Оптимизация объёма производства и резервы повышения эффективности использования экономических ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

В работе описаны понятие предприятия, основы организации производства и реализации продукции, инновационная и инвестиционная политика предприятия, издержки производства, ценообразование, программа текущего планирования на предприятии, доход, прибыль и рентабельность предприятия, а также составление калькуляции себестоимости изделий, сметы затрат на производство и реализацию продукции, ценообразование на предприятии, формирование и распределение прибыли и суть капиталовложения в развитие производства

Содержание работы

Введение
1. Предприятие – главный субъект экономики
1.1. Основы организации производства и реализации продукции
1.2. Инновационная и инвестиционная политика предприятия
1.3. Издержки производства и ценообразование на предприятии
1.4. Доход, прибыль и рентабельность предприятия
2. Программа текущего планирования на предприятии
2.1. Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции
2.2. Составление калькуляции себестоимости изделий
2.3 Ценообразование на предприятии
2.4 Формирование прибыли
2.5 Распределение прибыли
2.6 Капиталовложения в развитие производства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике. Степанов.docx

— 78.21 Кб (Скачать файл)

Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами  обладают малые предприятия. Им свойственны  высокая динамичность, маневренность, конкурсный характер производства и  его демократизация. Малые предприятия  создают новые рабочие места, возрождают народные промыслы, содействуют экономическому и социальному развитию малых городов.

1.1. Основы организации производства и реализации продукции

 

Производство – это процесс создания материальных благ необходимых для существования и развития общества.

Содержание процесса производства оказывает определенное воздействие  на построение предприятия и его  производственных подразделений, т.е. на производственную структуру.

Производственная  структура предприятия – это состав внутренних подразделений, форма их построения и взаимосвязи.

Производственная  структура организации определяется следующими основными факторами:

1.Размер предприятия;  2. Отраслевая принадлежность;

3. Уровень технологий; 4. Специализация предприятия.

Построение рациональной производственной структуры осуществляется в следующем порядке:

1.Устанавливается состав  цехов, предприятий, их мощность  обеспечивающая заданную ими  продукцию.

2.Рассчитывается площадь  каждого цеха, определяется пространстаенное расположение.

3.Планируются все транспортные  связи между подразделениями.  Намечаются кратчайшие маршруты  межцехового передвижения предметов  труда по ходу производственного  процесса.

Главными элементами производственной структуры являются:

1.Рабочие места; 2.Участки; 3.Цеха.

Цеха бывают:

1. Основные – изготовление продукции предназначенной для реализации.

2. Вспомогательные – обеспечивают  основные цеха необходимыми инструментами  и осуществляют техническое обслуживание.

3. Побочное производство  – это цеха утилизации, переработки   отходов.

4. Обслуживающее хозяйство  – осуществляет хранение и  доставку всего необходимого  для основного и вспомогательного  протизводства.

5. Подсобное хозяйство  – выполняет разгрузочные работы, осуществляет отправку продукции  потребителю, изготовление тары, упаковки.

Организация производства – это комплексная характеристика технического уровня промышленного производства.

На тип организации  производства оказывают влияние  ряд следующих факторов:

1.Уровень специализации; 2. Масштабность производства; 3. Сложность  изготовляемой номенклатуры изделий;  4.Размер и повторяемость выпуска.

Различают 3 основных вида организации производства:

1.Единичное производство;  2. Серийное; 3. Массовое.

Производственный процесс  представляет собой совокупность отдельных  процессов труда направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию заданного  количества, качества ассортимента в  установленные сроки.

Производственный  процесс квалифицируется по ряду признаков:

1. Значимость и роль  в изготовлении продукции:

а) Основные – сырье и  материалы превращаются  в продукцию.

б) Вспомогательные –  изготовление продукции, оказание услуг  необходимых основному производству.

в) Аналитический – когда  из одного вида сырья и материалов производится много  видов продукции( нефть, мясо, молоко и т.д.)

2. Характеры протекания:

а) Простые – под воздействием температуры ( сухофрукты)

б) Систематически – из нескольких видов производится продукция (хлеб, платье)

в) Аналитический – из одного много видов продукции

3.Стадии изготовления:

а) Заготовительный – превращение сырья и материалов в заготовки

б) Обрабатывающие -  в  ходе их заготовки превращаются в  готовые детали

в) Выпускающие – служит для изготовления готовой продукции

4. Степень непрерывности: 

а) Прерывные – наличие перерывов

б) Непрерывные – осуществляется без перерывов

5. Степень технической  оснащенности:

а) Ручные – выполняются без машин и механизмов

б) Частично механизированные -  отдельные операции выполняются  с помощью механизмов

в) Комплексно механизированные  - выполняется без применения ручного  труда за исключением управление машинами

г) Автоматизированные –  процесс осуществляется без участия  работника

6. Особенности использования  оборудования:

а) Аппаратурные – процесс  протекает в специальных видах  оборудования.

б) Дискретные – выполняется на отдельных станках при участии работника.

1.2. Инновационная  и инвестиционная политика предприятия

       Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.

     При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:

1. Целью инноваций является  получение значительной прибыли  на определённом отрезке времени  за счет какой-либо области.  При этом внедрение инновации, и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

2. Целью внедрения является  завоевание (закрепление) небольшого  сегмента рынка с минимальной  прибылью с последующим увеличением  доли на рынке и прибыли. 

     При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности:

- исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные  исследования, ОКР, опытное производство  и распространение инноваций);

- повышение качества и  сертификация продукции;

- обновление производственной  базы (техническое перевооружение);

- создание, поддержание и  развитие научно-технологического  потенциала предприятия;

- освоение рынка инноваций  (разработка мероприятий, связанных  с маркетинговой политикой).

    При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:

1. Наличие новых значимых  технических решений, способных  обеспечить рыночный успех;

2. Наличие специфических  потребительских свойств (внешний  вид, форма и т. д.), способных  обеспечить успех при отсутствии  значимых технологических решений. 

     Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

     Под инвестициями понимается – денежные средства государства, предприятий и физических лиц направляемые на  создание , обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей (это реальные инвестиции), а так же на приобретение акций, облигаций и других  ценных бумаг (это финансовые инвестиции).

Источниками финансовых средств  для инвестиции могут быть:

Собственными – формируются за счет амартизационных отчислений, отчислений от прибыли.

Заемные средства – кредиты в банках, средства внебюджетных фондов, средства страховых компаний и др.

Для пополнения своих активов  на предприятии осуществляется инвестиционная политика.

Основными направлениями которой являются:

  • Инвестиции направленные на повышение эффективности деятельности предприятия;
  • Инвестиции направленные на расширение производства;
  • Инвестиции направленные на создание новых произво

    Особенно популярной в настоящее время формой реализации арендных механизмов является лизинг.

    Название специфической формы аренды – лизинга – происходит от английского lease – «аренда, сдача внаем».

    Согласно ст. 2 Федерального закона «О лизинге» Лизинг – это вид инвестиционной деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора в лизинг физическим или юридическим лицам на определенных условиях, на определенный срок и за определенную плату с возможностью перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

    Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга.

1.3. Издержки производства и ценообразование на предприятии 

 

      Издержки производства — это денежное выражение затрат необходимых для осуществления предприятием своих производственных нужд.

Издержки связанные с производственной деятельностью представляют собой производственную себестоимость.

Издержки производства включают в себя:  материальные затраты, амортизационные отчисления, проценты за кредит, расходы связанные с продвижением товара на рынок и его продажей, расходы на оплату труда.

Издержки бывают: постоянные и переменные.

Постоянные издержки – это, те которые остаются стабильными при изменении объема производства (амортизация, аренда, налоги на имущество, повременная оплата труда, з/пл., страхование административно – хозяйственного аппарата ит.п.)  Все эти расходы должны финансироваться даже когда фирма ничего не производит. 

Переменные издержки  - это, те издержки которые изменяются пропорционально объему производства продукции (сдельная з/пл. производственных рабочих, сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, и т. д.)

А также общие  издержки  - совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек. Общие издержки увеличиваются по мере увеличения объема производства.

Себестоимость продукции - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а так же на производство и реализацию продукции (налоги, транспортные расходы, канцелярские товары и т.д.)

Себестоимость продукции  играет важную роль в производственной деятельности предприятия. Она показывает, насколько эффективно используются основные фонды и трудовые ресурсы  при изготовлении продукции.

По объему учитываемых  затрат различаются три вида себестоимости:

- цеховая себестоимость  – сумма затрат цехов основного  производства.

- производственная себестоимость  - сумма затрат на производство  продукции и управленческих расходов  представляет собой цеховую себестоимость,  увеличенную на сумму общехозяйственных  расходов.

- полная себестоимость  – сумма затрат на производство  и реализацию продукции к производственной  себестоимости добавляются суммы  затрат по реализации.

Классификация затрат на производство и реализацию продукции:

- по экономическим элементам  (сметный разрез затрат).

- по статьям калькуляции.

Группировка затрат по экономическим  элементам отражается в смете  затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

 Смета затрат - полный свод затрат предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.

Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов.

В условиях рынка и значение снижения себестоимости резко возросло, значение себестоимости в следующем:

  1. Увеличение прибыли
  2. Возможность снижения цены
  3. Улучшение финансового состояния предприятия
  4. В появлении большой возможности для стимулирования работников

Снижение себестоимости  продукции, обеспечивается, прежде всего  за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда на единицу продукции, а следовательно уменьшается удельный вес заработной платы в структуре производства.

Ценовая политика – это механизм принятия решения о проведении предприятия на основных типах рынка для достижения поставленной цели хозяйственной деятельности.

Выделяются три  основные цели ценовой политики:

1.Обеспечение сбыта (выживаемости) – когда на рынке представлено  много производителей аналогичного  товара.

Информация о работе Оптимизация объёма производства и резервы повышения эффективности использования экономических ресурсов