Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 23:20, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование механизма управления товарными запасами на ООО «Эльдорадо», обеспечивающего минимизацию издержек при достижении требуемого уровня обслуживания потребителей материальных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1. Структура материальных ресурсов и методы анализа 7
1.2. Логистическое регулирование складской деятельности 14
1.3. Модели управления запасами в организации 22
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО "ЭЛЬДОРАДО" 30
2.1. Характеристика компании 30
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 35
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ООО "ЭЛЬДОРАДО" 43
3.1. Анализ затрат на закупку и хранение материальных ресурсов 43
3.2. Имитационное моделирование как инструмент повышения эффективности управления запасами 53
3.3. Совершенствование логистической стратегии предприятия 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
Сначала рассмотрим случай снабжения при наличии одного транспортного средства неограниченной вместимости. Для первого и второго товаров оптимальный объем заказа соответственно равен
______ _______
/ 2m1g / 2m2g
q1 = \ / ----- и q2 = \ / ---- (3)
\/ c1 \/ c2
Так, при выборе параметров T = 60 дней, m1 = 100 шт/день, m2 = 30 шт/день, g = 250 руб., с1 = 5 руб/(шт. день), c2 = 2 руб/(шт. день) (т.е. первый товар требует больше расходов на хранение, чем второй, но и спрос на него больше) получаем
q1 = 100 шт., q2 = 87 шт.
Очевидно, что подвоз первого товара должен быть ежедневным, т.е. n1 = 60, d1 = 1 день и n1d1 в точности равно T. Для второго товара d2 = 2,9 дня, n2 = 20 и n2d2 на 0,78 дня меньше, чем T. Минимальное значение расходов на подвоз и хранение, как известно, вычисляется по формуле
f min = T \/ 2mgc (4)
Следовательно, при независимом снабжении склада первым и вторым товарами с помощью одной машины (считая, что она оборачивается настолько быстро, что даже при близости друг к другу моментов поставки первого и второго товаров в снабжении не происходит задержки) общие расходы по снабжению равны:
___ ______ ______
f12 = T \/ 2g( \/ m1c1 + \/ m2c2 ) (5)
В рассмотренном нами числовом примере f12 = 40 390 руб.
Теперь рассмотрим так называемый синхронизированный вариант снабжения, при котором оба товара подвозятся в один и тот же момент (и в одной и той же машине). Для этого, конечно, нужно подвозить разные количества первого и второго товаров. А именно пусть d1 = d2 (обозначим просто d), тогда
q1 = m1d, q2 = m2d. (6)
Выражая полную стоимость снабжения как сумму трех слагаемых: ng (общая стоимость заказов машины; n = T/d ), 0,5 n q1 c1 d (общая стоимость хранения первого товара) и 0,5 n q2 c2 d (стоимость хранения второго товара), учитывая (6) и приравнивая производную по d нулю, получаем наилучшее d:
___________
/ 2g
q = \ / -----------.
\/ m1c1 + m2c2
Подставляя (7) в общее выражение для затрат, получаем наименьшую стоимость синхронизированного снабжения:
___ _____________
g12 = T \/ 2g( \/ m1c1 + m2c2 ). (8)
Сравнение (5) и (8) не представляет труда: так как корень из суммы положительных чисел всегда больше суммы их корней, то синхронизированное снабжение дешевле независимого. Конкретно в нашем примере g12 равно 31 750 руб.
Перейдем к случаю, когда вместимость машины, используемой для подвоза товара, ограничена. Конкретно, пусть она вмещает не более a1 единиц первого товара и отдельно не более a2 единиц второго. Тогда план одной перевозки, совершаемой такой машиной, изображается любой точкой на треугольнике, ограниченном осями координат и прямой x/a1 + y/a2 = 1 (где x, y - загружаемые в машину количества первого и второго товаров соответственно), включая его границу.
Для каждой такой точки определим интервал подвоза товаров d как минимум из двух интервалов: интервала, необходимого для полной распродажи первого товара в количестве x, и распродажи второго товара в количестве y:
d = min (x/m1, y/m2). (9)
Начертив прямую x/m1 = y/m2 (рис. 1.2), мы легко узнаем, для каких точек треугольника надо брать d = x/m1 и для каких d = y/m2. Например, для точек, лежащих ниже этой прямой, x/m1 > y/m2.
/ \ y
│ x/m1 = y/m2
a2 │
│+ /
│ + /
│ + /
│ + /
│ /+
│ / +
│ / +
│ / + a1 x
└─────────────────────────────
Рис. 1.2. Постановка транспортным средством ограниченной вместимости
Координаты точки пересечения этой прямой с прямой x/a1 + y/a2 = 1 выражаются так:
xw = m1 a1 a2 / (m1a2 + m2a1), (10)
yw = m2 a1 a2 / (m1a2 + m2a1).
Если мы хотим использовать стратегию синхронизированного снабжения, то план загрузки машины (x, y) необходимо выбирать в виде k xw, k yw, где множитель k лежит между 0 и 1. При всех остальных планах загрузки либо первый, либо второй товар будет подвозиться в избыточном количестве, а при повторении идентичных подвозов избыток будет накапливаться. Как только этот избыток превысит подвозимое количество, имеет смысл при очередном подвозе этот товар не загружать вообще: затраты на транспорт останутся прежними, а затраты на хранение уменьшатся. К сожалению, такой путь решения проблемы сложен для реализации, поскольку необходимо следить за уровнем заказа, вместо того чтобы задать его раз и навсегда в начале процесса снабжения.
Наконец, разовьем тот же подход для подвоза двух товаров на нескольких машинах. В этом случае рис. 2 следует дополнить серией параллельных друг другу прямых с отрицательным наклоном (одна из них уже изображена на этом рисунке), уравнения которых:
x/a1 + y/a2 = 1 (подвоз на одной машине),
x/a1 + y/a2 = 2 (подвоз на двух машинах),
x/a1 + y/a2 = 3 (подвоз на трех машинах)
и т.д.
При этом точка синхронизированной загрузки также имеет вид k xw, k yw, но теперь снимается ограничение 0 < k < 1. Как и говорилось выше, сначала надо, перебирая значения g, 2g, 3g, . . . и пользуясь формулой Уилсона, выяснить одновременно и количество машин, и оптимальный объем синхронизированного заказа.
Для построения была исследована методология управления товарными запасами, среди элементов которой можно выделить: методы ABC/XYZ; модели пополнения запасов; нормативный метод; оптимизационные модели; технологии интегрированного управления и др.
При этом все многообразие применяемых методов предлагается объединить в ряд групп по признаку источника получения конкурентных преимуществ (улучшений) компаниями:
1) за счет собственных сил (модели регулирования, нормативные методы и др.);
2) за счет заимствования (бенчмаркинг);
3) за счет приобретения (аутсорсинг).
В работе проведен анализ по оценке возможности применения указанных методов в управлении товарными запасами. Как показало проведенное исследование, существующие методы разнятся как по степени адаптации к условиям процесса управления товарными запасами, так и по уровню интеграции элементов управления предприятием.
Поэтому по каждому из методов указываются области их применения, при необходимости проводится их адаптация к процессу управления товарными запасами и построению .
В частности, был предложен механизм поэтапной структуризации и улучшений по многономенклатурным запасам на базе методов структуризации, т.к. анализ по классической схеме следует проводить, на наш взгляд, в случае, если анализируемая номенклатура не превышает 50-100 позиций. Предложенный механизм представляет собой последовательность этапов структуризации запасов и совершенствования их управления. При этом последовательность действий зависит от степени важности различных групп запасов.
Также, в рамках подхода к структуризации запасов, предложено делить запасы на уникальные и неуникальные, в зависимости от числа их потребителей, что позволит сосредоточить внимание на действительно важных позициях.
Изучены основные системы регулирования товарных запасов, определены их преимущества, недостатки и области применения. Заложенный в данных методах механизм позволяет при наличии стабильной ситуации и незначительных отклонениях от нормального состояния материальных потоков решить задачу планирования графика поставок.
Также проведен анализ влияния логистического подхода на эффективность управления товарными запасами, преимущества которые он дает, и трудности его реализации.
В работе отражена необходимость использования нормативного метода, как базы для принятия управленческих решений в . Изучены основные составляющие элементы нормирования. Значительное место уделено рассмотрению экономико-математических моделей управления запасами по отысканию оптимальных решений. Определены области применения моделей, их ограничения и недостатки, указаны критерии поиска оптимальных решений.
Наряду с использованием методов, носящих локальный характер, в ходе исследования доказана необходимость использования комплексных инструментов, одним из которых являются технологии интегрированного управления (MRP-I, MRP-II, ERP, CSRP и др.).
Поскольку лишь часть из данных технологий ассоциируется только с управлением товарными запасами, поэтому важным шагом было проведение систематизации разрозненного материала и определение взаимосвязей между всеми технологиями для возможности их применения в управлении товарными запасами.
По результатам исследования была подготовлена функциональная матрица, характеризующая области применения каждой из технологий. Анализ функциональной матрицы показал значительные различия в комплексности принимаемых решений: от наиболее простой технологии «Планирования потребности в материалах» (MRP-I), обеспечивающей только оперативное планирование пополнения запасов, и заканчивая комплексной технологией «Планирования ресурсов, синхронизированного с потребителем» (CSRP), обеспечивающей интеграцию не только внутренних, но и внешних элементов в рамках .
На основании предложенной функциональной матрицы и уровня интеграционных свойств технологий интегрированного управления разработана последовательность действий и условий их выполнения по поэтапному применению различных технологий в совершенствовании управления товарными запасами. Общая схема данного механизма представлена на рис.1.3.
Рис. 1.3. Механизм применения технологий интегрированного управления в управлении товарными запасами
Проведенные исследования показали, что наряду с использование оперативных инструментов, необходимо применение и стратегического инструментария. Таким инструментом может служить аутсорсинг, как инструмент стратегического выбора между собственным выполнением функций или приобретением их на стороне.
Также было изучено влияние управления качеством и мотивации на эффективность , обоснована необходимость использования бенчмаркинга в совершенствовании управления товарными запасами.
Обоснование методологии оценки эффективности системы управления товарными запасами для обеспечения достоверности и полноты анализа издержек на рациональное управление запасами в КПК по функциям и этапам интегрированной цепи поставок. Для определения эффективности функционирования системы управления товарными запасами и реализуемых в ней мероприятий, необходимо наличие методов оценки.
Однако следует заметить, что существующие в литературе методы оценки не могут в полной мере отвечать требованиям анализа системы управления товарными запасами в рамках предложенного подхода.
Так, в большинстве отечественных источников вопрос оценки эффективности управления запасами (в т.ч. товарными) сводится к расчету показателей оборачиваемости и показателей наличия запасов на определенную дату или за определенный период.
Также с развитием логистического подхода, в настоящее время при оценке эффективности управления товарными запасами используют ряд показателей, среди которых можно выделить: анализ затрат на выполнение заказов, хранение ТМЦ, затрат, связанных с дефицитом ТМЦ; анализ качества, своевременности, равномерности поставок и ряд других.
В данном случае анализу подвергаются, главным образом, показатели закупочной деятельности и показатели, характеризующие затраты, которые используются в расчетах формул экономически целесообразной партии заказа (формулы Уилсона). Это отражает сформированный в литературе подход к слишком узкому пониманию системы управления товарными запасами.
Однако подобная система показателей не может дать полного представления об эффективности , представленной на рис.1.3, что требует адаптации методики оценки для включения в нее, как существующих разработок, так и наработок автора. Предлагаемые основные группы показателей, характеризующих эффективность в целом и ее подсистем, представлены в таблице 1.2.
При этом для характеристики общей эффективности предложено рассчитывать показатели рентабельности и уровень обслуживания, обеспечиваемый . Уровень обслуживания, обеспечиваемый , характеризует качество удовлетворения потребностей всех потребителей и определяется по формуле:
(1)
Показатель рентабельности операций по управлению товарными запасами (рентабельность ) вычисляется следующим образом:
(2)
В соответствии с принятой схемой материалопотоков и технологией интегрированного управления, в процессе управления требуется расширение функции затрат для учета затрат, возникающих не только при хранении и пополнении товарных запасов, но и в других подсистемах .
Информация о работе Организация и управление запасами на складе