Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:18, курсовая работа
Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.
Общее «смешение» Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ……………………………………………………...4
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….9
2.1. Первые шаги к европейской интеграции. Создание
Европейского Сообщества……………………………………………….9
2.2. Цели объединения………………………………………………………..13
2.3. Расширения ЕС…………………………………………………………..16
2.4. Единый рынок – единая валюта………………………………………...19
2.5. Евро как новая валюта…………………………………………………...25
3. СИСТЕМА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ……………………………………………………...4
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО
СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО
РАЗВИТИИ…………………………………………………………
2.1. Первые шаги к европейской интеграции. Создание
Европейского Сообщества……………………………………………….9
2.2. Цели объединения……………………………………
2.3. Расширения ЕС……………………………………………
2.4. Единый рынок – единая валюта………………………………………...19
2.5. Евро как новая валюта………………………
3. СИСТЕМА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………34
ВВЕДЕНИЕ
Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции.
Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.
Общее «смешение» Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы.
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Вторая мировая война сделала в Европе свое «черное» дело: ее экономическому потенциалу в результате военных действий был нанесен огромный урон, значимость Западной Европы в мировой торговле, экспорте и импорте капиталов серьезно ослабилась. В результате регион становится во все большей степени зависимой от США. Соединенные Штаты превращаются в единоличного политического и экономического лидера капиталистического мира, навязывают мировой экономике Бреттон-Вудскую валютную систему, во главе которой стоял американский доллар, курс которого по отношению к валютам европейских стран был явно завышен.
Европа вышла из войны в состоянии нравственного шока. Наиболее развитая в экономическом отношении страна континента, Германия, оказалась поверженным агрессором, обвиненным в преступлении простив человечности и разделенным между победителями.
Справившаяся с угрозой нацизма лишь при помощи СССР и США, Европа стала разменной монетой во всемирной игре новых великих держав. Она была ослаблена в хозяйственном отношении, дезориентирована политически, лучшие европейские умы оказались за океаном. На сорок долгих лет континент был разделен "железным занавесом".
В этих условиях трудно было предположить, что к концу XX в. Европа вновь станет мировым лидером в производительности, торговле, инвестициях, политических и социальных технологиях. Тем не менее, уже в первое послевоенное десятилетие, достигнув предвоенного уровня хозяйственного развития в 1949-1951 г., европейские страны опередили Соединенные Штаты по темпам экономического роста.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В тяжелом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Послевоенная западно-европейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошел разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели несмотря на повышенный спрос на его товары к вынужденному сужению аграрного сектора.
Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе только на 10%.
Лишь США, находясь в географическом удалении от основных военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста: алюминиевая промышленность — в 6 раз, самолетостроение — в 16, производство синтетического каучука — в 400 раз и т.д. В результате США стали обладателями двух третей промышленного производства и золотого запаса мира.
Комиссия по анализу помощи иностранным государствам, созданная в США, предложила программу сотрудничества, удовлетворяющую следующим критериям: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х годов очередному обновлению технологической базы американской экономики. США выступили в качестве своеобразного спонсора. Официальным автором программы так называемого «восстановления и развития» Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем Джордж Кэтлетт Маршалл (1880—1959).
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г., он представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовых проблем. Соединенные Штаты Америки поставили цель задействовать механизм международной торговли посредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшим во время Второй мировой войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений, боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых для восстановления экономики стран Европы; в то же время план Маршалла способствовал конверсии американской промышленности.
Но план Маршалла летом 1947 г. Советский Союз подверг критике, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.
В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.
За 4 года выполнения плана Маршалла (1948—1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд.долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
В 1948 г. для регулирования и распределения помощи, поступающей в рамках плана Маршалла была создана Организация Европейского Экономического Сотрудничества - прообраз современной Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.
Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947—1950 гг. более чем наполовину. Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта.
В пятую годовщину капитуляции Германии - 9 мая 1950 г. - министр иностранных дел Франции Роберт Шуман официально обратился к правительству ФРГ с предложением покончить давнюю вражду и недоброжелательность в отношениях между двумя странами и начать строить отношения на основе принципов мира, дружбы и сотрудничества. Первым шагом на пути этого было совместное восстановление базовых отраслей промышленности путем создания франко-германского объединения угля и стали. Декларация Шумана, тем не менее, выходила за пределы только двусторонних отношений. Франция обратилась с призывом к объединению и созданию «Европейской Федерации» ко всем странам, а декларация Шумана, разработанная с участием другого известного французского политического деятеля Жана Моннэ, стала концепцией строительства общеевропейского дома. Основными положениями «Плана Шумана» стали:
«План Шумана» предполагал перспективное объединение всех стран Европы, включая и государства социалистического лагеря. Однако на 1950-е гг. приходится самый разгар «холодной войны», противостояние двух систем и двух военно-политических блоков, поэтому участие в строительстве единой Европы приняли только государства Западной Европы, да и то не все из них. «Планом Шумана» на первом этапе было решено установить общеевропейский контроль над ключевыми отраслями промышленности через заключение договора между всеми заинтересованными странами. И в 1951 г. создается Европейское Общество Угля и Стали (ЕОУС), а в 1957 г. - Евратом (союз в области использования ядерной энергии в мирных целях). Подписание Римского договора о создании ЕС 17 марта 1957 г. завершает этап послевоенного развития Европы.
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО РАЗВИТИИ
2.1. Первые шаги к европейской интеграции. Создание Европейского Сообщества.
Интенсификация усилий по объединению Европы после Второй мировой войны происходила из-за того, что в Европе не видели другого способа положить конец истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений.
Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Черчилль же предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера, чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. «Отцы-основатели» нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции.
В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС еще не было подписано, Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности (ЕСБ), которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к многонациональному Сообществу - на этот раз военному - для усиления контроля за разоружением. Тем не менее в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение, тем самым давая выход амбициям национального суверенитета.
Информация о работе Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы