Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:23, контрольная работа
Успех или неуспех организационных преобразований определяется наличием социально-психологических, организационных и информационных предпосылок. Главными условиями удачных преобразований являются:
• вовлеченность в преобразования максимального числа членов организации,
• наличие сильного и мудрого руководителя способного организовать преобразования.
1.Организационные преобразования. Причины сопротивления организационным изменениям.
Любая организация для того чтобы выжить, вынуждена периодически проводить те или иные организационные изменения – от небольших частных нововведений до коренных преобразований.
Успех или неуспех организационных
преобразований определяется наличием
социально-психологических, организационных
и информационных предпосылок. Главными
условиями удачных
• вовлеченность в преобразования
максимального числа членов организации,
• наличие сильного и мудрого руководителя
способного организовать преобразования.
Объектами организационных преобразований
чаще всего являются:
• структура организации (реструктуризация)
- изменение структуры собственности,
изменение источников и распределения
финансовых ресурсов.
• технологии и материально-техническая
база – модернизация (внесение принципиальных
изменений в конструкцию
Преобразования могут восприниматься
членами организации, как с пониманием,
так и с сопротивлением. Сила сопротивления
зависит от радикальности изменений, их
обоснованности, скорости процессов преобразований,
доверия к руководителям, морально-психологического
климата в организации. Сопротивление
приводит к организационному застою, запаздыванию
изменений, сведению преобразований на
нет.
Сопротивление членов организации преобразованиям
бывает пассивным и активным. Пассивное
сопротивление ограничивается публичными
высказываниями опасений по поводу благоприятного
исхода преобразований, негласным затягиванием
начала активных действий. Активное сопротивление
заключается в саботаже, в интригах, в
отвлечении ресурсов, предназначенных
для преобразований на второстепенные
цели, в выдаче недостоверной информации.
Минимизация сопротивления
потребует от инициаторов преобразований
проведения следующих определенных мер:
• осуществление широкого информирования
персонала о необходимости изменений,
• создание системы мотивации активных
участников преобразований,
• формирование благоприятного морально-психологического
климата в подразделениях.
Основные причины
Сопротивление людей преобразованиям
имеет и организационные
Еще одной группой причин являются личностные, связанные с психологическими особенностями людей: привычками (человеку вообще не нравится, когда нарушается обычный ход событий), инерционностью, страхом перед новым, неизведанным. Многие в опасных ситуациях теряют гибкость мышления и по мере развития реформ становятся все более косными и агрессивными.
В результате перемен неизбежно
возникает угроза должности, личной
власти, статусу, положению в организации,
уважению со стороны руководства
и коллег, будущей карьере. Личное
сопротивление может
Наконец, выделяется большая группа социально-политических причин сопротивления, характерных не только для отдельных членов организации или их групп, но и всего коллектива в целом. Здесь можно назвать отсутствие у людей убежденности в необходимости преобразований, во многом обусловленное слабой информированностью об их целях, методах, ожидаемых выгодах и возможных потерях.
Сюда можно отнести
Сопротивление приводит к сверхустойчивости организации, запаздыванию самих изменений, осуществлению их в ситуации цейтнота, создает у ее участников стремление к их пересмотру, изоляции, сведению на нет.
Положение осложняется тем, что большинство формальных организационных механизмов предназначены для условий стабильного развития, управления статикой, а не динамичными переходными состояниями.
Правда, поскольку большинство
организаций имеет несколько
«силовых центров», причем расположенных
на различных уровнях
Практика показала, что для успеха преобразования необходимы следующие основные условия:
— создание «стартовой площадки» изменений в виде тщательного и всестороннего обоснования потребности в них; определение вероятных последствий; формулировка новых норм и ценностей и широкое информирование членов организации;
— глубокий анализ возможных последствий изменений для внутренних отношений, расстановки сил, системы власти, статусов; выявление групп, которые окажут сопротивление, и тех, на которые, наоборот, можно опереться;
— вовлечение людей в дискуссии, поощрение критики, поддержка активистов, нейтрализация сопротивления;
— применение особой системы стимулирования для переходного периода, обеспечивающей справедливое материальное и моральное вознаграждение за достигнутые успехи, позволяющей извлекать из перемен личную выгоду;
— привлечение людей к активному творчеству, участию в преобразованиях, что снижает сопротивление, облегчает распространение информации, происходящее в процессе общения;
— создание благоприятного морально-психологического климата, условий для поддержки перемен основными «центрами власти» и широкими массами; проведение при необходимости переговоров и заключения соглашений с наиболее влиятельными группировками и отдельными лицами для привлечения их на свою сторону, особенно, если они много теряют при переменах (хотя соглашения тоже могут обойтись недешево); предоставление гарантий безопасности;
— скрытое, путем манипулирования, или явное принуждение несговорчивых, если по-другому добиться их согласия участвовать в преобразованиях невозможно; это сравнительно легкий способ решения проблемы, но он может обернуться негативными последствиями в будущем;
— наличие сильного и активного лидера, ибо если он неактивен — ничего не происходит; если активность средняя, то будет иметь место «косметический ремонт»; и лишь и при высокой активности реформы будут продвигаться, правда», зачастую все равно «со скрипом»;
— закрепление результатов
На выбор средств борьбы с сопротивлением влияют такие обстоятельства как его степень и вид; сила инициатора преобразований или руководителя; наличие необходимой информации; риск последствий.
Но сопротивление может иметь место не всегда. Иногда при поступлении дополнительной информации сторонники старого могут превратиться в наиболее радикальных поборников нового и будут помогать в процессе преобразований.
2. Организационное проектирование. Формирование организационных структур.
Проблема эффективности
Организационное проектирование – это проектирование новых организаций, структурное преобразование или оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации.
Целью организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.
Задачами организационного проектирования является:
– выявление условий, влияющих на деятельность организации и методов их изучения;
– определение качественного и количественного состава элементов структур управления, формирование их взаимосвязи;
– определение структуры управления организацией и определение условий, в которых каждая из них будет более эффективна;
– изучение принципов и методов проектирования структур управления и особенностей их применения;
– определение методики расчета необходимой численности персонала;
– разработка мероприятий по внедрения спроектированных мероприятий в организацию;
– разработка методов и форм контроля, а также специфики их использования.
В заключении следует отметить, что
затрудняется совершенствование управления
и повышение эффективности
во–первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
во–вторых, в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) – работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Создание автоматизированных систем управления нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами;
в–третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
в–четвертых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
• формирование общей структурной схемы аппарата управления;
• разработка состава основных подразделений и связей между ними;
• регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование, как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношении данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Информация о работе Организационные преобразования. Причины сопротивления организационным изменениям