Организация защиты коммерческой тайны в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема защиты коммерческой тайны актуальна прежде всего в практическом отношении, поскольку в условиях рыночной экономики успех во многом зависит от того, насколько удаётся сохранить секреты от конкурентов. Данная тема актуальна и в научном плане, так как работ, посвященных защите коммерческой тайны в дореволюционной России сравнительно немного. Среди них можно выделить статью Н. В. Ковалевой «Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX-начала XX века» в журнале «История государства и права» №1, 2010 год, веб-сайт «Образовательный архив для студентов высших учебных заведений» .

Содержание работы

Введение 2
Основная часть 3
Становление понятия «Коммерческая тайна» 3
История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 5
Защита коммерческой тайны на предприятии 8
Развитие экономической разведки 12
Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX века. 19
Заключение 25
Список используемых источников. 26

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, охрана конфиденциальной информации в  дореволюционной России, обеспечивалась, в основном, с помощью норм уголовного права.7

 

 

 

 

Развитие экономической разведки

Большое значение в защите коммерческой тайны имеет экономическая  разведка. Существует несколько определений  этого понятия, например:

Экономическая разведка — это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью производства чего-либо, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане — ценность для национальной экономики.8 А информация, имеющая промышленную ценность, и является коммерческой тайной.

Также, экономическая разведка - вид внешней разведки, объектом которого являются промышленность, транспорт, торговля, сельское хозяйство, финансы, кредитно-денежная система разведываемой страны. Задача экономической разведки заключается в добывании сведений об экономическом положении разведываемой страны, о состоянии важнейших элементов ее экономического потенциала, о секретных планах и мероприятиях, направленных на подрыв экономической мощи других стран, об экономических и финансовых противоречиях с другими странами и т. п., а также в подрыве экономического потенциала противника.9

Из представленных определений следует, что экономическая  разведка это основной способ получения  сведений, составляющих коммерческую тайну.

В настоящее  время главная разница между  экономической разведкой и промышленным шпионажем заключается в том, что при ведении разведки для  добычи информации используются законные приемы и методы, в то время как  промышленный шпионаж подразумевает  применение незаконных способов.  Теперь рассмотрим, как происходила экономическая разведка до революции.

В дореволюционной  России приоритетным в деле экономической разведки являлось, разумеется, европейское направление, но Россия имела обширные границы и на Востоке, в частности, с одним из сильных и опасных врагов — Персией (Ираном), с которой наша страна в первой трети XIX века (в 1804–1813 и 1826–1828 годы) вела кровопролитные войны.

Немцы внесли немалый вклад в  развитие сельского хозяйства, французы в торговлю. Так, с октября 1764 года по начало 1766 года в Поволжье было организовано 104 колонии с 23 тысячами немецких переселенцев, после чего их переезд в Россию был прекращен.

Подобную политику с подачи правительства  проводили и русские предприниматели. Так, в 1824 году известный заводчик Демидов  нанял огромное количество высококвалифицированных  механиков и рабочих для своих  металлургических заводов.

Французская полиция даже некоторых  из них арестовала. Однако привлечь их к суду не удалось. В это же время другие представители России переманивали лионских ткачей поработать на российских фабриках, закупались значительные партии самых современных механических станков.

Одной из особенностей экономической  разведки России в XIX веке является то, что ею занимались по линии Министерства иностранных дел, Военного министерства, Министерства финансов и ведущих  российских промышленных империй, а  добывали интересующие сведения великие  князья, министры, военные агенты, заводчики  и банкиры, известные ученые, писатели и простые люди.

Существенный вклад внесли отец и сын Черепановы — механики нижнетагильских  горных заводов Демидовых. Так, Черепанов, будучи в 1821 году в командировке в  Англии, добыл не только техническую  документацию о первой водоотливной машине, но и усовершенствовал ее.

Его сын во время поездки в  Англию сумел собрать максимум информации по технологиям создания первых паровозов  и железнодорожных путей.

Изготовленные Черепановыми паровозы и построенные железнодорожные  колеи значительно превосходили зарубежные. Мощный стимул дальнейшему  развитию и совершенствованию экономической  и научно-технической разведки был  дан в 30-е годы XIX века, когда правительство  России поставило задачу ликвидировать  отставание российской армии в сфере  технического оснащения.

В ноябре 1830 года Николай I дал указание постоянно и целенаправленно  собирать сведения обо всех открытиях, изобретениях, усовершенствованиях  и технологиях, «как по части военной, так и вообще по части мануфактур и промышленности» и немедленно доставлять об оных подробные сведения.

Начиная с этого момента и  до краха Российской империи, военное  министерство становится основным источником получения экономической и научно-технической  информации.

Институт военных агентов —  атташе был введен в европейскую  дипломатическую практику постановлением Венского конгресса в 1815 году, но в  России он был развит слабо.

Он начинает активно развиваться  в 30-е годы XIX века при военном  министре Чернышеве, который в 1810–1811 годах, будучи личным представителем Александра I при императоре Наполеоне, проявил  себя искусным разведчиком, постоянно  снабжавшим Петербург секретнейшими  сведениями о положении дел во Франции и Европе, о состоянии  армии и промышленности, о планах и намерениях французского правительства.

В деятельности военных агентов  органично сочетались легальная  разведка, где основными источниками  получения сведений были личные наблюдения, пресса, опубликованные официальные  отчеты, статистические сборники, уставы, инструкции, и агентурная, которая  давала в тот период существенную часть информации. Наиболее ценные сведения военные дипломаты добыли в Великобритании, Франции, Бельгии  и Австрии.

Развивалась и совершенствовалась также система контрразведки. 27 января 1812 года для организации полевого управления войсками в военное время  было принято «Учреждение для  управления Большой действующей  армии».

К этому документу Александр I подписал три секретных документа: «Образование высшей воинской полиции», «Инструкцию  директору высшей воинской полиции» и «Инструкцию начальнику Главного штаба по управлению высшей воинской полиции».

Эти документы разъясняли задачи высшей воинской полиции, которые сводились  в основном к организации контрразведки  в армии и на территории военных  действий, включая экономическую  линию.

Курировал русскую контрразведку  непосредственно начальник Главного штаба армии. Кроме того, в определенной мере контрразведывательные функции  в это время выполняла Особая канцелярия, которая входила сначала  в Министерство внутренних дел, потом  — в Министерство полиции, а затем  снова в состав Министерства внутренних дел.

По высочайшему указу Николая I от 3 июля 1826 года было образовано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которое состояло из четырех экспедиций. Третья Канцелярия выполняла в основном функции контрразведки.

18 февраля 1855 года скончался император Николай I и на плечи нового императора Александра II легла тяжелейшая задача по восстановлению экономики страны и укреплению ее военной мощи.

Новый император провел пять реформ: отмену крепостного права, земскую, городскую, судебную и военную. Первые четыре способствовали усиленному развитию производительных сил России — материально-вещественной основе экономической безопасности страны.

Пятая касалась не только реформирования армии, но и органов разведки и  контрразведки. Стремительное развитие во второй половине XIX века промышленности, науки и техники требовало  систематической и целенаправленной работы по подготовке страны к войнам нового типа с использованием современного оружия, средств передвижения и связи.

Новые задачи военной разведке были поставлены уже 10 июня 1856 года в утвержденной Александром II первой инструкции о  работе военных агентов.

В ней указывалось, о каких предметах  агент должен стремиться получить «наивозможно точные и положительные сведения: об опытах правительства над изобретениями и усовершенствованиями оружия и других военных потребностей, имеющих влияние на военное искусство», в то время, как и последующие 150 лет, главным стимулом развития промышленности, технологий, техники и в значительной степени науки были армия и флот, поэтому данная задача касалась в целом промышленности. Значительно увеличивается численность военных агентов.

Военная разведка использовала всех. Так в апреле 1828 года послом в  Персии был назначен образованнейший  человек своей эпохи — А.С. Грибоедов, автор знаменитого произведения «Горе от ума». Как и прежде, во времена Петра Великого, для Грибоедова была составлена подробная тайная инструкция-наказ, в которой указывались все сферы его разведывательной деятельности.

Например, сбор статистических и политических сведений о Персии, ее истории, географии, о состоянии ее экономики, торговли; сбор сведений о соседях Персии, о ее взаимоотношениях с ними, о  быте, нравах, торговле их населения, о  «дружественных и неприязненных» отношениях Персии с другими странами.

Особенно большое внимание придавался сбору «в подлинном свете изложенных»  сведений о Бухаре, ее торговле, сношениях  с Хивой, Персией, Афганистаном, Турцией.

Однако Грибоедов не успел приступить к выполнению поставленных перед  ним разведывательных задач — 30 января 1829 года подкупленная англичанами  фанатичная толпа разъяренных персов ворвалась на территорию российского посольства, разграбила и убила всех, кто находился там. Среди погибших был и Грибоедов.

Интересы России простирались и  далеко на юг — в страны Южной  Америки, точнее, к Бразилии. Официальное  назначение на пост первого консула  в далеком Рио-де-Жанейро состоялось летом 1812 года (прибудет в Бразилию в апреле 1813 года).

Им становится некий Г.И. фон  Лангсдорф (уроженец Германии), знающий португальский, французский, немецкий, английский, русский языки, хорошо знакомый с врачебным искусством.

Отличие работы русского консула от работы его коллег в Европе состояло в следующем — он собирал данные для успешной торговли России с Бразилией, то есть собирал разведывательную информацию экономического характера.

Лангсдорф добыл богатую информацию о практически неизвестной для России, да и для Европы, страны. Он кропотливо, с немецкой пунктуальностью, составил и направил в МИД России полный список иностранных судов, посетивших Рио-де-Жанейро в январе-апреле 1813 года с указанием времени прибытия и отправления судна, его названия и класса, фамилии и имени капитана, характера груза, порта отправления и назначения, времени нахождения судна в пути, грузополучателя в Бразилии.

На основании информации от капитанов  судов, иностранных купцов Лангсдорф произвел необходимые расчеты и составил рекомендации относительно наиболее целесообразных сроков выхода в плавание к берегам Бразилии русских торговых судов из балтийских портов, сроков и выходов в обратное плавание и маршруты.

Лангсдорф предоставил подробные рекомендации по номенклатуре, качеству и другим детальным характеристикам товаров, которые следовало доставить в Бразилию. Однако ввиду дальнего расстояния и приоритетности других государственных задач наиценнейшие сведения русского консула, можно сказать, пропали без пользы для России.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX века.

Промышленная тайна была неразрывно связанна с проводимой государством политикой в экономической сфере того времени. Реализация защиты тайн предприятий совей страны способствует достижению таких целей как: экономическое процветание нации. Одним из важнейших инструментов, определенным механизмом осуществления такого рода мероприятий, становится формирование законодательства в данной сфере.

В XIX в. осуществляемая Россией торгово-промышленная политика оказывала огромное влияние на разработку промышленного законодательства. В этот период были сформированы определенные приоритеты экономического становления империи. А также способы защиты отечественных предприятий от деятельности иностранной экономической разведки. Государственное управление промышленным сектором экономики, преимущественно казенными предприятиями, не всегда являлось эффективным и прибыльным для казны. В связи с этим предпринимались попытки создать благоприятные условия для успешного функционирования частных промышленных предприятий, небольших заводов и фабрик.

В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой, аграрной станы в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики. Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство.

Традиционно к политике относится  то, что связано с общественными интересами и управлением, где в качестве посредника и регулятора взаимодействия различных интересов выступает государство. Управляющее воздействие оказывается на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития. Рассматривая современные определения «политики», можно указать, что ее определяли как объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов. Определенное отождествление политики и власти оправданно. Так, ученый Вебер определял сущность политики как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти.

Информация о работе Организация защиты коммерческой тайны в дореволюционной России