Организация защиты коммерческой тайны в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема защиты коммерческой тайны актуальна прежде всего в практическом отношении, поскольку в условиях рыночной экономики успех во многом зависит от того, насколько удаётся сохранить секреты от конкурентов. Данная тема актуальна и в научном плане, так как работ, посвященных защите коммерческой тайны в дореволюционной России сравнительно немного. Среди них можно выделить статью Н. В. Ковалевой «Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX-начала XX века» в журнале «История государства и права» №1, 2010 год, веб-сайт «Образовательный архив для студентов высших учебных заведений» .

Содержание работы

Введение 2
Основная часть 3
Становление понятия «Коммерческая тайна» 3
История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 5
Защита коммерческой тайны на предприятии 8
Развитие экономической разведки 12
Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX века. 19
Заключение 25
Список используемых источников. 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное  учреждение

высшего  профессионального образования

«Самарский  государственный университет»

Механико-математический факультет

 

 

Кафедра безопасности информационных систем

Специальность «Организация и технология защиты информации»

 

 

Организация защиты коммерческой тайны в дореволюционной  России.

Курсовая  работа

 

Выполнил  студент

курса 3  группы 20301.10

Гордеева  М. Е.

                                                                                      ________________                            

Научный руководитель

                                                                            профессор, Парамонов В. Н.

                                                                                       _________________                                                       

Работа  защищена

«___»   20__г.

оценка  

зав. кафедрой к.ф-м.н.

                                                                                доцент Осипов М.Н.

          __________________                                                                                                     

Самара 2012

 

 

Содержание

Введение 2

Основная часть 3

Становление понятия «Коммерческая тайна» 3

История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 5

Защита коммерческой тайны на предприятии 8

Развитие экономической разведки 12

Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX века. 19

Заключение 25

Список используемых источников. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  защиты коммерческой тайны актуальна прежде всего в практическом отношении, поскольку в условиях рыночной экономики успех во многом зависит от того, насколько удаётся сохранить секреты от конкурентов. Данная тема актуальна и в научном плане, так как работ, посвященных защите коммерческой тайны в дореволюционной России сравнительно немного. Среди них можно выделить статью Н. В. Ковалевой «Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX-начала XX века» в журнале «История государства и права» №1, 2010 год, веб-сайт «Образовательный архив для студентов высших учебных заведений» 1. Среди источников можно выделить «Свод законов Российской Империи». Данная тема освещена слабо во многих учебных изданиях, например, в учебнике под редакцией Ю. П. Титова, «История государства и права России».

Целью настоящёй  работы является исследование истории защиты коммерческой тайны в дореволюционной России.

Для достижения цели поставлены следущие задачи:

  1. Изучить развитие и становление понятия «Коммерческая тайна».
  2. Изучить историю правовой защиты коммерческой тайны.
  3. Исследовать методы защиты коммерческой тайны.
  4. Рассмотреть историю возникновения и развития экономической разведки.

Основная часть

Становление понятия «Коммерческая тайна»

В России как и во всём мире существовало множество терминов,  обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово "тайна".

Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного  предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось  привнесение чего-либо нового в процесс  создания благ.

Под фабричной тайной понимался  не только предмет патента, который  первыми ввели Англия, Франция  и Германия, но и любая особенность  производства (речь идет о современном  понятии "ноу-хау"). Под фабричной тайной Уложение понимало «особые, употребляемые на заводе, фабрике или в заведении, или предположенные к употреблению приёмы производства»2 .

Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупки товаров, списки покупателей  и иное.

Сейчас существует множество определений  понятия «Коммерческая тайна». Например, коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.3 Или, коммерческая тайна – не являющиеся государственными секретам сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью, разглашение, утечка и несанкционированный доступ к которым может нанести ущерб их владельцам.4

В любой интерпретации коммерческая тайна  включала  особенности  коммерческой деятельности предприятия.

Таким образом, на протяжении всей истории становления данного понятия под тайной понимались любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития российского законодательства о  коммерческой тайне.

Институт коммерческой тайны имеет  в российском законодательстве гораздо  более глубокие корни, чем это  может показаться на первый взгляд. Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Правовые нормы, предусматривавшие ответственность за разглашение ценной конфиденциальной информации, содержались ещё в Уложении о наказаниях 1845 года. Так, Раздел  VIII Уложения «О преступлениях и проступках против общественного устройства и благочиния» включал в себя 3 статьи, посвящённых ответственности за разглашение секретной информации. Статья 1355 предусматривала ответственность за разглашение фабричного секрета; ст. 1187 – за разглашение тайны торговой, и ст. 1157 – за разглашение тайны кредитных установлений. Статья 1355 предусматривала ответственность в виде тюремного заключения от 4 до 8 месяцев в отношении «того из людей, принадлежащих к фабрике, заводу или мануфактуре, кто огласит какое-либо, содержимое в тайне и вверенное ему в виде тайны средство, употребляемое при изготовлении или отделке произведений тех фабрик, заводов или мануфактур, когда не было на сие положительного согласия тех, коим сия тайна принадлежит по праву, и, следственно, к ущербу их» . Статья 1187 предусматривала ответственность за «учинение приказчиком или сидельцем явного подрыва кредита хозяина путём  открытия какой-либо тайны и вредных на счёт хозяина разглашений» . Статья 1157 предусматривала ответственность банковских служащих за разглашение сведений, составлявших банковскую тайну, в том числе, когда это «… учинено ими с намерением повредить чести или кредиту какого-либо частного лица» .

В 1800 году издается банковский устав, в котором впервые упоминается  о торговых книгах, а в 1832 году положение  «О купеческих и маклерских книгах».

В 1818 году для высшего надзора  и контроля за кредитными оборотами и операциями заемных и коммерческих банков был утвержден Совет государственных кредитных установлений. В 1828 году при департаменте мануфактур и внутренней торговли учрежден Мануфактурный совет, а в 1829 году – Коммерческий совет. Советы собирали сведения о состоянии промышленности и торговли, разрабатывали мероприятия по их улучшению.

14 июня 1834 года выходит закон  «О торговых книгах». По закону  должна сохраняться тайна торговых  книг, так же изложен перечень  случаев, когда содержание книг  может быть раскрыто: признание  предприятия несостоятельным, уголовный  процесс и фискальные проверки.

Также были введены наказания за уклонение от обязанностей ведения  торговых книг:

·   1й раз – денежное взыскание равное половине платимой им по его по его торговому званию подати;

·   2й раз – взыскание всей подати;

·   3й раз – взыскание вдвое;

·   4й раз – лишение навсегда права на производство торговли.

Если торгованные книги, полученные судом, окажутся с «поправками, приписками между строк и статей без оговорок и соблюдения установленных правил», заполненные не по форме, за предшествующие годы повреждены (без злого умысла), то берется денежное взыскание в  размере от 10 до 50 рублей.

За преждевременную огласку  торговой сделки против воли продавца или воли покупателя, биржевой маклер подвергается денежному взысканию  или отстранению от должности.

За подделку чужого клейма или торгового  знака, «прикладываемого с дозволения правительства к изделиям мануфактур, фабрик и заводов» помимо выплаты причиненного ущерба, происходит лишение всех особенных прав и преимуществ, присвоенных виновному как лично, так и по состоянию, ссылка в дальние губернии (кроме Сибирских губерний), заключение на срок от трех до шести месяцев, отдача в рабочий дом на срок от шести месяцев до года, либо виновный подвергается телесным наказаниям.

Если кто-либо из людей, принадлежащих  фабрике, заводу или мануфактуре, откроет  тайну средств, употребляемых при  изготовлении или отделки продукции  фабрик, заводов или мануфактур, без согласия правообладателей тайны, и следовательно к их ущербу, то тот подвергается тюремному заключению на срок от шести месяцев до одного года

Однако чиновники, проверяющие  книги, были обязаны хранить профессиональную тайну.

Разглашение промышленной тайны влекло тюремное заключение от четырех до шести месяцев.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита коммерческой тайны на предприятии

В законах Российской империи имелись  нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны  кредитных установлений, которые  являлись средством закрепления  определенного положения предприятия  в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны  основан на принципе свободы конкуренции  как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения  промысловой тайны, предусматривалось  правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия  и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний  или взыскание убытков по гражданским  искам). Налаженная в правовом отношении  система защиты производственной и  коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 года в связи с принятием  Советской властью Декрета о  рабочем контроле.

Промышленная тайна – тайна  процессов производства благ. Признаки промышленной тайны:

  1. Требовалось, чтобы средства изготовления продукта содержались в тайне;
  2. Средство должно быть доверено работнику, как тайна;
  3. Согласие работника на сохранение тайны:
  4. Новизна процесса;
  5. Должен быть ущерб владельцу секрета разглашением.

Деловая тайна – тайна процессов  распространения благ и все индивидуальные особенности коммерческой деятельности. Ответственность за ее разглашение  влекло заключение на срок от двух до восьми месяцев, штраф в размере двухсот  рублей, либо лишение права на торговлю.

Уголовное уложение 1903 года включало в себя целую главу, посвящённую  ответственности за разглашение  различного рода тайн: главу XXIX «Об  оглашении тайн». Эта глава включала в себя 6 статей, предметом трёх из которых были тайна фабричная, тайна  коммерческая и тайна кредитная. Правда в действие эта глава так  и не была введена.

 Понятие коммерческой тайны  Уложением не раскрывалось, но, по  всей видимости, речь шла о тайне купеческих книг. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что коммерческая тайна распространяется на купеческие книги, за которыми закон признал принцип неприкосновенности. Купеческие книги представляли собой то, что сейчас принято называть бухгалтерской отчётностью. В этих книгах виды и количество которых дифференцировалось в зависимости от величины торгового предприятия записывались все торговые операции, приход и расход денежных средств, кредиторы и должники предприятия, счета собственного капитала и имущества, счета прибылей и убытков и т.д. Таким образом, ознакомление с содержанием этих книг могло дать достаточно полную картину о торговом предприятии, что, естественно, обусловливало необходимость гарантировать их неприкосновенность. В литературе того времени неоднократно подчёркивалось, что «обязав купца держать торговые книги, хранить торговую корреспонденцию и т.д., закон в противовес к этой специальной обязанности должен был обеспечить ему и сохранение торговой тайны»6. Разглашение тайны торговых книг также признавалось одним из средств недобросовестной конкуренции.

К концу XIX века уже довольно чётко  сформировались система основных подходов и требований к защите информации:

  1. Профессионализм (выделение защиты информации в специальную область деятельности). Защита коммерческой тайны становится  не просто одним из направлений деятельности предприятий, она становится основной целью любого предприятия.  Можно сказать что с тех пор зарождается должность защитника информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Чёткая регламентация состава деятельности. Определяется круг вопросов и проблем, связанных с защитой так называемой промысловой тайны.
  3. Ограничение и регламентация доступа к защищаемой информации.
  4. Высокая оплата труда. Для большей мотивации сотрудников к сохранению коммерческой тайны предприятия.
  5. Надежный внутриобъектный режим и охрана, контроль за посетителями.
  6. Организация специальной службы безопасности, деятельность которой внешне должна быть незаметной.
  7. В качестве методов защиты информации применялись дробление, кодирование, дезинформация.
  8. Систематическая работа с сотрудниками для разъяснения характера и средств промышленного шпионажа, назывались имена сотрудников, с которыми можно обсуждать вопросы связанные с защитой своей информации и добычей тайн конкурентов. Таким образом на предприятиях, фабриках, заводах формируется определённый круг людей, основной задачей которых является сохранение в секрете своих промышленных секретов и добыча подобных сведений у конкурентов.
  9. Учёт стремлений квалифицированных специалистов публиковать результаты своей работы (внутриорганизационные издания).

Понятие коммерческой тайны распространялось на купеческие книги. Каждое предприятие защищало их, так как при разглашении информации, содержащаяся в книгах, мог быть нанесён серьёзный ущерб предприятию. На практике защита торговых книг сводилась к:

  1. Охране самих книг, т.е. четкое формулирование случаев, когда содержание книг может быть раскрыто.
  2. Закрытие сведений, содержащихся в книгах, ответственность за разглашение.

Кроме того, были определены следующие случаи, когда могут быть раскрыто содержание книг:

  1. Интересы правосудия.
  2. Фискальные интересы государства.

Но в этих случаях служащие обязаны хранить  профессиональную тайну, за разглашение  которой уголовная ответственность.

Информация о работе Организация защиты коммерческой тайны в дореволюционной России