Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:44, реферат
Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.
4. Нормы — совокупность
5. Психологический климат в
Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой организации. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление об организационной культуре.
Многие компоненты культуры
трудно обнаружить постороннему человеку.
Можно несколько недель провести в организации,
но так и не понять основных положений культуры,
управляющих поступками людей. Каждый
сотрудник, приходя в организацию, проходит
через определенную процедуру организационной
социализации, в ходе которой он месяц
за месяцем постигает все те мельчайшие
нюансы, которые в совокупности и образуют
организационную культуру.
1.2 Организационная культура и проблемы управления
Изучив влияние и важность организационной культуры, не следует игнорировать некоторые негативные аспекты, которые во многом влияют на достижение организационных целей. Здесь имеется в виду следующее: организационная культура иногда может приходить в противоречие с окружающими организацию условиями среды. Так, например, если окружающая среда подвержена быстрым изменениям, то выработанная годами организационная культура становится не соответствующей этим изменениям, и тогда компании придется приспосабливаться к новым внешним условиям, формировать новую организационную культуру и пересматривать систему регулирования трудовых отношений в организации.7
Так же М. К. де Врие и Д. Миллер,
профессора менеджмента и практикующие
психоаналитики из Канады, провели пока
единственный опыт перенесения на организацию
психопатологических критериев, использующихся
в отношении отдельных
Если дочерние предприятия не располагают сильной личностью в руководстве, то в них начинают проявляться как минимум невротические способы поведения, которые являются следствием процессов, происходящих в центральном органе. Исходя из этого положения авторы выделяют следующие виды организаций.
Параноидальные организации.
В этих организациях имеют место недоверчивость и страх перед возможностью подвергнуться преследованиям в широком смысле слова, это создает соответствующий климат чрезмерного контроля и наблюдения.
Данным организациям присущи:
1. доминирующая роль реактивных стратегий;
2. проявление среди людей
3. самоопределение человека
4. практическое отсутствие
5. сосредоточение основного
Что же касается климата в коллективе, то данным организациям свойственна холодность в отношениях, лишенная эмоций и рациональность в работе.
Принудительные организации.
Особенности таких организации проявляются в следующем:
1. все предписано, систематизировано, утверждено;
2. основной мотив - ошибки неточности, неясности и т.п. – должны избегаться любой ценой;
3. на все имеются принципы, руководящие установки и указания;
4. решающую роль играет иерархия;
5. планирование выступает в
6. четкая целенаправленность в
действии фирмы (т.е.
7. нет смешанных концернов.
В качестве отрицательной особенности таких фирм выступает то, что они оказываются неготовыми к быстрым изменениям. (Хотя это для них не так страшно, т.к. такого рода фирмы, как правило, доминируют на конкретном рынке).
Движущая сила таких организаций заключается в нежелании находиться в зависимости от чьей - либо милости либо от каких – либо обстоятельств; в необходимости все держать под своим контролем; в сложности принятия нестандартных решений (часто - непринятия) из-за страха совершить ошибку.
Драматические организации.
Из самого названия следует, что нормальные производственные
процессы в этих организациях превращены в драматические инсценировки и представления.
Им присущи следующие особенности:
1. принятие решений базируется на фактах;
2. отвага, риск и самостоятельность составляют существо деятельности;
3. имеет место сложность в
4. структуры не успевают
5. контрольные механизмы
оказываются недоразвитыми и
как следствие – для людей,
подчиненных такому
Депрессивные организации.
Такие организации выживают скорее всего в стабильном окружении, в условиях поддерживаемого и регулируемого рынка, без существенной конкуренции. Им характерно следующее:
1. консервативная установка и
2. запрограммированные, рутинные
3. отсутствие и полная
Шизоидные организации.
В данных организациях руководители представляются окружающим холодными, бесчувственными, замкнутыми и иногда даже страшноватыми.
Здесь как и в депрессивных организациях возникает вакуум в руководящем звене. Кроме того, им присущи следующие особенности:
1. интегрирующие функции в
2. руководитель почти лишен
3. от руководителя не исходят четкие указания о руководстве предприятием;
4. брешь в руководстве данной
организации заполняется
Такие предприятия в долгосрочной
перспективе "топчутся" на месте,
т.к. шаги в направлении развития
минимальны из-за постоянного соперничества
менеджеров.
1.3. Организационная структура в системе менеджмента
Предприятия существуют для того, чтобы производить материальные блага и услуги. Это производство связано в определенную технологическую цепочку. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административная система или система управления, в которой весь персонал выполняет функции руководителей и подчиненных. Однако деятельность организации не может осуществляться только на основе технологии или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях действуют люди, а это значит, что при этом они руководствуются какими - то конкретными ценностями, совершают определенные обряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или компания представляет собой культурное пространство. Сама же организационная культура является основой жизнедеятельности любой фирмы, тем, ради чего люди становятся членами организации; тем, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы функционирования компании они разделяют; что по их мнению хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.
Итак, организационная культура состоит:
во-первых, из базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения в основном связаны с видением окружающей индивида среды и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа и т.д.);
Понятие организационной культуры и ее элементы
Понятие организационной культуры и её признаки
Новые условия
хозяйствования, динамизм внешних
условий, повышение
Управленческие службы изменили отношение к культуре организации и активнее стали использовать ее как фактор повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления.
Культура вырабатывается и изменяется в процессе человеческой деятельности. Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в корпорациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отделяется от людей и становится ее частью корпорации, воздействующей на поведение работников.
Введение
в практику термина «
Концепция
организационной культуры была
разработана в начале 1980-х гг.
в США под влиянием
Формирование
оргкультуры зависит от
Существует
много подходов к выделению
различных критериев,
Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик:
• осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других — через индивидуализм);
• коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права»; жаргон, аббревиатуры варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);
• внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур);
• что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);
• осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это);
• взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту, рангу, религии и гражданству и т.п.);
• ценности (набор ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в организационной жизни (свое положение, титулы, саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;