Органиация и методика налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение общих вопросов ответственности за налоговые правонарушения, а также обзор методик налоговых проверок за уплатой страховых взносов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
 Изучить состав прав и обязанностей налоговых органов.
 Рассмотреть ответственность налоговых органов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ…………………………………………………………………………….5
1.1 Состав прав и обязанностей налоговых органов…………………………….5
1.2 Ответственность налоговых органов……………………...………………….9
2. МЕТОДИКА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.11
2.1 Полномочия органов контроля по уплате страховых взносов……………….11
2.2 Методики поведения проверок плательщиков страховых взносов………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………...……….19
Практическая часть………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. МЕТОДИКА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

 

2.1 Полномочия органов контроля  по уплате страховых взносов.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального  страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  Фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2010 года контролируют исчисление уплату страховых взносов два внебюджетных фонда (далее по тексту- органы контроля за уплатой страховых взносов):

Пенсионный  фонд (далее- ПФР) и его территориальные  органы – в отношении:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (уплачиваемые в ПФР);
  • страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (далее -ФСС) – в отношении:
  • страховых взносов и страховых выплат на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (уплачиваемых в ФСС) (ч. 2 ст. 3 Закона №212-ФЗ).

Начиная с 2010 года, расчеты по страховым  взносам страхователи должны подавать в территориальные органы ПФР  и ФСС (п.3 ч.2 ст.28 Закона №212-ФЗ).

В ст. 29 Закона №212-ФЗ указаны права и обязанности  органов контроля за уплатой страховых взносов. Наглядно приведем их в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Табл. 1

Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов[9]

№п/п

Права органов контроля за уплатой  страховых взносов

Обязанности органов контроля за уплатой  страховых взносов

1

требовать от плательщика страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты, по установленным формам;

контролировать соблюдение законодательства РФ о страховых взносах;

2

проводить проверки плательщиков страховых взносов;

вести учет плательщиков страховых взносов;

3

вызывать страхователей для дачи пояснений;

разъяснять порядок исчисления и  уплаты страховых взносов, а также  принятых нормативно-правовых актов;

4

определять суммы страховых взносов, подлежащих уплате;

сообщать страхователям все необходимые  сведения для заполнения поручений  на перечисление страховых взносов;

5

требовать устранения выявленных нарушений;

принимать решение о возврате излишне  уплаченных страховых взносов;

6

взыскивать недоимку, пени, штрафы по страховым взносам;

направлять страхователю в случаях, предусмотренных законом, акты проверок, решения по ним, требования об уплате страховых взносов;

7

требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщиков страховых взносов;

выдавать справки о состоянии  расчетов по страховым взносам;

8

взыскивать в судебном порядке  недоимку по страховым взносам, пени, штрафы;

осуществлять по запросу страхователя сверку расчетов;

9

инициировать процедуру банкротства в отношении неплательщиков страховых взносов;

Выдавать по заявлению плательщиков страховых взносов копии решений, принятых органом контроля.

10

предоставлять отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов.

 

 

2.2 Методики поведения проверок  плательщиков страховых взносов.

Органы  контроля за уплатой страховых взносов  в рамках своих полномочий в праве  осуществлять камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов (ч.1 ст.33 Закона №212-ФЗ).

Целью проверок является – контроль за соблюдением  плательщиками законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Кроме того, ФСС  контролирует правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч.2 ст.3 Закона №212-ФЗ).

Порядок проведения контрольных мероприятий  регламентирован ст.34 и ст.35 Закона №212-ФЗ. Однако пока не утверждена единая методическая основа при проведении проверок, органы контроля будут руководствоваться  каждый своим документом.

  1. Пенсионный фонд:
  • методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных Постановлением Правительства ПФР от 30.01.2002г. №11п. Указанная методика разработана в целях реализации норм ст.13 Федерального закона №167-ФЗ;
  • временными методическими рекомендациями по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных Распоряжением Правительства ПФР от 11.05.2010г. №127р в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам ПФР по проведению контрольных мероприятий в рамках действия Федерального Закона №212-ФЗ. Знание указанных рекомендаций будет полезно страхователям-работодателям (индивидуальным предпринимателям и организациям), ведь именно этим документом будет руководствоваться ПФР в контрольной деятельности.

Фонд социального страхования  руководствуется:

  • методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008г. №81 (далее по тексту - Методические указания №81);
  • методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС от 07.04.2008г. №82 (далее по тексту – Методические указания №82);
  • методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008г. №110.

Документы, которые подлежат проверке органами ФСС/ПФР.

В соответствии со ст. 37 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов  в праве требовать у страхователей  первичные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты страховых  взносов, а также иные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты.

Запрашиваемые документы, с учетом положений ст.37 Закона №212-ФЗ, предоставляются в  течении 10 рабочих дней в виде заверенных копий. Копии документов в обязательном порядке заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного  уполномоченного лица и печатью  этой организации. Что касается нотариально  заверенных копий, то их органы требовать  не вправе. Кроме того, в случае необходимости, сотрудники органов контроля за уплатой  страховых взносов имеют право  ознакомиться с подлинниками документов (ч.4 ст.37 Закона №212-ФЗ), но не в праве  изъять подлинник (ч.3 ст.37 Закона №212-ФЗ).

В случае если страхователь затрудняется предоставить запрашиваемые документы в течении 10 рабочих дней, то он в течении  рабочего дня, следующего за днем получения  требования о предоставлении документов, письменно (с указанием причин и возможных сроков предоставления) уведомляет об этом орган контроля. На основании данного уведомления (в произвольной форме) руководство органа контроля может принять решение о продлении срока либо отказать в нем (ч.6 ст.37 Закона №212-ФЗ).

Следует обратить внимание, что отказ проверяемого лица предоставить документы в установленные  сроки признается правонарушением, которое влечет наложение штрафа в размере: 50 рублей за каждый не предоставленный  документ (ст.48 Закона №212-ФЗ);

- от 300 до 500 рублей (Ч.3 ст.15.33 КоАП РФ – санкция  в отношении должностных лиц  плательщика).

Примерный перечень документов, на основании  которых может быть инициирована проверка, достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке  застрахованных лиц ПФР:

  • учредительные документы организации;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
  • информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • при необходимости – другие документы.

Перечень документов является примерным, следовательно, проверяющие в праве  затребовать и другие документы, не поименованные в этом списке, но обязательно имеющие отношение  к предмету проверки. Проверяющими из ФСС при проверке правильности исчисления отдельных пособий, могут  быть затребованы следующие документы:

Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам:

  • листки нетрудоспособности (п. п. 57, 60 Методические указания №81, п.5 ст.13 Федерального закона №255-ФЗ);
  • расчет суммы пособия;
  • коллективный договор или локальный нормативный акт организации, которым установлены виды выплат работникам;
  • приказы о приеме на работу;
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты;
  • трудовые книжки сотрудников;
  • заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (П.74 Методических указаний №81):

  • (или) заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
  • (или) заявление матери, находящейся в послеродовом отпуске, о его замене на отпуск по уходу за ребенком(если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам);
  • расчет пособия;
  • копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;
  • копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
  • выписка из решения об установлении на ребенком опеки (при усыновлении или опекунстве);
  • копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  • справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) или из органов соцзащиты о том, что она (он, они) не получает пособия.

Камеральная проверка страховых взносов.

Процедура проведения камеральной проверки регламентирована ст.34 Закона №212-ФЗ. Камеральная проверка проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых  взносов на основании документов, предоставленных плательщиком. Сроки проведения проверки ограничены тремя месяцами со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком документы и пояснения. Если же после рассмотрения документов либо в их отсутствие проверяющими будет установлен факт правонарушения, то в течении десяти рабочих дней со дня окончания проверки составляется акт в порядке, предусмотренном ст.38 Закона №212-ФЗ. Если же по итогам камеральной проверки нарушений не выявлено, то акт проверки не составляется и о результатах проверки страхователю не сообщается (ч.6 ст.34 Закона №212-ФЗ).

Выездная проверка страховых взносов.

Процедура проведения выездной проверки установлена  ст.35 Закона №212-ФЗ. Выездная проверка в отличии от камеральной, проводится по решению руководителя (заместителя  руководителя) органа контроля и на территории (в помещении) плательщика. В решении, кроме реквизитов плательщика, должностей и Ф.И.О. проверяющих лиц, должны быть указаны предмет проверки и периоды, за которые она проводится (ч.4 ст.35 Закона №212-ФЗ).

Выездная  проверка проводится не чаще чем один раз в три года и длится не более  двух месяцев со дня вынесения  решения о ее назначении (для обособленного  подразделения – один месяц). Срок проведения выездной проверки исчисляется  со дня вынесения решения о  ее проведении и до дня составления  справки по ее результатам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  изученного материала можно сделать  следующие выводы:

  1. В РФ существует единая система контроля за соблюдением налогового законодательства. Это налоговые органы РФ. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться, в случае необходимости, в органы Министерства РФ и к судебным приставам. Они обеспечивают принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности тех, кто «препятствует выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных обязанностей».
  2. ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Основная деятельность ФНС связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ.
  3. Статья 17 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает защиту прав и интересов налогоплательщиков в судебном или ином порядке, предусмотренном законодательными актами РФ.
  4. В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона  №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС, Фонд Социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования», с 1 января 2010 года контролируют исчисление и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.
  5. Начиная с 2010 года, расчеты по страховым взносам страхователи должны подавать в территориальные органы ПФР и ФСС (п.3 ч.2 ст.28 Закона №212-ФЗ).
  6. В соответствии со ст. 37 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов в праве требовать у страхователей первичные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также иные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты.

Информация о работе Органиация и методика налоговых проверок