Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:21, курсовая работа
Проблема защиты коммерческой тайны актуальна прежде всего в практическом отношении, поскольку в условиях рыночной экономики успех во многом зависит от того, насколько удаётся сохранить секреты от конкурентов. Данная тема актуальна и в научном плане, так как работ, посвященных защите коммерческой тайны в дореволюционной России сравнительно немного. Среди них можно выделить статью Н. В. Ковалевой «Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX-начала XX века» в журнале «История государства и права» №1, 2010 год, веб-сайт «Образовательный архив для студентов высших учебных заведений» .
Введение 2
Основная часть 3
Становление понятия «Коммерческая тайна» 3
История развития российского законодательства о коммерческой тайне. 5
Защита коммерческой тайны на предприятии 8
Развитие экономической разведки 12
Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX века. 19
Заключение 25
Список используемых источников. 26
Закономерен вопрос о принципах, которые лежали в основе проводимой торгово-промышленной политики в XIX — начале XX в. Первая половина XIX в. характеризовалась относительно невысокой активностью в промышленном секторе экономики, большинство предприятий были казенными, управление которыми осуществлялось государством административно-командными методами. Этот период характеризовался заботой о фабричной промышленности, где изначально ориентир был направлен исключительно на обеспечение промышленности рабочими руками и на охрану от иностранной конкуренции. Принцип всеобъемлющей государственной поддержки промышленности был продиктован относительной слабостью и неразвитостью последней и был вынужденной мерой.
Прослеживая действия российских царей на протяжении XVIII в., наблюдаем четкую картину, при которой покровительственные меры в промышленности давали положительные результаты лишь на самом «зачаточном» этапе.
Таможенно-тарифная политика правительства имела большое значение в судьбе промышленного развития России. Со времени правления Екатерины II постепенно были отменены крайности покровительства и опеки промышленности, введенные ее предшественниками, однако главным средством поощрения оставалось регулирование тарифов.
Усиление высокого таможенного тарифа в 1797 г. сменялось уже в 1801 г. со вступлением на престол Александра I многими облегчениями, при этом уже в 1810г. правительство издает тариф строго запретительного характера. Только после 1815г. таможенная политика изменяется с изданием чрезвычайно свободного тарифа 1819 г., по которому разрешается ввозить ранее запрещенные товары с незначительной пошлиной. С 1822 по 1850 г. правительство придерживается строго охранительной системы, а с изданием тарифа 1850 г. осуществляется переход к более умеренной охранительной системе. При составлении тарифа 1 850 г. была предпринята попытка поощрить промышленность, уменьшив пошлины на подлежащие обработке предметы и главные фабричные материалы. Тариф 1857 г. вводил новую систему, при которой обложение пошлинами в высшем размере было в отношении наиболее употребительных изделий, для ограждения тех отраслей русской промышленности, которые занимают большее число рук и удовлетворяют нуждам обширного класса потребителей. Назначение умеренных пошлин происходило для изделий, не представляющих опасного соперничества изделиям русским, при этом были уменьшены пошлины и на вспомогательные для фабрик и ремесел материалы9.
По тарифу 1868 г. продолжилось уменьшение числа запрещенных к привозу статей, были уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутным границам. Основным принципом данного тарифа оставался принцип обложения сырых материалов, потребляемых фабриками и заводами, наименьшими пошлинами, полуобработанных продуктов — более высокой, обработанных — наивысшей. Однако изменение не в положительную сторону показателей торгового баланса России в этот период вынудило правительство вернуться к покровительственной политике. Серьезный пересмотр тарифного законодательства произошел в 1891 г., целью которого было приведение в систему предпринятых ранее мер в период с 1877 по 1890 г., а также «оказать возможно полное поощрение тем отраслям промышленности, которые, несмотря на прежние надбавки, еще недостаточно были защищены от конкуренции иностранного ввоза»11.
Для второй половины XIX — начала XX в. был свойственен подъем отечественной промышленности, положительным фактором для которого явилось среди прочих наличие свободных рабочих рук бывших крепостных крестьян. Однако уже к концу XIX в. Сергей Юльевич Витте в докладе императору указывал, что неустойчивая торгово-промышленная политика государства подобна тому хозяйству, которое вечно принимается за изготовление новых продуктов, отказываясь от окончания ранее начатых; как бы ни была совершенна техника в таком хозяйстве, оно всегда кончит разорением".
Рассматривая законопроекты,
затрагивающие область
В 1892 г., вступив в управление Министерства финансов, С.Ю. Витте определил для себя обязанность выяснить основания торгово-промышленной политики своих предшественников и по возможности продолжить или закончить начатые ими преобразования, указывая, что государственно-экономические мероприятия проводятся в жизнь десятилетиями, и из всех торгово-промышленных систем самая вредная — неустойчивая, колеблющаяся. В ущерб своим собственным нереализованным амбициям министр финансов России определил, что придется учитывать торгово-промышленную политику своих предшественников. Отход от этого принципа в угоду собственному тщеславию означал для России того периода серьезные экономические проблемы скатывания в пропасть нищеты и прозябания всей нации. Необходимо признать, что лишь последовательная, на протяжении не одного десятилетия преемственная промышленная политика может дать ощутимые результаты для всей экономики в целом.
На рубеже XIX—XX вв. важную роль играл принцип устойчивости проводимой политики. Актуален данный принцип и в настоящее время, когда России приходится догонять промышленно развитые страны в условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках.
Совершенно справедливо было отмечено, что экономика, политика и иные социальные феномены не являются собственно объектом юридической науки и лишь исследуются ею в связи с их взаимозависимостью'4. Изучение торгово-промышленной политики Российской империи XIX — начала XX в. важно и необходимо для понимания процессов, влияющих на формирование промышленного законодательства, к которым можно отнести следующие.
Торгово-промышленная политика России XIX в. выступала как потребность, в основе которой лежала сбалансированная система интересов и приоритетов, удовлетворяющая нужды различных субъектов, и прежде всего главного из них — государства.
Принцип охраны отечественных предприятий от иностранных конкурентов был характерен для первой половины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. был избран ориентир на проведение устойчивой торгово-промышленной политики, в числе сторонников которой был Сергей Юльевич Витте.
Законодательное закрепление положений осуществления покровительственных мер в различных формах было необходимостью, однако анализ исторических фактов свидетельствует о том, что такие меры в промышленности давали положительные результаты лишь на этапе зарождения промышленного производства.
Формирование промышленного законодательства Российской империи XIX — начала XX в. в определенной степени отражало проводимую государством торгово-промышленную политику, воздействие которой на важнейшие институты в обществе служило достижению успехов в промышленном секторе экономики и торговле.13
Исследование Истории развития коммерческой тайны показывает, что она является одним из старейших видов тайн. С зарождением торговли, появились секреты, а следовательно и необходимость скрыть их от конкурентов, чтобы не понести потери в виде не полученной прибыли.
В дореволюционной России существовали как правовые, так и организационные меры защиты коммерческой тайны.
Правовые методы регулировались различными законодательствами, в том числе «Свод законов Российской Империи»,уложения Российской Империи. Разумеется, правовая база защиты информации была слабо развита по сравнению со странами Западной Европы. Не было конкретики в определении информации, относящейся к коммерческой тайне, законы того времени рассматривали не все случаи нарушения секретности информации, что позволяло злоумышленникам оставаться безнаказанными.
Что же касается организационных мер, к концу XIX века уже довольно чётко сформировались система основных подходов и требований к защите информации. Но и они были несовершенны. Существовало множество путей обойти предпринятые меры.
Таким образом, охрана информации, составляющей коммерческую тайну в дореволюционной России, обеспечивалась, в основном, с помощью правовых методов. Организационно-технические меры в то время были развиты слабо.
1 http://all4clean.ru/
2 Уголовное уложение 1903 год.гл. XXIX «Об оглашении тайн».
3 Часть первая в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
4 Ярочкин
В. И., Бузанова Я. В.Основы безопасности
бизнеса и предпринимательства-М.:
5 Российское законодательство X-XX веков в 9 томах, Т.9. М.,1994г. Стр.63
6 Российское законодательство X-XX веков в 9 томах, Т.9. М.,1994г. Стр.63 [23]
7 http://samlib.ru/i/iwanow_n/
8http://bizataka.ru/biznes-
9 http://counterintelligence.
10 http://www.plam.ru/hist/
11 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А Энциклопедический словарь. Т. XXVIIа. СПб, 1899. с. 282.
12 Промышленность и торговля в законодательных учреждениях 1907-1912 гг. Совет Съездов Представителей Промышленности и Торговли. СПб.: Электро-Типография Н.Я. Стройковой, 1912. С. 463-529.
13Н. В. Ковалева «Торгово-промышленная политика и промышленное законодательство Российской Империи XIX-начала XX века».,История государства и права №1 2010 год. стр.16.,[2]
Информация о работе Организация защиты коммерческой тайны в дореволюционной России