Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума.
Общее «смешение» Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСЛЕВОЕННОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ……………………………………………………...4

2. СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СООБЩЕСТВА И НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ В ЕГО
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….9
2.1. Первые шаги к европейской интеграции. Создание
Европейского Сообщества……………………………………………….9
2.2. Цели объединения………………………………………………………..13
2.3. Расширения ЕС…………………………………………………………..16
2.4. Единый рынок – единая валюта………………………………………...19
2.5. Евро как новая валюта…………………………………………………...25

3. СИСТЕМА МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………34

Файлы: 1 файл

Экономика Западной Европы.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой «создания объединенной Европы».

На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС - то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя план ЕСБ имел более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых явилось соглашение, учреждающие Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом), подписанное странами Шестерки в марте 1957 года и вступившее в силу 1 января 1958 года. Тогда же, 25 марта 1957 года, был подписан Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) как зоны таможенного союза и экономической интеграции. Первоначальное название после заключения Маастрихтского договора было заменено на Европейское Сообщество.

Страны, вошедшие в Сообщество, кроме ликвидации таможенных барьеров и формирования единого импортного тарифа на товары, ввозимые в страны Сообщества, решили гармонизировать законы, регулирующие деятельность предприятий, а именно: законы конкуренции, правила бухгалтерского учета, патентное законодательство и т.д.

Создание Европейского Экономического Сообщества явилось завершением предпринятых с конца второй мировой войны усилий по объединению Западной Европы. Основные вехи на этом пути:

  • создание таможенно-экономического союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкса) в 1948 году,
  • Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951-1952 гг.
  • Европейского Экономического Сообщества (известного как Общий Рынок) и Европейского Сообщества по Атомной Энергии в 1957 г., а также неудавшаяся попытка образовать в 1954 году Европейское Оборонительное Сообщество.

Начиная с 1958 года экономика стран-членов ЕЭС достигла в своем развитии определенных результатов, которые частично можно приписать Общему рынку, создание которого не нанесло ущерба экономическому росту государств-членов, но повлекло за собой широкое развитие товарообмена между ними и значительно увеличило их взаимосвязь. Реализуя поставленную в Риме задачу, страны ЕЭС провели равномерное ступенчатое снижение общего уровня таможенных тарифов во взаимной торговле. В 1959 г. таможенные тарифы были понижены на 10%, в 1960 г. - еще на 20%, а далее ежегодно предполагалось их снижение на 10%. К 1 июля 1968 г. внутренние таможенные границы были упразднены, а на внешних границах сообщества были установлены общие таможенные тарифы. Таким образом в 1968 г. ЕЭС перешло на вторую стадию интеграции - образование таможенного союза, что открыло уже новые горизонты в интеграции - построение Общего рынка. Наибольшее внимание в Общем рынке предполагалось уделять рынку аграрной продукции и отраслям добывающей промышленности. Была проведена унификация косвенного налогообложения: 1973 г. во всех странах ЕЭС был введен НДС и поставлено условие о наличии НДС в налоговой системе страны, вновь присоединяющейся к ЕЭС.

Интеграция осуществлялась также в кредитно-денежной и валютной сферах. Был создан Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудничества. В 1971 г. премьер-министр Люксембурга Пьер Вернер предложил программу перехода к экономическому и валютному союзу стран ЕЭС, создание европейской денежной единицы экю. Эта программа известна как «План Вернера», и она предусматривала создание экономического и валютного союза (ЭВС) к 1980 г. Однако последовавшие в начале 1970-х гг. изменения в мировой валютной системе (крах Бреттон-Вудской системы) вызвали ее значительное расстройство и девальвацию многих ведущих мировых валют. Нефтяной шок 1973 г. осложнил положение, вызвав рост цен на промышленные товары и нарушение платежных балансов европейских стран (60% энергоресурсов стран Западной Европы импортировалось). Осуществление плана Вернера на неопределенное время приостановилось. Однако, видя экономические успехи стран-членов ЕЭС и преимущества сотрудничества, к сообществу в 1973 г. присоединились Великобритания, Ирландия и Дания.

 

 

2.2. Цели объединения

 

Все страны-участницы Сообщества были заинтересованы в разных результатах. Одни хотели пойти дальше простого таможенного союза и видели в перспективе политическое объединение. Другие же заботились только о расширении рынка и торговых связей, но при этом они вынуждены были искать в экономической интеграции средства гарантирования оптимальных условий для конкуренции.

Исходя из этого, Договор преследовал две общие и взаимодополняющие цели:

  • создание таможенного союза;
  • организацию экономического союза.

Создание таможенного союза базируется на двух основополагающих факторах: отмене ограничений и таможенных пошлин в отношениях между странами-членами в течение переходного периода, рассчитанного на 12-15 лет и разбитого на три этапа, и разработке по мере исчезновения препятствий для торговли общего внешнеторгового тарифа, с тем, чтобы противостоять третьим странам.

Организация экономического союза опирается на мероприятия по постепенному выравниванию условий конкуренции и на введение в действие факторов производства, а также на применение единой сельскохозяйственной политики, на координацию и согласование действий в области конъюнктурной политики и, наконец, на разработку политики совместной помощи развивающимся странам.

Конференция глав государств в Гааге (1969 г.) и последующие их встречи позволили расширить и углубить перспективы создания Европейского сообщества, уточнить цели, стоящие перед экономическим и валютным союзом.

Крупный прорыв в отношениях между странами Европейского Сообщества (ЕС) произошел в 1986 году, когда главы 12 стран ЕС значительно расширили Римский Договор. Эти перемены превратили ЕС в уникальный единый рынок, предоставив предпринимателям любой страны из ЕС полную свободу действий на территории другого государства ЕС, как на своей собственной.

Маастрихтский договор определил следующие основные направления сотрудничества государств в составе Европейского Союза (ЕС).

1. Экономический и валютный союз (ЕВС)

ЕВС создается в соответствии с Маастрихтским договором (Договором о Европейском Союзе). Подписав Маастрихтский договор, государства-учредители Европейского Союза обязались добиваться создания ЕВС. Великобритания и Дания занимают по отношению к ЕВС особую позицию. Административные органы Европейского валютного союза размещены во Франкфурте. Экономический союз в Европейском Союзе должен обеспечивать:

  • постепенное выравнивание условий конкуренции;
  • введение единого социального законодательства;
  • стандартизацию условий заключения контрактов и соглашений;
  • обеспечение свободных условий для движения населения и капиталов;
  • координацию и объединение транспортных систем;
  • унификацию налоговой системы и налогового законодательства государств ЕС;
  • проведение единой политики в области сельского хозяйства;
  • взаимную поддержку национальных валют и постепенное вытеснение национальных валют единой общеевропейской валютой (ЭКЮ);
  • проведение единой валютной политики, основанной на использовании общеевропейской валюты;
  • проведение согласованной (совместной) экономической политики в отношении стран третьего мира.

Пути достижения и расширения экономического союза:

  • расширение единого рынка ЕС путем более тесного сотрудничества с другими европейскими зонами свободной торговли, экономическая интеграция с нейтральными европейскими государствами на основе неполитических союзов, расширение сотрудничества со странами Восточной Европы путем предоставления им статуса ассоциированных членов ЕС;
  • укрепление единой таможенной политики;

создание единых и всеобщих условий для экономической конкуренции.

2. Проведение  единой внешней политики и  создание общей системы безопасности

Объединение усилий для обеспечения гарантий территориальной целостности и политической независимости государств-членов ЕС; сохранение демократических условий развития каждого государства, общества и нации; обеспечение экономической стабильности регионов ЕС и соседних стран.

3. Правосудие  и внутренние дела государств

Создание ЕС призвано усилить чувство безопасности граждан и обеспечить гарантии на будущее.

Основные направления сотрудничества в области правосудия и органов внутренних дел:

  • создание ЕВРОПОЛА;
  • усиление борьбы с наркотиками;
  • разработка общих правил предоставления убежища и гражданства;
  • введение общих визовых правил в отношении граждан третьих стран;
  • усиление сотрудничества в судопроизводстве.

4. Расширение  социального содержания ЕЭС в  Европейском Союзе

5. Укрепление демократии и режима прозрачности

Введение единого европейского гражданства, укрепляющего и дополняющего гражданство национальное.

Формирование единого европейского рынка было завершено 7 февраля 1992 г. подписанием Маастрихтского договора, который вступил в силу в 1993 г.

Европейское Экономическое Сообщество — переименованное в Европейское Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и валютную политику, которая направлена на ввод единой европейской валюты.

 

2.3. Расширения ЕС

 

Первое расширение ЕС произошло 1 января 1973 года за счет вступления в Союз Великобритании, Ирландии и Дании. На тот момент в ЕС состояли 6 стран: Бельгия, Италия, Германия, Франция, Люксембург и Нидерланды. Великобритания официально заявила о своем желании вступить в Сообщество еще в августе 1961 года, Дания, Норвегия и Ирландия последовали ее примеру, но в результате затянувшихся переговоров Соглашения по объединению были подписаны только 22 января 1972 года. Скандинавские страны членство в Сообществе привлекало потому, что они могли больше выиграть, вступив в него, чем потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Норвегия же осталась вне Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало 53,49 %.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о своем желании войти в Сообщество в 1975 году. Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность, следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии, которые заявили о желании вступить в Сообщества в 1977 году, вызвало много сложностей, но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества. Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций, несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Португальцы рассчитывали на Сообщество как в плане помощи и поддержки в реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.

1 января 1995 года произошло четвертое  расширение ЕС за счет вступления  Австрии, Финляндии и Швеции. Решение  Австрии о членстве в Сообществе  было сначала продиктовано экономическими  и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Австрия формально заявила о своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета. Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Исходя из своего географического положения и исторического опыта, Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком давались ей очень тяжело.

Информация о работе Основные этапы послевоенного экономического развития Западной Европы