Определение тенденций развития платных услуг в сфере образования на примере республики Дагестан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Актуальность темы: В современных условиях спрос на высшее образование увеличивается. По данным статистики, 83% выпускников российских школ 2010 г были зачислены в Высшие Учебные Заведения.
В настоящий момент на каждые 15 тысяч населения приходится 200 студентов – это наиболее высокий результат для России, который можно сопоставить только с мировым уровнем.
Образование, особенно высшее, в настоящем времени начинает уделять большое внимание на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием уже имеющихся знаний.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития платного образования………………………………..4
История развития платного образования в России………………..4
История Развития платного образования за рубежом…………...13
Развитие платного образования в современном мире…………...15
2.Государственное регулирование платного образования в России…… 17
2.1. Развитие платного образования в республике Дагестан………...18
2.2 Проблемы современного платного образования……………….21
Заключение…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая Габриелян Л.Р.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

За рубежом развито  платное образование и в связи  с этим налажена система ранжирования вузов. За основу независимые рейтинговые агентства берут уровень доходов учебных заведений; в России же такая информация считается засекреченной, однако СМИ заявляют, что в 2008 году больше всех зарабатывали выпускники «Московского физико-технического института» - их з/п превышала 6000 $.

Россия использует другой подход определения престижности вузов. Все аккредитованные вузы – весьма престижны, государственный диплом выступает как гарант качества образования  – по данным Министерства образования. Хотя широко распространено мнение, что  « % трудоустройства» и уровень дохода выпускников определяет качество образования.

Нельзя забывать о самой  главной цели всех Вузов – это  дать  качественное высшее образование  студентам, независимо государственный  он или нет.

 

 

 

 

2.Государственное  регулирование развития платного образования в России.

        Образование-это социально-экономическое  развитие общества, которая,  обладает социальной сущностью, и государства, особенно определяемо как социальное, которое служит его гарантией.

        В последнее время в России, а так же во всем мире, всё более востребованным становится высшее образование.

        В соответствии со ст.47 Конституции   РФ за гражданами признается  право получить на конкурсной  основе бесплатное высшее образование  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях   и в предприятиях.

       Государство  с каждым днем  создает все больше хороших  условии для развития человека , а это стимулирование творческого  роста , использование его возможностей  и талантов , проведение в его  жизнь некой социальной справедливости  и перспектив.

       Анализ ситуации  в Российских  высших школах с точки зрения  государственного управления и  нормативно-правового обеспечения  ее деятельности говорит о  том, государство воздействует, на систему высшего образования в целом соответствует общим тенденциям государственного регулирования рыночной экономики в России. В начале это переход к рынкам, затем отказ от  распределения, государственной поддержки вузов, защита прав и интересов учащихся  и т.д.

Высшие учебные  заведения перестали быть подразделениями  государственного аппарата. Между тем  именно постоянное образование позволило  системе добиться общеизвестных  успехов в советский период.

Сегодня успешное развитие всей высшей школы в значительной степени может способствовать достижению многих позиции, одновременно являясь  ярким индикатором выполнения государством этих обязательств.

 

 

 

2.1.Развитие платного образования  в республике Дагестан.

 

       В настоящее время в Республике Дагестан 1678 общеобразовательных учреждений, в том числе 219 общеобразовательных учреждений (13 проц.) расположено в городской местности и 1459 (87 проц.) – в сельской местности. 
      Количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 386279 человек, по этому показателю республика занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации. При этом 273669 учеников обучаются в первую смену и 112610 учеников – во вторую и третью смены, соответственно, обеспеченность ученическими местами в школах республики составляет 70,8 процента. Средняя наполняемость в классах городской местности – 24 человека, а в сельской местности – 14 человек. 
      В Республике Дагестан в сфере общего образования занято 41918 учителей, из них 10918 работают в городской местности, а 31000 – на селе.  
      Существенных улучшений в развитии общего образования удалось достичь за годы реализации приоритетного национального проекта «Образование». В школы республики было поставлено 1187 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, учащиеся начальных классов были обеспечены разовым питанием, 1418 педагогов республики были поощрены премиями «Лучший учитель», более 24 тысяч учителей ежемесячно получает вознаграждение за выполнение функций классного руководителя.  
 
      Для продолжения осуществления основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – НОИ «Наша новая школа») в республике действует республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».  
 
       Все общеобразовательные учреждения республики, за исключением начальных школ, обеспечены доступом в сеть Интернет. В последние годы особое внимание уделяется обеспечению общеобразовательных учреждений компьютерной техникой. В настоящее время показатель количества учащихся на один компьютер в республике равен 17, для сравнения в 2006 году аналогичный показатель был равен 60.  
       С 1 января 2010 года в соответствии с Законом Республики Дагестан от 1 ноября 2001 года № 47 «О методике распределения средств, причитающихся бюджетам муниципальных районов (городских округов) из республиканского фонда компенсаций на реализацию основных общеобразовательных программ» в республике начат процесс введения нормативного подушевого финансирования. В настоящее время финансовые средства в большинство муниципальных образований доводятся в соответствии с нормативами с учетом коэффициентов за высокогорность и безводность, также применяются понижающие и повышающие коэффициенты. В структуру норматива включены: заработная плата, учебные расходы и книгоиздательская продукция.  
      В республике преобладают сельские школы (87,2 проц.). В этих условиях приобретение автобусов для сельских школ является одним из ключевых для республики направлений. За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование» в школы республики поступило 369 транспортных средств.  
 
      Следует отметить, что в системе общего образования в Республике Дагестан менее 50 проц. учащихся получают образование в условиях, отвечающих современным требованиям. Одной из основных задач для республики является сохранение малокомплектных школ (более 300).  
       Кроме того, необходимо учитывать общий износ зданий и слабую инфраструктуру общеобразовательных учреждений. Более 40 проц. общеобразовательных учреждений нуждается в капитальном ремонте, а 3,6 проц. находится в аварийном состоянии. Для сравнения: в 2010 году аналогичные показатели были равны 43 проц. и 15 проц. соответственно.   существенных улучшений в данном направлении удалось достичь за счет строительства новых и реконструкции имеющихся общеобразовательных учреждений. За последние два года в республике введено и реконструировано 24 общеобразовательных учреждения на 5560 ученических мест. В более чем 80 общеобразовательных учреждениях осуществлен капитальный ремонт, в 34 из них проведены аварийно-восстановительные работы. 
       В настоящее время в республике только 42,4 проц. школ имеют физкультурные залы, 81 проц. – столовую и буфет, 89,6 проц. – библиотеку. Актуальной проблемой для школ остается обеспечение комплексной безопасности. Частично данная проблема решена в рамках республиканской целевой программы «Пожарная безопасность на 2008 – 2010 годы».

       Основой языковой политики Республики Дагестан является создание условий для гармоничного взаимодействия русского и дагестанских языков. Однако в республике наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, а также родных языков, особенно среди молодого поколения. Заметно снизился уровень речевой культуры населения во всех сферах функционирования русского языка.  
        Решение вышеназванных проблем в системе общего образования в Республике Дагестан планируется достичь за счет реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования, а также за счет иных федеральных и республиканских целевых программ, направленных на развитие образования.  
 

    1. Проблемы современного платного образования

 

 Главной проблемой  коммерческого образования является  то, что она недоступна обычному  народу, ведь не все родители  могут оплачивать обучение своего  ребенка, затрачивая как минимум  30-50 тысяч рублей в год.

Переход к платному образованию  приведет к тому, что многие россияне не смогут дать хорошее образование  своим детям.   Государству  необходимо сохранить бесплатное образование  в вузах, если ему нужны специалисты, которые в будущем будут способствовать развитию нашей страны.

По результатам статистики около 68% опрошенных считают, что при  поступлении в вуз приходится, прежде всего, платить за подготовку к экзаменам, 36% называли приоритетом услуги репетиторов, 36% – курсы и 32% – взятки за поступление.

В прошлом году московская семья потратила на поступление  в вуз в среднем $725, а немосковская – $280. Протекция при поступлении  в столичные вузы обходится в сумму $2500–3000, при этом 28% опрошенных по всей стране готовы оплатить эту услугу.

По данным ВШЭ, 80% семей  будущих студентов платят за подготовку и поступление в вуз, а общие  расходы по стране ежегодно составляют $880 млн. В целом на высшее профессиональное образование детей россияне тратят около $5 млрд в год. Из этой суммы $420 млн являются «серыми» затратами  – они идут в карман репетиторам  или на взятки.  
       Другая, уже затронутая, проблема платного образования - эта взяточничество. Родители, чтобы обеспечить своему ребенку легкое и в тоже время престижное образование готовы потратить не один десяток тысяч, а то и сотни тысяч рублей.

С каждым годом количество негосударственных Вузов растет, а доверие к ним все больше уменьшается. Родители всегда стараются устроить своего ребенка в государственное учебное заведение, так как мало кто хочет платить платным вузам за диплом, а не за знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия сделала в своем  экономическом развитии в середине  XVIII столетия крупный шаг. Именно в это время начинается поэтапный переход от примитивной системы «ученичества в услужении»  к организации специализированных учреждений  образовательно-воспитательного платного профиля.

Платные учебные заведения  с первых своих шагов в стране не ограничились профессиональной подготовкой  учащихся, придавали важное значение исключительно общеобразовательному компоненту.

Целиком инициатива в этом вопросе исходила от общественных сил, это показывается в анализе исторических документов. Поддержка правительства общественной инициативы обеспечила создание первых платных учебных заведений, ставших, в воем развитии, несмотря на определенные трудности, образцовыми для выработки последующей стратегии и тактики платного образования.

Надо отметить, что платное  образование в России XVIII - XIX веков было связано с европейской коммерческой школой, которая также начинала развиваться. На начальных этапах российская коммерческая школа по некоторым отдельным параметрам превосходила западноевропейскую. Она отличалась большим количеством дисциплин профессионального цикла, проводила наиболее основательную общеобразовательную подготовку учащихся.

Опыт платного образования  в дореволюционной России следует  не только широко и всестороннее изучить, но и использовать его в современной  образовательной деятельности.

Надо отметить, что в  некоторых западных странах, таких  как Италия, Австрия, Франция, Венгрия, также развивалось коммерческое образование. В США и Герами даже были созданы коммерческие училища, выпускающие огромное количество специалистов. 

Негосударственное образование  в современном мире сильно отличается от образования прошлых веков  своим качеством, количеством и, конечно же, своей недоступностью. Зачастую, на платные места берут студентов с низкими способностями и баллами, которые способны оплачивать обучение, а талантливые учащиеся остаются за бором вуза. 

Качество современного платного образования очень низкое, уровень  получаемых знаний не соответствует  размеру оплаты. Также платное  образование имеет ряд проблем: взятки, недоступность низшим слоям населения, а самое важное недоверие со стороны населения.

   Для модернизации системы общего образования в Республике Дагестан необходим новый уровень обеспечения качества образования, который будет достигнут при условии достойного уровня заработной платы учителей, регулярного обновления материальной базы школ, внедрения новых ФГОС на всех уровнях образования, широкого использования современных информационных технологий и организации дистанционного обучения. 
           Коммерческое образование развивается уже на протяжении многих десятилетий. Многие ценности и задачи со временем менялись, но одно должно оставаться неизменным – это его цель, а именно давать своим студентам достойное высшее образование за доступную оплату.

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Ковалев В.П. « История российского образования: опыт и уроки» 2010г.
  2. Степанов Г.Е. «Содержание образования» 2009г.
  3. Новиков А.И. «Постиндустриальное образование»
  4. Саламанко Е.Г. «Развитие платного образования в республике Дангестан.2010»
  5. Сухолинов С.С.«История Российской Академии» 2010г.
  6. Миренцов  А. С., Саввин А.В., «Национальные традиции Российского образования в контексте Болонского процесса» 2009г.
  7. http://www.pseudology.org/Kojevnikov/Xrestomatiya/CommAcademy.
  8. http//www.km.ru

 


Информация о работе Определение тенденций развития платных услуг в сфере образования на примере республики Дагестан