Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:18, курсовая работа
Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.
Общее «смешение» Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ……………………………………………………...4
2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….9
2.1. Первые шаги к европейской интеграции. Создание
Европейского Сообщества……………………………………………….9
2.2. Цели объединения………………………………………………………..13
2.3. Расширения ЕС…………………………………………………………..16
2.4. Единый рынок – единая валюта………………………………………...19
2.5. Евро как новая валюта…………………………………………………...25
3. СИСТЕМА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………34
Пятое и самое масштабное расширение произошло 1 мая 2004 года. В ЕС вступили 10 стран Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Румыния, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Болгария и Эстония.
Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию исторического опыта и культур.
Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо было выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершением процедур ратификации и проведение народных референдумов.
В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического расчета.
2.4. Единый рынок – единая валюта
Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг, рабочей силы и капиталов, свободы истеблишмента и либерализации платежей, ощутимого прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Созданная в рамках «европейской валютной змеи» зона твердых курсов валют не смогла противостоять пошатнувшемуся равновесию платежных балансов. Работа по созданию валютного союза была возобновлена в 1979 году, и ее следствием стало появление Европейской валютной системы (ЕВС), цель которой состоит в том, чтобы установить в Европе зону валютной стабильности.
Для выхода из тупикового состояния, в котором оказался ЕС, процессу экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована так называемая «Белая газета» — каталог специфических мероприятий с подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992 года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо реальных перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет, при том, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо меньшим, нужны были не только заявления о политических намерениях и принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться в Соглашение.
Для достижения этой цели все 282 меры, перечисленные в «Белой газете», успешно перешли в разряд законодательных. Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер, мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны. Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены, должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее экономические преимущества. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому рынку.
Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и страховые компании начали работать через национальные границы, и соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному союзу.
Отрицательным моментом явилась информация для общественного мнения о предложенных изменениях и причинах, вызвавших их, что вызвало всеобщее подозрение и непринятие. Люди не смогли увидеть преимуществ более тесной интеграции, и какие выгоды им это может принести. Вместо этого начало распространяться мнение, что людей хотят обмануть, в первую очередь это касалось устранения национальной валюты.
Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
Свободное движение товаров.
Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план по постепенного удаления всех внутренних пошлин в течение 12 лет.
Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того, чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается в создании определенных количественных или стоимостных квот. Столкнувшись со структурными проблемами в таких крупных областях как производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение нескольких лет страны-участницы вынуждены были оградить свои рынки и от других стран-участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти национальные правила к общеевропейским стандартам.
Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые границы все-таки должны существовать.
Во-первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление, которыми облагаются товары на едином рынке, идут в конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит как возмещение налогов на экспорт. Во-вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов.
Свободное движение рабочей силы.
Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран, входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.
Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или получить образование по специальности.
Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране.
Свобода истеблишмента.
В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить любую работу. Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти.
Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным движением рабочей силы.
Свобода предоставления услуг.
Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества.
Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Союза, желающего открыть какое-либо образование или предоставить услугу в другой стране-участнице, не должны требовать выполнения каких либо более строгих условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации или знаний.
Свободное движение капитала и платежей.
Свободное движение капитала и либерализация платежей являются дальнейшими важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. В перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или услуг, пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и инвестированию будут подлежать наиболее экономически выгодные сегменты единого рынка.
Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.
Свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала должно неизбежно сопровождаться мерами по либерализации платежей. Любые обстоятельства, которые препятствуют платежам за товары, услуги или оплату труда в другие страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны позволить делать такие платежи в валюте страны, где проживает получатель.
2.5. Евро как новая валюта
Евро - это уникальный случай в истории валютных отношений, поскольку его обменный курс на внутреннем рынке одиннадцати стран Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС, Еврозона) определяется совсем иначе, чем на мировом валютном рынке. На первом этапе с начала введения единой валюты евро 1 января 1999 г. ее переводной курс к национальным валютам стран Еврозоны был зафиксирован административным путем на неизменном уровне. Таким он был до второй половины 2002 г., после чего наличные новые купюры и монеты евро полностью заменили национальные валюты 11 стран. Пропорционально их переводному курсу были изменены все рыночные цены, заработная плата, пенсии, налоги, банковские счета и т.д.
Однако за пределами Еврозоны для евро установлен плавающий курс. Это означает, что он колеблется ежедневно по отношению, например, к доллару США или другим валютам мира. Но это, особо подчеркнем, даже при нынешнем стремительном обесценении евро на мировом рынке не сказывается сколько-нибудь заметно на внутренней стабильности евро. Во-первых, переводной курс евро к национальным валютам 11 стран твердо фиксирован, и, во-вторых, в Еврозоне поддерживаются в целом стабильные рыночные цены и, следовательно, наблюдается умеренная, не внушающая опасности инфляция.
Введение единой валюты евро должно было завершить глобализацию общего рынка и интеграцию стран ЕС и реализовать его неоспоримые преимущества. На общем рынке ЕС уже с 1993 г. были сняты все пограничные шлагбаумы для беспрепятственного перемещения людей, товаров, услуг и капиталов. Не хватало только одного - важнейшего рыночного денежного инструмента в виде единой и стабильной валюты.
Чтобы обеспечить введение евро с устойчивой покупательной способностью, каждая страна Евроленда в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. должна была обеспечить значительное повышение своего экономического и финансового потенциала. Известны пять Маастрихтских критериев конвергенции:
Информация о работе Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы