Определение тенденций развития платных услуг в сфере образования на примере республики Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Актуальность темы: В современных условиях спрос на высшее образование увеличивается. По данным статистики, 83% выпускников российских школ 2010 г были зачислены в Высшие Учебные Заведения.
В настоящий момент на каждые 15 тысяч населения приходится 200 студентов – это наиболее высокий результат для России, который можно сопоставить только с мировым уровнем.
Образование, особенно высшее, в настоящем времени начинает уделять большое внимание на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием уже имеющихся знаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития платного образования………………………………..4
История развития платного образования в России………………..4
История Развития платного образования за рубежом…………...13
Развитие платного образования в современном мире…………...15
2.Государственное регулирование платного образования в России…… 17
2.1. Развитие платного образования в республике Дагестан………...18
2.2 Проблемы современного платного образования……………….21
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая Габриелян Л.Р.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1.История развития  платного образования………………………………..4

    1. История развития платного образования в России………………..4
    2. История Развития платного образования за рубежом…………...13
    3. Развитие платного образования в современном мире…………...15

2.Государственное регулирование платного образования в России…… 17

2.1.      Развитие  платного образования в республике  Дагестан………...18

2.2      Проблемы современного платного образования……………….21

Заключение…………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы: В современных условиях спрос на высшее образование увеличивается. По данным статистики, 83% выпускников российских школ 2010 г были зачислены в Высшие Учебные Заведения.

В  настоящий момент на  каждые 15 тысяч населения приходится 200 студентов – это наиболее высокий   результат для России, который  можно  сопоставить только  с  мировым уровнем.

 Образование, особенно  высшее, в настоящем времени   начинает уделять большое внимание  на удовлетворение личных потребностей  человека, связанных с его духовным  развитием и совершенствованием  уже имеющихся знаний.

Ситуация с финансированием  системы образования, претерпела некоторые  изменения. Если в прошлом  деятельность образовательных учреждений всецело  финансово  обеспечивалась  за счет средств гос.,  бюджета, то в современной  России  ситуацию можно описать  как -  хроническое  бюджетное  недофинансирование.

В связи с этим  образовательные  учреждения вошли  рыночные отношения. В рассматриваемой нами  сфере,  это означает предоставление  образовательных услуг на компенсируемой  основе, то есть включение образовательных учреждений в имущественный, товарно-денежный оборот.

Количество бюджетных  мест в российские вузы за последнее  десятилетие значительно сократилось. При этом платные места стремительно увеличились.  В связи с малой  активностью государства в сфере  бюджетного финансирования высшего  образования,  а также  готовность родителей и самих будущих  студентов  оплачивать обучение подкрепленная  специальной нормативно – правовой базой – явились  основными  причинами коммерциализации образования.

Численность  студентов,  поступавших в вуз на платную  основу, в начале 90-х едва еда превысил 4 %. В настоящее время ситуация значительно изменилась. Статистика показала, что  до 75% студентов обучаются на платной основе.

 В   России по  состоянию на 2006 год, было 1045 государственных  и муниципальных вузов в противовес  392 негосударственных Приблизительно  около 6,5 млн человек проходили  обучение в государственных вузах,  в то время как в негосударственных  (частных) –  860 тыс.  Платные  факультеты  и отделения   в  государственных вузах     по официальным данным превышают  50%, а по неофициальным – 60% и даже 70% от общего объема.

Для постперестроечной России  одним из ярчайших  феноменов  стала система  негосударственных  вузов, которая  продемонстрировала  значительные результаты роста по целому ряду количественных показателей,  создавая контраст   с  постоянно  снижающимися государственными  дотациями  в сфере высшего образования.

       Возникновение и интенсивное развитие негосударственного высшего образования привило к  выявлению  не только ресурсных  возможностей  этого вида образования, но и его значимость для молодого поколения.

Сегодня  платное образование  способствует  государственным вузам  в продолжение  их   работы  и в то же время значительно  увеличивает  выпуск востребованных  специалистов. Большинство государственных  вузов, имеют право иметь платное  отделение.  В соответствии с рыночными  законами,  престижный , пользующийся  спросом вуз, осуществляющей обучение по наиболее популярным специальностям, которые удовлетворяют требования существующего спроса на рынке труда  – оплата значительно выше, чем  в других. 

Оплачивать обучение могут  студенты, их состоятельные родители, или фирмы,  которые заинтересованные в привлечении новых высококвалифицированных  кадров.

Цель: Исследование  тенденций развития платных услуг в сфере образования.

 

1.История развития  платного образования

1.1.История развития платного образования в России

 

В 1810 году в Москве было создано  общество любителей платных наук. Общество и академия  в 1851 году  получили новый устав. В  том же 1851 году одесское купеческое общество создало  акт об учреждении в Одессе высшего в крае специального платного училища.

В 60-х гг.  профессора академий  организовали проведение  бесплатных публичных лекций по различным предметам.  Спустя  10 лет, в 1862 году,  устав  Одесского училища, был официально утвержден.

 Согласно утвержденному   уставу,  Одесское училище располагало   четырьмя  специальными  классами. Поступающие должны были закончить  в гимназии  четырех классовое  обязательное  образование. Лица  оканчивающие одесское   училище  а платной основе  не располагали  правами, предоставленным другим  подобными заведениям.

 В  1869 году  училище  было переформированное шестиклассное: Четыре первых класса - общеобразовательные, а два последних - специальные.

 Всем завершающим обучение  лицам  были предоставлены  некоторые из прав, которыми пользовались  окончившие курс  в других платных   училищах. В 1885 году Одесское купечество  внесло предложение  о преобразовании  училища в институт. Курс платного  образования,   достиг наибольших  результатов в своем развитии ,  в Рижском политехническом  училище. 

 Платное образование,  приобретенное в данном  училище,  нисколько не уступало уровню  образования, какое давали высшие  престижные  школы  на платной  основе  в таких странах как   Франция, Антверпена.

 В  этом училище  в рамках учебного плана   вели  лекции  только по  специальным   предметам, т.к. в число учащихся  входили  лишь те лица,  которые  окончили  6 классов в  общеобразовательных  учреждениях.

 Вместе с  обширной  постановкой преподавания, серьезный   подход был и к  проведению  практических  занятий для   учащихся относящихся  к их  специальной деятельности.

Рижское политехническое  училище имело в своем составе 8 отделений. 

В учебный план входили  следующие предметы:

- арифметика

- политическая экономия

- товароведение

-история торговли 

-наука о финансах

-энциклопедическая химия

- конторское дело и  счетоводство 

-история народного хозяйства

-торговое, вексельное, морское  право

-торговое, вексельное, морское  право .

Представители министерства финансов, такие как -   С. А. Грейг, Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и  особенно С. Ю. Витте,  не раз посещали платные училища в Петербурге и Москве, а также совершенно новые  учебные заведения в Одессе, Николаеве, Баку и других городах. Они  поощряли открытие новых  училищ, выделяя  порой  ради этого весьма щедрые государственные субсидии.

Так, в 1880 году в Санкт-Петербурге на средства петербургского купечества и при поддержке Министерства финансов было основано Петровское училище, куда принимали детей купеческого  сословия не моложе девяти лет.

 Училище располагало   восьми классами:  один класс  был подготовительный, пять других - общеобразовательные и два оставшихся  были специального направления.  Программы  учащихся и их  права  имели сходство с   основополагающими документами  Санкт-Петербургского императорского  училища. 

В 1885 году в  городе Москва  было открыто -  Александровское  училище. В 1893 году было образованно  Харьковское училище.  В 1894году, при  активных действиях С.Ю.Витте Государственный совет утверждает платные училища и относит  их  к ведению  Министерства Финансов. В некоторых городах России образовательные учреждения располагали частными курсами.  Например  в Петербурге проводились   частные курсы   от Вальденберга, курсы бухгалтерии  от А.М.Вольфа,  Ф.В.Езерский проводил счетоводные курсы, женские курсами заведовала  -  П.О.Ивашинцова. Последние располагали довольно обширной учебной   программой,   поступление на них требовало наличие  аттестата из  семиклассной гимназии или института.

С 1872 года стали  учреждаться  платные отделения при многих существующих  училищах. Курс продолжался  в течение двух лет. В составе  курса помимо общеобразовательных  предметов , были включены два  языка - французский, немецкий,  а также  вычисления, письмоводство,  и география.

На платное отделение  ученики реальных училищ переходили по окончании 4-х классов.  Численность  таких учеников была  существенно  меньше численности  учеников на иных  отделениях. Наиболее значимым этапом развития в России платного образования,  явилась  его реформа 1894-1896 годов.

Цель реформы  -  концентрация всех платных учебных заведений  под эгидой Министерства финансов   и обновление содержания платного образования  в соответствии с требованиями времени , а также создание условий для  многогранного, полного  развития общественной и частной инициативы в формировании всех звеньев школы.

В соответствии с  утвержденным 15 апреля 1896 года Положением о платных  учебных заведениях  и по причине  сложившейся практики, по  рекомендациям  международных конгрессов по профессиональному  образованию в стране было утверждено  четыре типа учебных заведений:

 • платное училища  с семи и трехгодичным курсом  обучения, призванные обеспечить  своим воспитанникам общее и  коммерческое образование;

 • торговые классы, которые были  предназначены   для обучения лиц от 12 лет и  старше;

 • торговые школы;

 • курсы платных  знаний.

Наряду с другими платными учреждениями  была создана Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова  — до середины августа 1991 года —  Московский институт народного хозяйства, а еще раньше — Московский институт.  Эта Академия имеет богатую историю  и устоявшиеся  традиции.  За время  своего существования вуз  смог выпустить  десятки тысяч высококвалифицированных, востребованных специалистов.

В момент образования института, 19 февраля 1907 года, он именовался «Институт  московского общества распространения  платного образования».

В тех условиях это было по существу первое высшее учебное  заведение в  России, готовившее коммерсантов высокой категории, которые  были востребованы для работы в   быстроразвивающихся отраслях  народного  хозяйства страны. 

К концу XIX века численность  платных отделений пошла на спад. Многие реальные училища вынуждены  были вовсе закрыть платные отделения, по причине  недобора  учеников.

Если высшие учебные заведения  не являлись популярными и  не были  широко распространены  — в начале XX века  а таких насчитывалось  не более пяти (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.), то средние  учебные заведения  характнеризовались достаточно интенсивным развитием.  За 20 лет, с 1896 по 1916 год, сеть школ увеличилась  с 8 до 602.

 В целом к 1916 году  система платного образования  в России представляла из себя  260 коммерческих училищ, 169 торговых  школ, 38 торговых классов и 135 курсов  платных знаний.

 Наибольшее развитие  сеть платного образования получила  в Москве. Там  было создано  40 коммерческих учебных заведений,  в том числе 8 училищ, 11 школ, 19 классов и 2 курса. Далее следовали  Санкт-Петербург — 24, Варшава  — 14, Одесса — 7, Киев — 6 и т.д., всего в 64 городах России.

Платные  училища  были известны своим  хорошим преподаванием  английского, немецкого и французского языков. Платные учебные заведения  смогли просуществовать  в России  лишь до 1917 года.

Развитие системы  платного образования было приостановлено, по причине начавшейся первой мировой  войны,  а революция 1917 года и Гражданская  война привели к полому завершению  платного обучения как составной  части системы народного образования  в России.

Платное образование  можно подразделить на 2 категории: среднее и низшее. Среднее образование  давалось в платных училищах. Низшее образование давалось в торговых школах, торговых классах, а также  на  платных курсах. Торговые школы  в течение 2-3 лет подготавливали  обучающихся  к работе на  низших должностях  в торговом деле.

 Торговые курсы,  торговые классы  осуществляли  также подготовку  слушателей  к занятию низших должностей  в торговом деле,  и  набирали  на курсы лиц  по возрасту, по положению, по предварительной  подготовке.

 Платные училища  развивались в двух направлениях:

 • семиклассные

 • трехклассные.

 Семиклассные  платные училища обеспечивали  общим  и специальным  образованием. Трехклассные платные училища  давали только специальное образование.  Обучающихся  готовили  к занятию  должностей бухгалтеров, контролеров,  приказчиков в торговых делах.

 Целью платных  учебных заведений являлось дать  учащимся те знания, умения, навыки, которые пригодились бы им  в предпринимательской деятельности, а также воспитать в них   те нравственно-психологические  качества, которые способствуют  достижению  успеха  в предпринимательской  деятельности. Лица,  выпускающиеся  из платных училищ, не имели свободного права на университетское образование.

 В  1915 году выпускники училищ получили  право получения высшего университетского образования. Можно, рассмотрим содержание обучения на примере Петровского училища Санкт-Петербургского Купеческого общества. В учебном 1893-1894 году в Петровском училище было  8 классов: пять общих, два специальных, подготовительный класс с младшим отделением.

Информация о работе Определение тенденций развития платных услуг в сфере образования на примере республики Дагестан