Определение тенденций развития платных услуг в сфере образования на примере республики Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Актуальность темы: В современных условиях спрос на высшее образование увеличивается. По данным статистики, 83% выпускников российских школ 2010 г были зачислены в Высшие Учебные Заведения.
В настоящий момент на каждые 15 тысяч населения приходится 200 студентов – это наиболее высокий результат для России, который можно сопоставить только с мировым уровнем.
Образование, особенно высшее, в настоящем времени начинает уделять большое внимание на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием уже имеющихся знаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития платного образования………………………………..4
История развития платного образования в России………………..4
История Развития платного образования за рубежом…………...13
Развитие платного образования в современном мире…………...15
2.Государственное регулирование платного образования в России…… 17
2.1. Развитие платного образования в республике Дагестан………...18
2.2 Проблемы современного платного образования……………….21
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая Габриелян Л.Р.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

При всех классах, кроме  второго специального и младшего отделения подготовительного класса, существовали параллельные отделения, таким образом, всего в училище  было 16 классов: 3 подготовительных, два  первых, два вторых, два третьих, два четвертых, два пятых, два  первых специальных и один второй специальный.

Распределение учебных  предметов по классам и количества  часов, назначенное для каждого  предмета в 1894-1895 и 1901-1902 учебных годах  показано в приложениях. Одно из ведущих  мест в программе платного обучения училищ занимал – «Закон Божий», его проходили в течение всего  учебного года.

Важным моментом в  образовательном  процессе  была ликвидация  национальной нормы, т.е.  допускался прием  детей  различных вероисповеданий. Русский  язык изучали также весь курс обучения. Главной задачей дисциплины было воспитание культуры речи, умения обращаться, грамотности, умению правильно  излагать свои мысли. Французский язык был  обязательным для обучения т.к. это  требовали правила хорошего тона существовавшие в то время. Немецкий язык изучали на протяжении всего  курса обучения, по причине того что, наибольшее количество учителей были немцы. На изучение английского языка выделялось небольшое  количество часов видимо потому,  что он был не в моде в то время.

Главным лозунгом платного обучения было тесное взаимодействие теоретических знаний с реальной жизнью, именно поэтому на изучение химии, географии и естествознания выделалось значительное количество часов.

 Специальные  предметы читались в  специальных  классах. Например,  политическая  экономия, наука о производственных  отношениях людей и экономических  законах, регулирующих развитие  исторически сменяющих друг друга  общественно-экономических формаций.

 Коммерческая  география – рассказывает о   торговых  отношениях  разных  народов и изображает их связи  в географических, политических, культурных  сферах. История торговли – изучение  исторического опыта в торговом  деле. Законоведение – изучение  законов, умение их верно толковать  и применять. 

Товароведение –  изучает потребительные стоимости  товаров, их классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы  влияния на качество товаров, способы  его контроля и оценки, условия  сохранения товаров.

Бухгалтерия и коммерческие вычисления – ведение бухгалтерского учета. Коммерческие расчеты – метод  хозяйствования, основанный на соизмерении  затрат и результатов хозяйственной  деятельности.

Коммерческая арифметика – учение о  быстром и правильном производстве  коммерческой выкладки.

Главным результатом   реформы стало стремительное  возникновение  сети общественных и  частных училищ. Так, до 1896 года казенных и общественных училищ было всего  восемь, через десять лет — более  семидесяти, а к 1914 году их насчитывалось  свыше двухсот

Уже в 90–х гг.  Х1Х в. училища  стали  принимать детей с 8-ми лет. Обучение было платным, но ученикам способным  учиться, чьи родители не могли оплатить обучение, назначалась стипендия.  

Платные училища сразу  же приобрели большую популярность, и не в последнюю очередь благодаря  педагогическому составу. Ведь подбору  преподавателей уделяли огромное внимание. Педагогический коллектив в училище  отличало единомыслие, любовь к детям, креативность в преподавании.

В Тенишевском училище  подбор кадров проходил путем закрытого  голосования. Директор училища, князь  Тенишев, старался как можно больше собрать сведений о каждом преподавателе, которого ему рекомендовали или  же он сам где-то того или иного  учителя. Он присутствовал на занятиях этих учителей, встречался с ними. Затем  на школьном совете самостоятельно давал  объективную характеристику и предлагал  кандидатуру педагога на голосование. Выбирались самые лучшие. Точно также  как и в Тенишевском, в Петровском училище работали наилучшие учителя  города. Среди них встречались  преподаватели из Университетов. Единство коллектива, единство цели, сплоченность отражаются на качестве знаний воспитанников. Главной задачей педагогических коллективов училищ являлось воспитание грамотных, самостоятельно-мыслящих людей, умеющих добиваться цели. Дать им широкий  кругозор реальных знаний. Развить  в ученике организаторские способности  руководителей. Не случайно на всемирной  выставке 1900 года в Париже Петровское училище было удостоено золотой  медали. Престижность училища объясняется  и общественным статусом коллектива учеников. В Петровском училище учились  дети купцов, мещан, послов, консулов. Выборгское училище было достаточно демократическим. В Тенишевском училище учились  дети китайских послов, дети консулов в Петербурге, дети имущих предпринимателей. Значимым моментом в процессе  обучения являются взаимоотношения между  преподавателями и воспитанниками. Платные училища славились тем, что внутри царила атмосфера добродушия, взаимопонимания. Эти отношения строились на уважении и доверии друг к другу. Выпускник Тенишевского училища писатель В.В.Набоков писал: «Я любил своего директора только за то, что он видел в каждом ученике  - человека!»  Немало важным вопросом взаимоотношений учителей и учеников стал вопрос касающийся ученического самоуправления. Организация самоуправления в училище начиналась с конца четвертого, начала 5-го класса. Воспитанникам поручалось ведение дел редколлегии и библиотеки, управление классом и многое другое. Жизнь в платных училище была очень интересной, насыщенной, активной. В училищах обширно использовали внеклассные мероприятия. Училища устраивали дальние экскурсии для того чтобы показать воспитанникам реальную жизнь.

В отчете за 1900-1901 гг. Петровского  училища была сделана следующая  запись: «Как обычный в нашем училище  прием ознакомления учеников с некоторыми производствами, в отчетном году были предприняты поездки на заводы:  Императорские Стеклянный и Фарфоровый,   Пивоваренный завод Калинкина и  др.».

Помимо экскурсий в  училищах стараниями самих учащихся проводились различные концертные вечера. В зале Тенишевского училища  объединялось более десяти школ и  училищ. Давались бесплатные концерты, на которые приглашались именитые артисты. Устраивались внеклассные литературные чтения и беседы, где читались и  обсуждались рефераты учеников. В  Тенишевском училище каждый класс  занимался творчеством, в течение  года выпускал свой классный журнал, где  были представлены литературные пробы  учеников, первые стихи, первые рассказы и т.д. Кроме того, в училище  выпускался большой ежегодный журнал «Тенишевец». В состав редколлегии  входили воспитанники училища. Ответственным  главным редактором тоже был воспитанник. Ученики Петровского училища  рисовали открытки  с видами Петербурга: магазинов, лавочек, училища и т.д. Затем эти открытки распечатывались (в училище был свой печатный станок) и продавались гостям и жителям Санкт-Петербурга. Зимой устраивались массовые катания на коньках по реке Фонтанке.

   Только выпускники  платных училищ не могли претендовать  на университетское образование.  Они получили его лишь в  1915 году, но вскоре последовала  октябрьская катастрофа, а в 1918 году большевики упразднили платные  училища. 

  Тем не менее, торговые учебные заведения, эти своего рода первые русские бизнес - школы, оставили яркий след в истории отечественного образования, внесли весомый вклад в дело народного просвещения, демократизации общественной жизни и в экономическое развитие страны. Ведь в их стенах были воспитаны несколько поколений русских предпринимателей.

    1. История развития платного образования за рубежом

Платное обучение получило свое развитие не только в России, но и за рубежом. Например, в Германии с 1892 по 1893 гг.  высших школ было 52 с 4865 учениками, средних классов было 6 с 716 учениками, низших было 193 с 18728 учениками. 

Для того чтобы поступить  в высшую школу требовалось предоставить свидетельство об окончании 4-х классов  гимназии или училища. Продолжительность  обучения составляла три года.

 Для студентов, которые  закончили средние учебные заведения  и желали изучать новые предметы  при некоторых школах открывались  одногодичные курсы. Существовали  курсы со специальной целью,  например академия дрогистов  или частный практический институт  конторских работ. Для поступления  в среднюю школу, длительность  обучения которого составляло  два года, необходимо было окончить  общеобразовательное низшее училище.  Эти школы учреждались при  городских училищах.

В этих низших училищах обыкновенно  учились молодые люди, которые  находились на службе в торговых домах, так как они не могли поступать  в среднюю школу. Продолжительность  курса составляло от  1,5  до 3,5 года. Занятия проводились вечером или ранним утром, а иногда и по воскресениям; большой популярностью пользовались вечерние школы, которые отличались возможностью свободного выбора предметов.  Для поступления в высшие школы требуется свидетельство

Австро-Венгерская система  образования имеет очень много сходных черт с Германским. По закону низшая школа здесь занимала место повторительной, которую были обязаны посещать все молодые люди, состоящие в ученье у купца, ремесленника или промышленника. Эти школы содержались за счет средств финансируемыми торговыми палатами и товариществами.

Система образования в  Венгрии  также была похожа на германскую систему, однако в Венгрии существовали женские курсы, на которые принимались  девушки, окончившие четыре класса женской  городской школы. На эти курсы  принимались девушки не старше 18 лет.

Общая продолжительность  обучения составляло 8 месяцев. В 1891-92 году количество таких курсов составило 17.  В будапештской академии существовал  двухгодичный «восточный» курс, где  преподавались румынский язык, болгарский, турецкий, сербский, новогреческий  и др. 

Во Франции было всего  семь высших платных школ, а средних  четыре. Однако именно во Франции курс платного образования было наиболее полно разработано. Для высших и  средних школ были изданы нормативные  учебные планы и программы, которые  оказались весьма продуктивными,  учитывая существовавшую ситуацию.  Существовали школы для служащих, которые содержались за счет средств  выделяемых различными обществами и  частными лицами, так как правительство  очень редко давало субсидию. 

Во Франции обучение в  высших школах составляет два года. Самый обширный курс образования  давался в Ecoledeshautese’tudescommerciales в Париже. Различные общества и частные лица совместно создавали бесплатные кусты для молодых людей, не имеющих возможность оплачивать свое обучение.  Общество Associationphilotechnigue в 1885-1886 гг. в Париже открыла семь отделений для мужчин, восемь для женщин и четыре специальных подготовительных курса.

В 1886г. В Италии существовало 18 школ, три из которых были высшими. Платное образование можно было получить в технических школах и  технических институтах, продолжительность  обучения в которых составляло три  и четыре года. В итальянских школа  можно было поступить на три отделение: на платное (курс обучения длилось 3 года), на консульское (5 лет) и на педагогическое, на котором готовили преподавателей коммерческих училищ.

В отличие от Франции и Германии, итальянское правительство принимала  на себя большую часть денежных расходов на технические институты и школы.  Училища выпускали довольно квалифицированных  специалистов для своего времени. До недавнего времени высшие школы  не давали подготовку на должном уровне в области предпринимательства  и коммерции. Однако в настоящее  время некоторые школы пытаются решить эту проблему, путем добавления в программу обучения специальные  предметы: микро- и макроэкономика, основы маркетинга и др.

В Соединенных Штатах в 1893г. насчитывалось  около 233 коммерческих школ, с 1400 преподавателями (315 женщин и 995 мужчин) и более 65480 учащимися. Преподавание в коммерческих школах носили практический характер; продолжительность  обучения составляло от трех месяцев  до двух лет.

 

1.3 Развитие коммерческого  образования в современном мире

 

Платное образование сегодня  набирает все больший оборот в  России и за рубежом. Количество Вузов, а если быть точным, то количество платных мест возрастает очень интенсивно.

         Существует два варианта платного обучения в государственном вузе:

  1. На договоренной основе (учатся абитуриенты, которые сдали вступительные экзамены, но не набравшие проходного балла).
  2. На спец. платном отделении (при вузах открываются отделения и студенты обучаются там лишь на платной основе, но это не освобождает абитуриентов от вступительных экзаменов. Но все же конкурс на платные отделения ниже, чем по вузу в целом, следовательно поступить легче).По ходу обучения требования предъявляются одинаковые и к студентам-бюджетникам, и к студентам обучающимся на платной основе.

А для тех, кто не прошел по конкурсу в государственный вуз, есть возможность получить высшее образование в негосударственном учебном заведении.

          Негосударственные вузы подразделяются на 2 группы:

1 группа: студент целиком  и полностью оплачивает свою  учебу, и получает знания ничуть  не хуже чем в традиционном  высшем учебном заведении. 

Институты данной группы имеют  серьезную базу, студенты получают знания от опытных преподавателей. Обычно эти вузы «отошли» от какого-либо государственного университета, института, но сохранили свои партнерские связи. Они прошли аттестацию получили аккредитацию по ее итогам и лицензировали свои специальности.

2 группа: Относятся сомнительные  учебные заведения которые работают  без лицензий, не имеют собственного  профессорско-преподавательского состава  и в учебном плане лишь околонаучные  дисциплины.

Информация о работе Определение тенденций развития платных услуг в сфере образования на примере республики Дагестан