Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев.

Файлы: 1 файл

экономика иванова.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)



1.Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий

Действующие в торговле предприятия  достаточно разнообразны с точки  зрения выполняемых функций, организационно-правового  устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии они  могут подразделяться на упорядоченные  группы в зависимости от выбранных  классификационных критериев.

Классификация необходима для систематизации знаний о торговых предприятиях, без  чего невозможно ни их дальнейшее развитие, ни практическое применение. Значение классификации состоит в следующем:

  • она позволяет определить место каждого предприятия и его цели в общей системе торговой отрасли;
  • дает возможность систематизировать и распределять предприятия по родственным признакам;
  • помогает правильно оценить и сравнить эффективность деятельности предприятий;
  • ориентирует покупателей по объему и качеству реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
  • дает представление об организационно-правовом положении предприятия, характере и масштабах его деятельности.

Все торговые предприятия можно  классифицировать по следующим признакам:

а) с позиции организационно-правовых норм, принятых государством для регулирования деятельности всех субъектов предпринимательства, то есть правового положения предприятия;

б) в соответствии с количественными критериями;

в) с отраслевых позиций, то есть по виду и характеру торгово-хозяйственной деятельности;

г) по национальной принадлежности капитала;

д) в зависимости от сферы деятельности.

Организационно-правовые формы предпринимательских  структур, определяемые Гражданским  кодексом Российской Федерации, представляют собой способ закрепления и использования  имущества хозяйствующим субъектом и вытекающее из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

В настоящее время действует  Общероссийский классификатор организационно-правовых форм, который позволяет государству формировать информационные ресурсы (реестры, регистры хозяйствующих субъектов), решать связанные с управлением имуществом важнейшие задачи в области статистики, финансов, налогообложения, анализировать и прогнозировать региональные социально-экономические процессы.

С позиции предпринимательской  деятельности наличие классификатора дает возможность руководителю произвести обоснованный выбор организационно-правовой формы уже действующего или вновь создаваемого предприятия.

Все предприятия торговли, независимо от выполняемых функций, являются юридическими лицами, их правовое положение подлежит законодательному регулированию. С позиции правового положения торговые предприятия классифицируются исходя из таких критериев, как цель деятельности, форма права собственности, состав учредителей, характер прав участников, объем вещных прав предприятия, личное или имущественное участие учредителей, порядок образования, состав учредительных документов (рис. 1.6).

Цель деятельности. Коммерческие и некоммерческие предприятия подразделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли и ее распределение между участниками либо иные цели, не связанные с предпринимательством. Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальный заказ государства и дотируются им (например, социально ориентированные предприятия общественного питания).

Формы права собственности. Этот вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному физическому или юридическому лицу, определяются возможности, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник.

Право собственности рассматривается  как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию  и распоряжению собственником, принадлежащим ему имуществом (вещью) по своему усмотрению и в своих интересах.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, собственность  подразделяется на частную, государственную и муниципальную. В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и собственность юридических лиц; в составе государственной - федеральная и собственность субъектов федерации; в составе муниципальной - собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных образований.

Имущество, относящееся к государственной  и муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. Классификация форм, видов и подвидов права собственности может осуществляться по самым различным основаниям. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе создания юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (включая муниципальные) относятся все унитарные предприятия.

Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделить предприятия, учредителями которых выступают только юридические лица (союзы и ассоциации торговых предприятий), только государство (муниципальные предприятия) или любые юридические и физические лица (общества).

Характер прав участников. По этому признаку различают:

  • предприятия, на имущество которых учредители имеют право собственности (государственные унитарные торговые предприятия);
  • предприятия, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);
  • организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (фонды и некоммерческие объединения юридических лиц).

Объем вещных прав предприятия. В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают:

  • юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество, - это учреждения и казенные предприятия, что нехарактерно для торговой деятельности;
  • торговые предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия, встречающиеся в основном в системе общественного питания;
  • торговые предприятия, обладающие правом собственности на имущество (ОАО, ЗАО, ООО и др.).

Личное или имущественное участие учредителей. Торговые предприятия можно классифицировать по отличительным признакам товариществ и обществ.

Товарищества - это договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим названием.

Общества - это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества (капитала) для ведения предпринимательской деятельности.

Главное действующее лицо любого товарищества - полный товарищ - несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Потому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия. Принципиальные положения, определяющие возможный состав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п. 4 ст. 66 ГК РФ.

Товарищества и общества отличаются от других коммерческих организаций тем, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли (паи).

Порядок образования. Правопорядок создания предприятия также может выступать в качестве критерия классификации. В этом случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном либо нормативно-явочном порядке. Разрешительный порядок означает, что создание предприятия разрешается тем или иным компетентным органом. При нормативно-явочном порядке для образования торгового предприятия согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону представленных учредительных документов, соблюдение установленного порядка образования. После этого он обязан зарегистрировать предприятие. Именно такой порядок образования предприятия торговли наиболее распространен в России в настоящее время.

Учредительные документы. По составу учредительных документов различаются договорные торговые предприятия (товарищества), договорно-уставные (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы), а также уставные торговые предприятия.

Учредительный договор и устав  можно рассматривать в качестве локальных нормативных актов, определяющих правовое положение торгового предприятия  и регулирующих отношения между  его участниками. Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК РФ.

Гражданский кодекс Российской Федерации  предусматривает достаточно широкий спектр правовых форм коллективного хозяйствования, соответствующих международным стандартам и современному состоянию экономики России. В торговле абсолютное большинство составляют частные предприятия в форме обществ. Именно эти организационно-правовые формы соответствуют интересам как индивидуальных предпринимателей, так и малых семейных коллективов, а также больших групп независимых акционеров.

При выборе организационно-правовой формы предприятия следует учитывать  ряд важных аспектов:

  • объем товарооборота (прогнозируемый);
  • сферу деятельности (оптовая, розничная торговля, общественное питание);
  • минимальный размер и порядок формирования начального капитала;
  • степень имущественной ответственности учредителей в случае банкротства или ликвидации фирмы;
  • максимально возможную численность работников предприятия;
  • порядок распределения доходов;
  • стоимость документального оформления открытия и текущей деятельности предприятия;
  • особенности законодательного регулирования и налогообложения деятельности в соответствии с местом юридической регистрации.

С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами при этом выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала.

Термин «малое предприятие», используемый в нормативной документации, характеризует торговое предприятие исходя из численности работающих (торговые предприятия - до 100 человек, микропредприятия - до 15 человек), но не дает представления о его месте на рынке товаров и услуг.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Величина предприятия оказывает  определяющее влияние на его деятельность, в связи с чем необходимо учитывать основные организационно-экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а также иметь в виду взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии торгового предприятия, исходя из масштабов его функционирования.

Крупные торговые предприятия (фирмы) с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют  мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, а материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечными результатами работы.

Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические  запросы по реализации товаров определенного  ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики и ориентированы на постоянных потребителей. Все это защищает такие предприятия от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность у них выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса, однако при этом отсутствует широкий ассортимент и возможность быстро переключать деятельность на другие товары, существует риск потери ноу-хау, а также зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей.

Мелкие торговые предприятия наилучшим  образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут  в полном объеме обеспечить крупные  и средние. Для них характерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, низкие управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них факторов. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше средств требуется на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; невозможно проводить независимую ценовую политику.

Информация о работе Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий