Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:31, контрольная работа
Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Однако при всем многообразии они могут подразделяться на упорядоченные группы в зависимости от выбранных классификационных критериев.
С позиции сферы деятельности различают моноотраслевые и многоотраслевые торговые предприятия, ведущие свою деятельность на диверсификационной основе.
Все многообразие рассмотренных торговых предприятий в целом формирует самостоятельную торговую отрасль, которая развивается и усложняется в постоянно изменяющейся экономической среде.
2.Анализ валового дохода
Анализ валового дохода является составной частью оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Его значение определяется той ролью, которую он выполняет, выступая в качестве главного источника финансирования торговой деятельности и формирования прибыли. К задачам, решаемым в ходе данного анализа, относят оценку принятой на предприятии ценовой политики, тенденций ее изменения и соответствия этой политики сложившемуся на рынке соотношению спроса и предложения; выявление наиболее доходных, а потому предпочтительных с экономической точки зрения товаров и товарных групп.
Анализ суммы и уровня валового дохода представляет для предприятия торговли практический интерес, поскольку, изменяя уровень его валового дохода, можно увеличивать или сокращать объем покупательского спроса, выбирая тем самым оптимальные сочетания цены и спроса и добиваясь максимального дохода от продажи товаров. Анализ валового дохода проводится в следующей последовательности:
При изучении динамических изменений необходимо не только выявлять и оценивать тенденцию развития валового дохода, но и сопоставлять эти изменения с динамикой товарооборота и издержек обращения торгового предприятия. Это позволяет определить эффективность торговли по показателю валового дохода, которая измеряется отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту и издержкам обращения.
Таблица 1. Информация о динамике валового дохода торгового предприятия
Наименование показателей |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение отчетного года от прошлого |
Отчетный год в процентах к про |
Розничный товарооборот, тыс. руб.: |
||||
- в действующих ценах |
64 217 |
72 116 |
7899 |
112,3 |
- в сопоставимых ценах |
64 217 |
66 774 |
2557 |
104,0 |
Валовой доход от реализации товаров, тыс. руб. |
17 403 |
19 976 |
2573 |
114,8 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
13 621 |
15 375 |
1754 |
112,9 |
Уровень валового дохода в процентах к товарообороту в |
27,1 |
27,7 |
0,6 |
- |
Уровень валового дохода в процентах к издержкам обраще |
127,8 |
129,9 |
2,1 |
- |
Из данных табл. 1 следует, что валовой доход торгового предприятия в отчетном году возрастал более высокими темпами, чем розничный товарооборот и издержки обращения. Этому способствовало увеличение массы реализованных товаров и уровня торговых надбавок, рост розничных цен на товары и соблюдение режима экономии. Сложившиеся соотношения в темпах изменения анализируемых показателей обеспечили предприятию увеличение уровня валового дохода в процентах к товарообороту на 0,6 % и в процентах к издержкам обращения на 2,1 %, то есть эффективность торговой деятельности, оцениваемая по показателю валового дохода, возросла.
Сумма валового дохода торгового предприятия складывается под воздействием таких факторов, как объем и структура товарооборота, уровень торговых надбавок по отдельным товарам, динамика розничных и покупных цен.
Влияние объема товарооборота на сумму валового дохода можно представить в виде произведения абсолютного изменения объема реализации товаров на уровень валового дохода базисного года:
(Т1 — Т0)х УВД,
АВДТ = — 0
100
где АВДТ — изменение суммы валового дохода за счет товарооборота, руб.; Т0, Т1 — товарооборот соответственно в базисном и отчетном периодах, руб.; УВД0 — уровень валового дохода в базисном периоде, %.
Влияние изменения уровня валового дохода на его сумму рассчитывают путем умножения разницы по уровню дохода на товарооборот отчетного года:
Т 1 х (УВД, - УВД,)
адувд = ^ ,
где АВДуВд — изменение суммы валового дохода за счет изменения его уровня, руб.
Для изучения влияния этих факторов на сумму валового дохода производят следующие расчеты (табл. 2).
Увеличение объема розничного товарооборота
на 7899 тыс. руб. обеспечило предприятию
получение дополнительной суммы
валового дохода в размере 2140 тыс. руб.,
что составляет 83 % от всего
прироста валового дохода в отчетном году по сравнению с прошлым годом (2140 / 2573 х 100). Однако этот прирост был обеспечен преимущественно за счет роста цен, и лишь 27 % прироста было получено за счет увеличения физической массы реализации товаров (693 / 2573 х х 100). Положительно повлияло на сумму валового дохода увеличение среднего уровня валового дохода: за счет этого фактора валовой доход возрос на 433 тыс. руб.
Таблица 2. Алгоритм расчета влияния факторов на изменение суммы
валового дохода торгового предприятия
Факторы |
Порядок расчета |
Сумма, тыс. руб. |
1. Изменение объема товарооборота |
7899 X 27,1 100 |
2140 |
1.1. увеличения массы реализованных |
2557 X 27,1 100 |
693 |
1.2. роста цен |
(72116 -66774) X 27,1 100 |
1447 |
2. Изменение среднего уровня вало |
72116 X 0,6 100 |
433 |
Итого |
(2140 + 433) |
2573 |
Изменение среднего уровня валового дохода в целом по предприятию происходит под влиянием изменения структуры товарооборота и уровня валового дохода по отдельным товарам и товарным группам. Анализ проводится с помощью способа процентных чисел.
Для определения влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валового дохода расчет процентных чисел (S%4) производится путем умножения отклонения удельного веса товарной группы отчетного года от показателя прошлого года на уровень валового дохода данной товарной группы, сложившийся в прошлом году:
n
2[(УВ‘ - УВ®) X УВД0]
АУ = — = %
УВДстр 100 100
Для определения влияния изменения уровня валового дохода товарной группы на средний по предприятию уровень дохода расчет процентных чисел (S%4) производят умножением отклонения уровня валового дохода товарной группы отчетного года от прошлого на удельный вес этой товарной группы в товарообороте отчетного года:
n
^[(УВД; - УВД®) Х УВ\]
АУВД - ^
ВД 100 100
где АУВдстр — изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарооборота, %; АУВд — изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения уровня дохода по отдельным товарным группам, %; УВ1, УВ0 — удельный вес в товарообороте соответственно отчетного и базисного года i-й товарной группы, %; УВДЦ, УВД0 — уровень валового дохода i-й товарной группы соответственно в отчетном и базисном году, %; n — количество товарных групп.
Анализ влияния этих факторов на уровень валового дохода представлен в табл.3 и 4.
Расчеты показали, что увеличение удельного веса в товарообороте предприятия товарных групп с самым высоким уровнем валового дохода (4-я и 5-я группы) обусловили прирост на 0,34 % к товарообороту среднего уровня валового дохода в целом по предприятию. Это обеспечило ему получение дополнительной суммы валового дохода в размере 245 тыс. руб. (72 116 х 0,34 / 100).
Аналогичным образом устанавливается и влияние на средний уровень валового дохода предприятия изменения уровня валового дохода по отдельным товарным группам.
Увеличение уровня валового дохода на 2 % по товарной группе (5-й), имеющей самый большой удельный вес в товарообороте предприятия, повысило средний уровень валового дохода на 0,26 % к товарообороту, а сумму дохода — на 188 тыс. руб. (72 116 х х 0,26 / 100). Совокупное влияние факторов на сумму и уровень валового дохода торгового предприятия обобщают в сводной таблице (табл. 5).
Факторный анализ валового дохода показал,
что управление товарооборотом путем
оптимизации его структуры способно обеспечить
существенное увеличение дохода. Сопоставив
удельный вес отдельных товарных групп
в сумме валового дохода и в товарообороте
Товарные группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес в товарообороте, % |
Уровень валового дохода прошлого года, % |
Процентные числа (гр.6 х гр.7) |
Изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарообор | |||
Про шлый год |
Отчет ный год |
Про шлый год |
Отчет ный год |
Отклонение отчетного года от прошлого | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 -я |
9633 |
11 683 |
15 |
16,2 |
+ 1,2 |
25,7 |
30,84 |
- |
2-я |
12 843 |
13 125 |
20 |
18,2 |
- 1,8 |
26,4 |
- 47,52 |
- |
3-я |
16 054 |
15 721 |
25 |
21,8 |
-3,2 |
21,3 |
-68,16 |
- |
4-я |
6422 |
7861 |
10 |
10,9 |
+ 0,9 |
45,1 |
40,59 |
- |
5-я |
19 265 |
23 726 |
30 |
32,9 |
+ 2,9 |
27,1 |
78,59 |
- |
Итого |
64 217 |
72 116 |
100 |
100 |
- |
27,1 |
34,34 |
0,34 |
Таблица 4. Анализ влияния изменения уровня валового дохода по товарным группам на средний уровень дохода предприятия
Товарные группы |
Уровень валового дохода в процентах к товарообороту |
Удельный вес в товарообороте отчетного года, % |
Процентные числа (гр.4 х гр.5) |
Влияние на средний уровень валового дохода предприятия изменения уровня дохода по товарным группам jyp.6/100 | ||
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение отчетного года от прошлого | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 -я |
25,7 |
25,4 |
- 0,3 |
16,2 |
-4,86 |
2-я |
26,4 |
26,2 |
- 0,2 |
18,2 |
-3,64 |
|
3-я |
21,3 |
20,8 |
- 0,5 |
21,8 |
- 10,9 |
|
4-я |
45,1 |
43,2 |
- 1,9 |
10,9 |
- 20,71 |
|
5-я |
27,1 |
29,1 |
+ 2,0 |
32,9 |
65,8 |
|
Итого |
27,1 |
27,7 |
- |
100 |
25,69 |
0,26 |
Таблица 5. Сводная таблица влияния отдельных факторов на сумму и уровень валового дохода торгового предприятия
Факторы |
Влияние на уровень валового дохода, % |
Влияние на сумму валового дохода, тыс. руб. |
1. Изменение объема товарооборота |
X |
2140 |
1.1. увеличения массы реализованных товаров |
X |
693 |
1.2. роста розничных цен |
X |
1447 |
2. Изменение среднего уровня вало |
0,6 |
433 |
2.1. изменения структуры товарооборота |
0,34 |
245 |
2.2. изменения уровня валового дохода по отдельным товарным группам |
0,26 |
188 |
Итого сумма |
X |
2573 |
предприятия, можно предположить целесообразность, с экономической точки зрения, расширения ассортимента и объема реализации по какой-либо группе или, наоборот, сокращения закупок и продажи ее (табл. 6).
Таблица 6. Сравнительный анализ структуры товарооборота и валового
дохода предприятия за отчетный год
Товарные группы |
Удельный вес, % |
Разница между удельным весом в валовом доходе и розничном обороте | |
в розничном товарообороте |
в сумме валового дохода | ||
1-я |
16,2 |
14,8 |
- 1,4 |
2-я |
18,2 |
17,2 |
- 1,0 |
3-я |
21,8 |
16,4 |
-5,4 |
4-я |
10,9 |
17,0 |
+ 6,1 |
5-я |
32,9 |
34,6 |
- 1,7 |
Итого: |
100 |
100 |
X |
Выполненный в табл.6 сравнительный анализ структуры валового дохода и розничного товарооборота показал, что в процессе управления товарооборотом следует обратить внимание на 3-ю товарную группу: занимая 21,8 % в товарообороте, она обеспечила получение только 16,4 % валового дохода. В то же время доля 4-й товарной группы составляла 10,9 % в обороте и 17 % — в валовом доходе. Вывод — товарная политика предприятия в большей мере должна быть направлена на увеличение товарооборота 4-й группы за счет улучшения работы с поставщиками, расширения предложения этой товарной группы, ее рекламы, более удобного размещения товаров в торговом зале и демонстрации их покупателям.
Информация о работе Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий