Основные источники доходов Пенсионного Фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:12, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен только один из внебюджетных фондов – Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Между тем вся текущая жизнь любого финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетные параметры. Таким образом, цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть роль формирования и использования средств Пенсионного Фонда РФ в обеспечении финансовой стабильности и перспектив развития российской экономики.

Содержание работы

Введение. 3
1 Теоретические основы формирования деятельности Пенсионного фонда РФ.. 5

1.2 Формирование и направления использования средств Пенсионного фонда РФ 9
2 Оценка деятельности Пенсионного фонда за 2004-2006 г. 13

2.1Анализ поступлений платежей и статей расходов средств Пенсионного фонда 2007-2011 г. 13

2.2 Направление использования средств Пенсионного фонда по составу и структуре 15
3 Совершенствование деятельности Пенсионного фонда РФ на перспективу.. 20

3.1 Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2007г. 20

3.2 Перспективы развития пенсионной системы РФ.. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура Пенсионного фонда РФ…………….…34

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 125.96 Кб (Скачать файл)

 

Законопроектом на финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено в 2009 году 527200,0 тыс. рублей, в 2010 году - 560279,0 тыс. рублей, в 2011 году - 588152,0 тыс. рублей, из них на финансирование информационно-разъяснительной  работы в 2009 году - 472400,0 тыс. рублей, в 2010 году - 500300,0 тыс. рублей, в 2011 году - 528200,0 тыс. рублей.

 

Законопроектом предусмотрены  расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации  на социальные программы, связанные  с укреплением материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, в 2009 году в размере до 1200000,0 тыс. рублей, в 2010 и 2011 годах - до 1500000,0 тыс. рублей ежегодно

 

Следует отметить, что в  соответствии с Законом о персонифицированном  учете Фонд обязан бесплатно предоставлять 1 раз в год любому застрахованному  лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного  лица.

3.2 Перспективы развития  пенсионной системы в Российской  Федерации

Анализ мер, принятых ПФР  по обеспечению сбалансированности пенсионной системы показывает, что, несмотря на покрытие дефицита бюджета  Фонда из федерального бюджета, в распределительной части в 2009 году сложится дефицит средств, который составит 11953634,2 тыс. рублей (0,4 % от общей суммы расходов), в 2010 году - 11272923,6 тыс. рублей (0,3 %). В 2011 году Законопроектом предусмотрен профицит в размере 9876500,8 тыс. рублей (0,2 процента).

 

С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате  пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более  очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета Фонда складывается под  влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно  увязаны с размером единого социального  налога и с порядком его начисления. Объем средств, поступающих в  систему обязательного пенсионного  страхования, по мере роста заработной платы будет сокращаться по отношению  к фонду оплаты труда, в то время  как обязательства по выплате  страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться и накапливаться  опережающими темпами по отношению  к указанным объемам средств. Рост объема расходов федерального бюджета  на покрытие дефицита распределительной  части пенсионной системы объясняется  снижением относительного объема страховых  взносов, уплачиваемых работодателями, который должен являться основным источником доходов системы обязательного  пенсионного страхования. Однако за период с 2009 по 2011 год сумма взносов  на страховую часть трудовой пенсии при общем росте размера страховой  части трудовой пенсии, а значит и выплат по этим обязательствам сократится с 2,26 % до 2,22 % ВВП. Анализ причин несбалансированности бюджета ПФР выявляет проблему замещения  страховых источников доходов пенсионной системы бюджетными источниками, что  деформирует обязательное пенсионное страхование в долгосрочной перспективе  и угрожает его финансовым основам.

 

Пенсионная система при  сохранении действующих норм по формированию ее доходной части будет усиливать  социальное неравенство по уровню и  качеству жизни между работающим и нетрудоспособным населением, что  существенным образом снижает мотивацию  уплаты страховых взносов как  основу для уровня пенсионного обеспечения  в будущем. Указанные проблемы отражают противоречие между проводимой политикой  по укреплению страховых принципов  в системе обязательного пенсионного  страхования (прежде всего - эквивалентности  страхового обеспечения уплаченным страховым взносам), с одной стороны, и налоговой - с другой стороны, когда  основные усилия государства сосредоточены  на снижении налоговой нагрузки на работодателя в целях обеспечения  высокого экономического роста.

 

Целью совершенствования  пенсионной системы является повышение  уровня пенсионного обеспечения  населения на основе создания условий, обеспечивающих достойную жизнь  нетрудоспособных граждан, равные права  застрахованных лиц и равные возможности  для их реализации, а также на основе поощрения дополнительных форм пенсионного обеспечения.

 

В ПФР в 2009 году и в периоде 2010-2011 годов в целях реализации федеральных законов от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений»  и от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ приняты  меры по организации системы софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального  благосостояния. Намечается обеспечить ведение специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий. На указанные цели Законопроектом предусмотрены средства в 2009 году в размере 2080,4 тыс. рублей, в 2010 году - 3513,9 тыс. рублей, в 2011 году - 7512,3 тыс. рублей.

 

Бюджетным посланием от 23 июня 2008 года предусматривается повышение  качества управления государственной  собственностью. В период с 2009 по 2011 год на капитальное строительство  зданий и сооружений ПФР, которые  в дальнейшем будут являться федеральной  собственностью, Законопроектом предусмотрено  выделить 6500,0 млн. рублей. Фонд, создавая федеральное имущество, уплачивает из собственных доходов налоги за пользование этим имуществом. Действующее  законодательство Российской Федерации  не осуществляет финансирование расходов ПФР на капитальное строительство  за счет средств федерального бюджета  с составлением инвестиционного  проекта в целях реализации его  в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а также выделение  средств федерального бюджета Фонду  на уплату налога за пользование федеральным  имуществом.

 

В соответствии с Бюджетным  посланием от 23 июня 2008 года в 2009 году средний размер социальной пенсии должен был  достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости превысить  прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. По прогнозу исполнения Закона о бюджете Фонда на 2008 год  средний размер социальной пенсии с  учетом индексации в августе на 1,15 составит в среднем за год 2856 рублей. В соответствии с Законопроектом средний размер социальной пенсии предполагается довести в среднем за 2009 год  до 3337 рублей, за 2010 год - до 4491 рубля, за 2011 год - до 4923 рублей. С учетом проводимых мероприятий по повышению указанной  пенсии на конец 2008 года она составит 3044 рубля, на конец 2009 года - 4176 рублей, на конец 2010 года - 4591 рубль, на конец 2011 года - 5029 рублей. При этом прожиточный  минимум пенсионера составит в 2008 году 3665 рублей, в 2009 году - 4135 рублей, в 2010 году - 4552 рубля, а в 2011 году - 4989 рублей. Таким  образом, к концу 2009 года средний  размер социальной пенсии (4176 рублей) превысит размер прожиточного минимума пенсионера (4135 рублей) на 1 процент. Учитывая предусмотренные  Законопроектом показатели увеличения среднегодового размера трудовой пенсии (на 2009 год - 5461 рубль (132,1 % от прожиточного минимума пенсионера), в 2010 году - 6961 рубль (152,9 %), в 2011 году - 7879 рублей (157,9 %), следует  отметить возможность достижения результата, когда средний размер трудовой пенсии по старости будет стабильно превышать  прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза как в 2009 году, так и в плановом периоде 2010 и 2011 годов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав  формирование и использование средств  Пенсионного Фонда России, можно  сделать следующие выводы. Все  проекты федеральных законов  «О Бюджете пенсионного фонда» на 2009, 2009, 2010-2011 года разработаны на основании  Бюджетного кодекса, законодательных  и иных нормативных правовых актов  по пенсионному и социальному  обеспечению, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о  бюджетной политике в 2008-20111 годах, других нормативных правовых актов и  методических документов. Основные характеристики проекта бюджета ПФР на 2009 год  и на период до 2010-2011 года ориентированы  на дальнейшее повышение уровня материального  положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Проект бюджета сбалансирован  по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета.

 

 В то же время  без учета средств федерального  бюджета на покрытие дефицита  бюджета Фонда в распределительной  составляющей постоянно увеличивается  дефицит средств: в 2008 году - 157007,9 млн. рублей (7,5 % от общей суммы  расходов по распределительной  составляющей бюджета), в 2009 году - 189700,8 млн. рублей (7,8 %), в 2010 году - 235024,4 млн. рублей (12,1 %). Широкое распространение  льготных пенсий, отсутствие отдельного  источника их финансирования, предоставление  льготных пенсий в рамках единых  для всех работодателей ставок  социального налога увеличивает  дефицит распределительной составляющей  бюджета Фонда. Увеличение доли  средств федерального бюджета  в финансировании пенсионной  системы, как и в прежние  годы, свидетельствует о сохранении  в 2008-2010 годах тенденции отхода  от страховых принципов.

 

 Снижение с 1 января 2005 года ставки единого социального  налога (с 14 % до 6 %), зачисляемого  в федеральный бюджет и перечисляемого  в ПФР, отразилось на уровне  обеспеченности выплаты базовой  части трудовых пенсий за счет  поступления указанного налога.

 

Следует отметить, что Правительством Российской Федерации в нарушение  статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума на душу населения не устанавливается  с I квартала 2005 года. В связи с  этим в настоящее время не представляется возможным дать оценку соответствия величины пенсий размеру прожиточного минимума. Не принят федеральный закон, определяющий статус ПФР с учетом современного состояния пенсионной системы и перспектив ее развития. Как следствие, в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых ПФР функций, которые не относятся к его  полномочиям страховщика по обязательному  пенсионному страхованию.

 

 Особое внимание необходимо  обратить на разработку и принятие  нормативных правовых актов в  части:

 

1) определения статуса  ПФР с учетом современного  состояния системы пенсионного  обеспечения;

 

2) расширения перечня инструментов  при инвестировании средств пенсионных  накоплений управляющими компаниями, включая государственную управляющую  компанию, и изменения порядка  инвестирования средств пенсионных  накоплений, формируемых в пользу  застрахованных лиц, не воспользовавшихся  правом выбора инвестиционного  портфеля (управляющей компании);

 

3) стимулирования добровольных  пенсионных накоплений;

 

4) определения порядка  финансирования выплат накопительной  части трудовой пенсии, а также  порядка выплаты средств пенсионных  накоплений правопреемникам умерших  застрахованных лиц;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       О бюджете  Пенсионного фонда РФ на 2005г.: Федер. закон от 28.12.04г. №175-ФЗ 

 

2       О Бюджете  Пенсионного фонда Российской  Федерации на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов.: Федер. закон  от 21.07.2009. №182-ФЗ.

 

3       Азарова,  Е. Кондратьева З. Новое в  пенсионном законодательстве. / Е.  Азарова,  З.Кондратьева  // Право  и экономика. - 2009.- № 2.-  с.111;    № 3. -  с.67.

 

4       Агапцов,  С.А., Доходы социальных фондов. Правовое  регулирование доходов государственных  внебюджетных фондов: проблемы и  решения. – М. «Финансы и  статистика», 2007г. – 256 с. 

 

5       Колпакова,  Г.М. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., «Финансы  и статистика», 2005г. – 496с. 

 

6       Нешитой,  А.С. Финансы: Учебник. – 5-е  изд., перераб. и доп. – М., «Дашков  и Ко», 2006г. – 512 с. 

 

7       Российский  статистический ежегодник 2006г.: стат. сб. / Росстат М., 2006г. – 806 с.

 

8        Грязнова, А.Г. Финансы/ Е.В. Маркина Е.В.  – М., «Финансы и статистика», 2006г. – 502 с. 

 

9       Поляк,  Г.Б.  Финансы. Денежное обращение.  Кредит.: учебник /Поляк Г.Б.  3-е  изд., перераб. и доп. – М.  «ЮНИТИ – ДАНА», 2007г. – 639 - 703 с. 

 

10   Ковалева, А.М.  Финансы:  учеб. пособие/ А.М. Ковалева, 5-е  изд., перераб. и доп. - М., «Финансы  и статистика», 2006г. – 416 с. 

 

11   Романовский,  М.В.  Финансы: Учебник для вузов/М.  В. Романовский,  О.В. Врублевская,  Б.М. Сабанти. – М. Юрайт –  М, 2008г. – 504с. 

 

12   Литовченко, В.П.  Финансы: учебник / В.П.  Литовченко, 2-е изд., перераб. и доп. –  М., «Дашков и Ко», 2006г. – с. 724.

 

13   Слепов,  В.А. Финансы:  учебник/ В.А. Слепов – 2-е  издание, перераб. и доп. –  М. «Экономистъ», 2006г. – 682 с. 

 

14   Шуляк, П.Н. Финансы:  Учебное пособие. / П.Н. Шуляк, Н.П.  Белотелова  – 4-е изд., испр. и  доп. – М., «Дашков и Ко», 2006г.  – 606 с. 

 

15   Борисов, А.Б.  Экономический  словарь / А.Б. Борисов. - изд. –  2-е, перераб. и доп. – М.  «Книжный мир», 2006г. – 859 с. 

 

16   Баскакова, В.Н.  Финансовые перспективы Пенсионной  системы России / В. Н. Баскакова  // Финансы. -  2007. - № 4. - с. 52-56.

 

17   Грищенко,  Н.Б.  Проблемы и перспективы реформирования  льготного пенсионного обеспечения  / Н.Б. Грищенко // Финансы и Кредит - 2006г.-№ 36(240). - с. 94-96.

 

18   Ильина,  В.В. К  вопросу об эффективности Пенсионной  реформы / В.В. Ильина // Финансы.  – 2007. - № 5. – с. 47-51.

 

19   Михальчук,  В.Ю.  Пенсионная система России: Перспективы  развития // Финансы. - 2007. - №7. -  с. 59-62.

 

20   Мищенко, В.В. Актуальные  проблемы профессионального пенсионного  страхования в РФ/  В.В. Мищенко  // Финансы и Кредит. – 2007. -№25(265). – с. 77-81.

 

21   Негосударственные  Пенсионные фонды о ходе пенсионной  реформы в России // Финансы.-  2007г. - № 1.- с. 95-96.

 

22   Нелюбовой, Н.Н.  Институциональные основы развития  Негосударственных Пенсионных фондов  в Финансовой системе страны / Н.Н. Нелюбовой // Финансы и Кредит.- 2007. - №24(264). - с. 53-58.

 

23   О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2009г.// Социальный мир.- 2008г. - № 48.-  Еженедельник 18-31декебря.- с.10.

 

24   О проекте бюджета  Пенсионного фонда Российской  Федерации на 2009г. // Социальный мир.  – 2008. -  № 41. - Еженедельник 30 октября  – 5 ноября. -  с. 11-16.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

(обязательное)

 

Структура Пенсионного фонда  РФ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Информация о работе Основные источники доходов Пенсионного Фонда РФ