Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Денеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного курсового проекта является:
-раскрыть сущность информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса;
-предложить программу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий:
-содействовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, повысить их эффективность;
-обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей;
-способствовать развитию рыночных отношений в сельской местности, повышению доходов сельского населения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования и функционирования Информационно-Консультационной Службы (ИКС) в АПК
1.1 Роль ИКС в повышении экономической эффективности в АПК
1.2 Этапы развития и современное состояние ИКС
1.3 Виды оказываемых ИКС информационно-консультационных услуг
1.4 Организационно- правовые формы (модели) ИКС
1.5 Основные задачи и структура ИКС
1.6 Формы и методы информационно- консультационной деятельности
1.7 Взаимоотношение ИКС с основными субъектами
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Денеб»
3. Основные мероприятия ИКС по выявлению и решению проблем сельхозпредприятия
3.1 Выявление анализа основных проблем отрасли растениеводства
3.2 Выявление и анализ основных проблем отрасли животноводства
3.3 Выявление и анализ основных проблем в экономике предприятия54
3.4 Основные мероприятия ИКС по решению основных проблем сельхозпредприятия
3.5 Экономические эффективности рекомендуемых мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

New Microsoft Word Document.docx

— 33.84 Кб (Скачать файл)

Принципы функционирования ИКС. Функционирование информационно-консультационной службы должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, строгое  соблюдение которых обязательно для любой службы.

К основным принципам функционирования информационно-консультационной службы относятся:

- открытость службы - информационно-консультационная  помощь должна быть оказана  любому клиенту и она должна  взаимодействовать со всей инфраструктурой  АПК;

- установление отношений  специалистов ИКС с сельхозтоваропроизводителями  на основе доверия и партнерства;

- климат взаимного доверия  основан на знаниях и навыках  консультанта. Сотрудник службы  должен быть не только высококвалифицированным  специалистом в своей области  знаний, но и владеть консультационными,  психологическими и педагогическими  навыками;

- объективное, достоверное,  своевременное предоставление сельхозтоваропроизводителям  информации и других информационно-консультационных  услуг,

- обеспечение конфиденциальной  информации о клиентах службы;

- обеспечение финансовой  поддержки со стороны государства  и постепенное введение платных  услуг в целях частичной окупаемости  затрат;

- организация подготовки  высококвалифицированных кадров  для службы, создание условий  для их работы и повышение  их заинтересованности в оперативности  и качестве предоставляемых информации  и услуг,

- привлечение к консультационной  деятельности работников научных,  образовательных и других организаций-

Эффективность реализации указанных  принципов зависит IK только от самой службы, но и от органов управления АПК всех уровней. Только при их активном участии и поддержке может быть решена задача по формированию службы, отвечающей предъявляемым к ней требованиям.[9]

1.4 Организационно-правовые  формы(модели) ИКС

Важнейшим условием функционирования региональных и районных центров  ИКС является выбор оптимальных  организационных моделей этих служб  дляобслуживания сельских товаропроизводителей.

В настоящее время ИКС  регионов и районов существуют в  различных организационно-правовых формах.

На региональном уровне ИКС  создаются в следующих формах: -структурное подразделение при  органах управления АПК (в рамках МСХи департаментов);

-государственные учреждения;

-государственные унитарные  предприятия;

-при институтах повышения  квалификации работников АПК;

-при сельскохозяйственных  высших учебных заведениях;

-при научно-исследовательских  институтах;

-в форме фонда и  автономной некоммерческой организации.

На районном уровне ИКЦ  создается:

при органах управления АПК;

при техникумах, колледжах;

при ассоциациях фермерских хозяйств.

Многообразие и выбор  форм ре тональных и районных ИКЦ  зависит от их материально-технической  базы, источников финансирования и  обеспеченности кадрами для работы в этих службах. Каждая модель организации ИКС имеет свои особенности и обладает определенными преимуществами и недостатками.

Информационно-консультационные службы в структуре или при  органах управления АПК.Создание ИКС  в структуре или при органах  управления АПК было оправданным  на первом этапе его создания и  имеет следующие преимущества и  недостатки.

Преимущества:

большие возможности влияния  на формирование политики государства  и регионов в аграрном и социальном секторе экономики;

наличие мощной материально-технической  базы, высококвалифицированных и  опытных кадров, что позволяет  создать службу и начать ее деятельность в короткие сроки с минимальными затратами;

более широкие возможности  для оперативного решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных  с информационно-консультационной деятельностью

Недостатки:

- отсутствие юридической  и финансовой самостоятельности,  полная зависимость консультантов  от этих органов и невозможность  осуществления коммерческой деятельности;

- психологическая неподготовленность  даже квалифицированных кадров  МСХ к специфике консультационной  деятельности, у них преобладает  административный стиль работы;

- работники органов управления  много тратят время на составление  различных справок, аналитических  материалом и им очень трудно  одновременно выполнять функции  консультантов;

- сельхозтоваропроизводители  видят в работниках МСX прежде всего, как чиновников, а не консультантов, и поэтому порой работники сельского хозяйства не доверяют таким специалистам.

Второй организационно-правовой формой ИКЦ является функционирование их в виде государственных унитарных  предприятий и государственных  учреждений

К преимуществам этой формы  ИКЦ относятся:

юридическая их самостоятельность, свобода действия в коммерческой деятельности;

возможность самим принимать  решения по структуре, штатам, размеру  зарплаты специалистов исходя из финансового  состояния центра.

Недостатки этой формы  ИКЦ:

- высокое налоговое бремя,  включая все виды налогов;

- большая зависимость  центра от местного бюджета.

Организация ИКЦ в составе  сельскохозяйственных высших учебных  заведений.

Преимущества этой формы:

достаточно мощная материально-техническая  и учебно-методическая база вузов;

опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского персонала  факультетов, кафедр и лабораторий;

наличие у вузов учебно-опытных  хозяйств для организации демонстрационных полей и ферм;

сельхозтоваропроизводители  после окончания вузов получают молодых специалистов, хорошо понимающих значение консультационной службы и  активно пользующихся ее услугами;

налоговые льготы для учебных  заведений.

Слабых сторон данной модели нет, но тем не менее к недостаткам  можно отнести:

-финансирование вузов  непосредственно осуществляется  из федерального бюджета;

- оторванность специалистов  ИКЦ вузов от реального положения  дел в АПК региона;

- трудно одновременно  совмещать функции преподавателя  и консультанта, а в ряде случаев  невозможно.

Создание ИКС при научно-исследовательских  институтах (НИИ) и институтах повышения  квалификации специалистов АПК.

Эти формы организации  ИКЦ имеют общие преимущества и недостатки.

Общие преимущества:

- неплохая их материально-техническая  база и наличие телекоммуникационных  средств;

- наличие квалифицированных  научных и профессорско-преподавательских  кадров;

- институты повышения  квалификации позволяют на высоком  уровне организовывать для сельхозтоваропроизводителей  консультирование, семинары, конференции  и др.;

- использование региональных  научно-исследовательских учреждений  особенно перспективно для создания  отраслевых ИКЦ по внедрению  новых отраслевых технологий  в сельскохозяйственное производство.

ИКЦ в форме фонда и  автономной некоммерческой организации.

Фонд является некоммерческой организацией. Его преимущества:

- в составе высшего  органа управления представлены  региональные администраторы, ученые  и специалисты вузов, представители  сельхозтоваропроизводителей, т.е.  практически все основные субъекты  АПК;

- структура штата и  оплата труда работников фонда  определяются непосредственно учредителями.

Недостатки:

- деятельность фонда сильно  зависит от бюджетных средств;

- сравнительно большие  налоги на прибыль, имущество  и все начисления на зарплату.

Серьезного внимания заслуживает  вопрос выбора организационно-правовых форм ИКЦ на районном уровне.

Преимущества и недостатки создаваемых таких центров на районном уровне почти одинаковы  с региональным уровнем. Вместе с  тем, необходимо остановиться на особенностях создания ИКЦ - при ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. сокращено  при АККОР.

В создании консультационного  центра при фермерской ассоциации есть определенные преимущества:

- служба формируется и  управляется непосредственными  пользователями, и она предназначена  в основном для обслуживания  своих собственных членов;

- к консультационной деятельности  привлекаются опытные фермеры,  имеющие высокие показатели в  собственном хозяйстве;

- фермерские ассоциации  представляют фермерам информации  и консультации по всем видам  их деятельности и помогают  фермерам реализовать их продукции;

- ассоциация на договорной  основе обслуживает фермеров  по ведению бухучета, банковских  операций, заполнению налоговых  деклараций, проведению анализа  экономической деятельности, защита  фермеров в суде, арбитраж, налоговой  инспекции и т.д.

Недостатки:

- из-за отсутствия бюджетного  финансирования многие фермерские  ассоциации не имеют необходимых  материальных ресурсов, даже для  начального этапа работы.

- неплатежеспособность большинства  фермеров, нуждающихся в услугах,  не в состоянии даже оплатить  сумму взносов на содержание  этой службы.

1.5 Основные задачи  и структура ИКС

Главная задача ИКС формирование у руководителей и специалистов организаций АПК культуры работы с информацией, которая позволит им быстро и точно использовать требуемую  информацию в практической деятельности для самостоятельного принятия правильных управленческих решений.

Задачи ИКС:

1)Участие совместно с  организациями АПК в реализации  государственной агропродовольственной  политики ;

2)Сбор, обработка и доведение  до сельскохозяйственных товаропроизводителей  нужной и необходимой им информации;

3)Консультирование сельскохозяйственных  товаропроизводителей по всем  вопросам;

4)Участие в реструктуризации  и восстановлении экономической  платежеспособности сельскохозяйственных  предприятий;

5)Повышение уровня знаний  и практических навыков сельскохозяйственных  товаропроизводителей и сельского  населения;

6)Разработка и реализация  мероприятий по устойчивому развитию  сельской местности;

7)Оказание содействия  сельскохозяйственным товаропроизводителям  в достижении науки и передового  опыта.

Успешное функционирование деятельности ИКС в АПК во многом зависит от правильного формирования организационной структуры этой службы.

Организационная структура - представляет собой совокупность основных производственных, обслуживающих  и вспомогательных подразделений  предприятия (службы).

В настоящее время структура  ИКС АПК имеет четко выраженные три уровня организации:

федеральная структура ИКС;

региональная структура  ИКС;

районная (межрайонная) структура  ИКС.

Такая структура подчинена  задаче полного удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в  информационных и консультационных услугах.

Характерной особенностью структуры  отечественной ИКС - функционирование на каждом уровне нескольких организаций, выполняющих схожие функции, это  относится, в первую очередь, к информационно-консультационным центрам, отраслевым научным организациям и др.

Федеральнвя структура в  настоящее время является наиболее сформированной. В целом федеральный  уровень структуры ИКС отвечает задачам поддержания жизнеспособности всей системы информационно-консультационного  обслуживания АПК. Федеральный уровень  информационно-консультационного обеспечения  АПК включает следующие организации.

Каждая из этих организаций  обеспечивает свой блок функций.

На Минсельхоз России возлагается  решение следующих функций:

формирование единой федеральной  сети ИКС;

организация государственной, в том числе и финансовой поддержки;

привлечение ИКС к реализации государственной продовольственной  политики;

организация выполнения научных  исследований по проблемам информационно-консультационной деятельности.

Совет ИКС АПК является коллегиальным органом. В него входят: представители МСХ РФ, Россельхозакадемии, научных организаций, руководители региональных ИКЦ Возглавляет Совет  зам. министра сельского хозяйства  РФ, курирующий вопросы информационно-консультационного  обеспечения АПК.

Применяемые Советом решения  носят рекомендательныII характер. Основными функциями Совета являются:

выработка предложений по стратегии развития ИКС;

рассмотрение федеральных  целевых программ развит* приоритетных направлений деятельности ИКС;

обсуждение проектов законодательных  и нормативное правовых актов  по вопросам развития и деятельности ИКС.

Федеральный центр сельскохозяйственного  консультирования, созданный лишь в 2001 году, должен обеспечивать выполнение следующих функций:

-организационно-методическое  руководство и координация деятельности  субъектов ИКС на федеральном  и региональном уровнях;

-разработка проектов  законодательных актов, нормативно-правовых  и методических документов;

-подготовка и переподготовка  кадров для ИКС;

участие в разработке федеральных  программ по устойчивому развитию сельских территорий;

разработка предложений  по расширению рынка информационно-консультационных услуг,

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Денеб»