню
образования, какое давали
В этом училище
в рамках учебного плана
вели лекции только по специальным
предметам, т.к. в число
Вместе с обширной постановкой преподавания, серьезный подход был и к проведению практических занятий для учащихся относящихся к их специальной деятельности.
Рижское политехническое училище имело в своем составе 8 отделений.
В учебный план входили следующие предметы:
- арифметика
- политическая экономия
- товароведение
-история торговли
-наука о финансах
-энциклопедическая химия
- конторское дело и счетоводство
-история народного хозяйства
-торговое, вексельное, морское право
-торговое, вексельное, морское право .
Представители министерства финансов, такие как - С. А. Грейг, Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и особенно С. Ю. Витте, не раз посещали платные училища в Петербурге и Москве, а также совершенно новые учебные заведения в Одессе, Николаеве, Баку и других городах. Они поощряли открытие новых училищ, выделяя порой ради этого весьма щедрые государственные субсидии.
Так, в 1880 году в Санкт-Петербурге на средства петербургского купечества и при поддержке Министерства финансов было основано Петровское училище, куда принимали детей купеческого сословия не моложе девяти лет.
Училище располагало
восьми классами: один класс
был подготовительный, пять других
- общеобразовательные и два
В 1885 году в городе Москва было открыто - Александровское училище. В 1893 году было образованно Харьковское училище. В 1894году, при активных действиях С.Ю.Витте Государственный совет утверждает платные училища и относит их к ведению Министерства Финансов. В некоторых городах России образовательные учреждения располагали частными курсами. Например в Петербурге проводились частные курсы от Вальденберга, курсы бухгалтерии от А.М.Вольфа, Ф.В.Езерский проводил счетоводные курсы, женские курсами заведовала - П.О.Ивашинцова. Последние располагали довольно обширной учебной программой, поступление на них требовало наличие аттестата из семиклассной гимназии или института.
С 1872 года стали учреждаться платные отделения при многих существующих училищах. Курс продолжался в течение двух лет. В составе курса помимо общеобразовательных предметов , были включены два языка - французский, немецкий, а также вычисления, письмоводство, и география.
На платное отделение ученики реальных училищ переходили по окончании 4-х классов. Численность таких учеников была существенно меньше численности учеников на иных отделениях. Наиболее значимым этапом развития в России платного образования, явилась его реформа 1894-1896 годов.
Цель реформы - концентрация всех платных учебных заведений под эгидой Министерства финансов и обновление содержания платного образования в соответствии с требованиями времени , а также создание условий для многогранного, полного развития общественной и частной инициативы в формировании всех звеньев школы.
В соответствии с утвержденным 15 апреля 1896 года Положением о платных учебных заведениях и по причине сложившейся практики, по рекомендациям международных конгрессов по профессиональному образованию в стране было утверждено четыре типа учебных заведений:
• платное училища с семи и трехгодичным курсом обучения, призванные обеспечить своим воспитанникам общее и коммерческое образование;
• торговые классы, которые были предназначены для обучения лиц от 12 лет и старше;
• торговые школы;
• курсы платных знаний.
Наряду с другими платными
учреждениями была создана Российская
экономическая академия им. Г.В. Плеханова
— до середины августа 1991 года —
Московский институт народного хозяйства,
а еще раньше — Московский институт.
Эта Академия имеет богатую историю
и устоявшиеся традиции. За время
своего существования вуз смог выпустить
десятки тысяч
В момент образования института, 19 февраля 1907 года, он именовался «Институт московского общества распространения платного образования».
В тех условиях это было по существу первое высшее учебное заведение в России, готовившее коммерсантов высокой категории, которые были востребованы для работы в быстроразвивающихся отраслях народного хозяйства страны.
К концу XIX века численность
платных отделений пошла на спад.
Многие реальные училища вынуждены
были вовсе закрыть платные
Если высшие учебные заведения не являлись популярными и не были широко распространены — в начале XX века а таких насчитывалось не более пяти (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.), то средние учебные заведения характнеризовались достаточно интенсивным развитием. За 20 лет, с 1896 по 1916 год, сеть школ увеличилась с 8 до 602.
В целом к 1916 году система платного образования в России представляла из себя 260 коммерческих училищ, 169 торговых школ, 38 торговых классов и 135 курсов платных знаний.
Наибольшее развитие
сеть платного образования
Платные училища были известны своим хорошим преподаванием английского, немецкого и французского языков. Платные учебные заведения смогли просуществовать в России лишь до 1917 года.
Развитие системы
платного образования было приостановлено,
по причине начавшейся первой мировой
войны, а революция 1917 года и Гражданская
война привели к полому завершению
платного обучения как составной
части системы народного
Платное образование можно подразделить на 2 категории: среднее и низшее. Среднее образование давалось в платных училищах. Низшее образование давалось в торговых школах, торговых классах, а также на платных курсах. Торговые школы в течение 2-3 лет подготавливали обучающихся к работе на низших должностях в торговом деле.
Торговые курсы,
торговые классы осуществляли
также подготовку слушателей
к занятию низших должностей
в торговом деле, и набирали
на курсы лиц по возрасту,
по положению, по
Платные училища
развивались в двух
• семиклассные
• трехклассные.
Семиклассные
платные училища обеспечивали
общим и специальным
Целью платных
учебных заведений являлось
В 1915 году выпускники училищ получили право получения высшего университетского образования. Можно, рассмотрим содержание обучения на примере Петровского училища Санкт-Петербургского Купеческого общества. В учебном 1893-1894 году в Петровском училище было 8 классов: пять общих, два специальных, подготовительный класс с младшим отделением.