Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:39, лекция
1. Классификация показателей макроэкономической статистики. Целевые показатели функционирования национальной экономики.
Анализ состояния национальной экономики осуществляется на основе следующих основных источников информации:
- Система национальных счетов (сайт Белстата, сборник «Национальные счета Республики Беларусь», статистический ежегодник).
- Платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг (сайт Нацбанка Беларуси).
- Межотраслевой баланс (сайт Белстата).
- Банковская статистика (сайт Нацбанка Беларуси).
- Бюджетная статистика (сайт Минфина Беларуси).
Тема 2. Основные макроэкономические показатели и пропорции (4 ч.).
Ключевые термины
Добавленная стоимость
Система национальных счетов
Платежный баланс
Межотраслевой баланс
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Валовой национальны доход (ВНД)
Рыночный обменный курс
Паритетный обменный курс
Относительные цены
Сопоставимый уровень цен
Реальный обменный курс
Реальный эффективный обменный курс
Макроэкономические пропорции
Макроэкономические диспропорции
Макроэкономические балансы
Макроэкономические дисбалансы
Реальные и номинальные переменные
Реальные переменные: количественные и относительные цены
Классическая дихотомия
Принцип нейтральности денег
1. Классификация
показателей
Анализ состояния национальной экономики осуществляется на основе следующих основных источников информации:
Платежный баланс – таблица, отражающая движение
денежных средств в виде платежей из страны
в страну. Платежный баланс характеризует
соотношение сумм платежей, произведенных
страной за границей в течение определенного
периода и поступивших в страну в течение
того же периода. Платежный баланс, в котором
поступления денежных средств превышают
их расходование, называют активным, а
в противоположном случае – пассивным.
Частью платежного баланса являются баланс
по текущим операциям (в том числе торговый
баланс, который включает сальдо экспорта
и импорта товаров, баланс «невидимых»
текущих операций, состоящий из чистого
экспорта услуг, доходов от инвестиций,
переводов) и баланс движения капитала
(отражающий отток из страны и приток капитала
в страну). Платежный баланс является важным
инструментом, позволяющим предвидеть
степень возможного участия страны в мировой
торговле, международных экономических
связях, установить ее платёжеспособность.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/
В Беларуси платежный баланс составляет Нацбанк Беларуси. Начиная с 2012 года, формирование данных осуществляется на основании методологических рекомендаций МВФ, содержащихся в шестом издании Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (МВФ, Вашингтон, 2009 г.).
Показатели платежного баланса: экспорт и импорт товаров (ФОБ), экспорт и импорт услуг, доходы от инвестиций, оплата труда, текущие трансферты, капитальные трансферты, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции, резервные активы. Составляется за квартал и за год.
Межотраслевой баланс (МОБ, таблица «затраты-выпуск») – экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах. Межотраслевой баланс представлен в виде системы линейных уравнений.
Автор модели «затраты-выпуск» - Василий Леонтьев. За разработку этой модели был удостоен Нобелевской премии. Первыми аналогами подобной модели выступали с– экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель Леона Вальраса.
Таблица «затраты-выпуск» позволяет определить удельные затраты какого-либо ресурса на выпуск конечного продукта.
Вообще МОБ составляется относительно редко, что обусловлено сложно процедурой сбора и обработки данных. Например, в США МОБ составляется два раза в десять лет (в годы, последние цифры которых 2 и 7). Во многих развивающихся странах МОБ составляется и того реже (в России раз в 15-20 лет). Последний полный МОБ в России был составлен в 1995 году.
Чем большее количество отраслей содержит МОБ, тем более полезным он является. В Беларуси, начиная с 1993 г., МОБ составляется ежегодно для 35-ти агрегированных отраслей. Составляет Белстат. До 1987 г. в БССР МОБ составлялся каждые 5 лет и включал до 100 отраслей. Для того, чтобы вернуться к обследованию такого количества отраслей нужно увеличить финансирование. Однако вместо этого несколько лет назад Совмин ставил перед НАН Беларуси задачу – обосновать – нужно ли вообще составлять МОБ? Это является свидетельством того, что органами госуправления как аналитический инструментарий МОБ используется мало. Хотя это крайне интересный инструмент для анализа национальной экономики, который дает много интересной аналитической информации.
В общей схеме межотраслевой баланс представлен четырьмя квадрантами. В первом квадранте – показатели материальных издержек на производство продукции. Во втором квадранте представлены показатели, отражающие конечное использование продукции отраслей (C – личное и общественное потребление, I – валовые внутренние инвестиции, G – государственное потребление и X – экспорт). В третьем квадранте – показатели добавленной стоимости (W – оплата труда наемных работников, OP – валовая прибыль и валовые смешанные доходы, TS – чистые налоги на производство и импорт) и импорта (M).
Банковская статистика. Показатели банковской статистики:
Показатели деятельности банковской системы –
– наличные деньги в обращении (M0).
– широкая денежная масса.
– внутренний кредит (в разбивке по секторам).
– чистые иностранные активы.
Показатели деятельности Национального банка Республики Беларусь –
- денежная база.
- чистый кредит
органам государственного
- требования
к коммерческим
- требования
к предприятиям частного
- требования к банкам.
- чистые иностранные активы.
- процентные ставки (Ставка рефинансирования, Ставки по привлечению средств в депозиты Национального банка Республики Беларусь, Ставки по кредиту «овернайт», ставка по ломбардному кредиту, Фактические ставки по однодневным межбанковским кредитам, Ставки рынка государственных ценных бумаг).
- официальные курсы иностранных валют.
Таблица 2. Аналитические обзоры функционирования национальной экономики Беларуси.
№ |
Название обзора |
Организация |
С какого периода составляется |
1. |
Основные тенденции
в экономике и денежно- http://www.nbrb.by/ |
Нацбанк Беларуси |
|
2. |
Ежемесячный обзор экономики Беларуси http://www.research.by/ |
Исследовательский центр ИПМ |
Исследовательский центр ИПМ совместно с Немецкой экономической группой составляют отчеты и прогнозы состояния белорусской экономики. В них определены его основные проблемы и даны рекомендации по улучшению ситуации. |
3. |
Экономическое обозрение http://www.priorbank.by/r/ |
Приорбанк |
Приорбанк проводит еженедельные экономические обзоры с 2006 по 2011 год. При этом они даются не на все 12 месяцев в году. В 2011 году обзоры проводились ежедневно с января по октябрь. В 2010 – с января по август. |
Таблица 3. Основные макроэкономические показатели.
Показатели |
№1 (из табл. 2) |
№2 |
№3 | |
1. |
Объем ВВП |
+ |
+ |
|
2. |
Внутренний спрос (расходы на конечное потребление + валовое накопление) |
+ |
||
3. |
Чистый экспорт товаров и услуг |
+ |
||
4. |
Объем промышленного производства |
+ |
+ |
|
5. |
Объем розничного товарооборота |
+ |
||
6. |
Инвестиции в основной капитал (в % к ВВП) |
+ |
+ |
|
7. |
Объем сельскохозяйственного производства |
+ |
||
8. |
Объем перевозок грузов всеми видами транспорта (без трубопроводного) |
+ |
||
9. |
Уровень безработицы. Средний размер пособия по безработице. |
+ |
||
10. |
Численность занятых в экономике |
+ |
||
11. |
Инфляция (ИПЦ, дефлятор ВВП) |
+ |
||
12. |
Совокупный государственный долг (внутренний + внешний государственный долг) |
+ |
||
13. |
Сальдо бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с ФСЗН) |
+ |
||
14. |
Расходы и доходы консолидированного бюджета. Дефицит/профицит консолидированного бюджета. |
+ |
||
15. |
Сальдо текущего счета платежного баланса. Объем ПИИ. |
+ |
||
16. |
Экспорт и импорт товаров и услуг |
+ |
||
17. |
Реальные денежные доходы населения. Структура источников доходов населения. Соотношение среднемесячных заработных плат в Беларуси и России. Средний размер пенсий по отношению к бюджету прожиточного минимума. |
+ |
||
18. |
Потребительские расходы населения. Склонность населения к сбережениям. Депозиты населения. Покупка-продажа населением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. |
|||
19. |
Требования банковской системы. |
Целевые показатели функционирования национальной экономики. «Нидерландский экономист Ян Тинберген (1903-1994) выдвинул на доминирующие позиции целевые показатели функционирования национальной экономики, достижение которых должно осуществляться с учетом выявленных стабильных количественных взаимосвязей [этих целевых показателей с] экономическими инструментами». Источник: Лемешевский И.М. Национальная экономика Беларуси. Минск: ФУАинформ. 2012. 560 с. - С. 194
Согласно базовой теории экономической
политики Я. Тинбергена, существуют
стабильные количественные взаимосвязи
целевых показателей и инструментов макроэкономической
политики, и эта идея реализуется с использованием
крупных эконометрических моделей. Согласно
теории Я. Тинбергена, главное условие
эффективности экономической политики
заключается в равенстве числа
поставленных целей (целевых показателей)
числу доступных для реализации инструментов
макроэкономической политики. Для пояснения
этой ключевой мысли приведем пример с приватизацией.
Известно, что когда заходит речь о приватизации,
то могут ставиться следующие цели: а)
социальная справедливость (приватизация
должна распределить национальное богатство
среди населения более равномерно); б)
системные изменения (они должны быть
достигнуты с помощью новых соглашений
о правах собственности); в) поступления
в госбюджет или пополнение золотовалютных
резервов (продажа принадлежащих государству
активов позволяет финансировать социальные
программы, переходить к новой пенсионной
системе, сокращать бюджетный дефицит
или пополнить ЗВР); г) экономическая эффективность
(приватизация может задумываться как
средство повышения экономической эффективности
национальной экономики в целом и отдельных
предприятий в частности). Не только в
белорусских, но и в других постсоветских
приватизационных программах цели, связанные
с экономической эффективностью, чаще
всего отходили на второй план. В то же
время, согласно теории Я. Тинбергена,
главное условие эффективности экономической
политики заключается в равенстве числа
поставленных целей числу доступных для
реализации инструментов. Как только перед
приватизацией ставится больше одной
цели, она тем самым сразу обрекается на
неудачу. Если бы целью приватизации провозглашалось
повышение экономической эффективности,
то реформаторам стоило бы забыть о фискальных,
социальных и политических целях, а если
бы – наполнение государственного бюджета,
то тогда на второй план отходят вопросы
экономической эффективности, социальные
и политические аспекты. Источник: http://www.scribd.com/doc/
Таким образом, согласно теории Я. Тинбергена, как только установлены макроэкономические цели (целевые показатели), правительственные органы сразу должны определить инструменты макроэкономической политики, с помощью которых их можно достичь. Основными такими инструментами являются, как правило, фискальная и монетарная политика. Однако конкретный набор инструментов, имеющихся в распоряжении политиков, зависит от характеристик институциональной среды. Например, в условиях фиксированного обменного курса и свободного движения капитала денежная политика сводится к поддержанию уровня первого из них. Если же он уже установлен, то денежная политика (в том числе изменение внутреннего предложения денег) в значительной степени исчерпана как средство достижения макроэкономических целей. В условиях «плавающего» обменного курса внутреннее предложение денег является эффективным инструментом макроэкономической политики.
Я. Тинберген предложил
важнейшие, по его мнению, шаги по выработке
оптимальной экономической
1. определить конечные цели экономической политики;
2. определить показатели, которых необходимо достичь;
3. прояснить,
какими инструментами
4. выбрать модель экономики,
которая связывает целевые
По мнению Я. Тинбергена, макроэкономическая политика должна быть направлена на максимизацию общественного благосостояния. Для этого необходимо сформулировать задания в форме целевых показателей. При этом важно выбрать показатели, которые являются относительно не противоречивыми.
Я. Тинберген в 1955 г. выдвигал восемь целей (целевых показателей): 1. объем государственных расходов; 2. темп изменения реальной заработной платы; 3. уровень занятости; 4. индикатор распределения доходов; 5. размеры инвестиций; 6. совокупный спрос; 7. уровень производства; 8. сальдо платежного баланса1.
Согласно Я. Тинбергену, с помощью функции общественного благосостояния (как бы она ни была определена) находятся оптимальный уровень целевых показателей и затраты для общества, возникающие при отклонении от него. Экономика отклоняется от оптимума вследствие действия некоторых экзогенных шоков изменений в условиях торговли, в динамике международной процентной ставки, и т. д. В случае подобных отклонений политикам необходимо выбрать инструменты макроэкономической политики и соединить их таким образом, чтобы возвратить экономику в оптимальное состояние. Для этого власть должна использовать свои знания об экономической структуре, и особенно – о взаимосвязях между целевыми показателями и инструментами. Вот какова вкратце идея Я. Тинбергена.
Информация о работе Основные макроэкономические показатели и пропорции