Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:39, лекция
1. Классификация показателей макроэкономической статистики. Целевые показатели функционирования национальной экономики.
Анализ состояния национальной экономики осуществляется на основе следующих основных источников информации:
- Система национальных счетов (сайт Белстата, сборник «Национальные счета Республики Беларусь», статистический ежегодник).
- Платежный баланс, международная инвестиционная позиция, внешний долг (сайт Нацбанка Беларуси).
- Межотраслевой баланс (сайт Белстата).
- Банковская статистика (сайт Нацбанка Беларуси).
- Бюджетная статистика (сайт Минфина Беларуси).
Эту идею можно также формализовать,
что и сделал Я. Тинберген. Для анализа
экономической политики он использовал
простую линейную модель. Ее упрощенную
интерпретацию в исходной позиции можно
продемонстрировать при наличии двух
целевых показателей (или целей) и двух
инструментов. Обозначим цели как Т1
и Т2, а инструменты – как І1
и І2. Наполняя понятие целей и инструментов
конкретным макроэкономическим содержанием,
предположим, что желаемый уровень Т1
и Т2 равен Т1* и Т2*. Если
экономика функционирует на желаемом
уровне, то можно утверждать, что она находится
в точке максимального удовлетворения
(в точке блаженства). В таком случае цели являются линейными
функциями инструментов: Т1 =
a1 І1 + a2 І2; Т2
= b1 І1 + b2 І2. Из
системы уравнений видно, что на каждую
цель влияют оба инструмента. Отсюда следует
фундаментальный вывод о том, что политики
могут достичь обеих целей тогда, когда
они будут иметь в распоряжении оба инструмента,
а влияния инструментов на каждую цель
будут линейно независимыми друг от друга. Математическое
выражение оптимальной экономической
политики будет иметь вид системы
двух уравнений с двумя неизвестными:
Т1* = a1 І1 + a2 І2;
Т2* = b1 І1 + b2 І2.
Решив эти уравнения для І1 и І2,
придем к выводу: если в экономике с линейной
структурой правительственные органы
имеют N целевых показателей, то цели могут
быть достигнуты при наличии N линейно
независимых инструментов макроэкономической
политики. Иначе говоря, можно достичь
стольких целей, сколько есть линейно
независимых инструментов. Сделанные
на основе этой системы уравнений расчеты
подтверждают, что эффекты влияния фискальной
и монетарной политики являются линейно
независимыми. Это и нужно для того, чтобы
можно было использовать модель Я. Тинбергена.
Источник: http://www.scribd.com/doc/
Задача. Допустим, что целевая функция Y состоит из (k) целей Yi (i =1, 2, …k ). Имеются также (s) инструментов макроэкономической политики Xj (j = 1, 2, ….s) и (n) факторов (z1, z2 ,… zn). Тогда цель Yi выступает как функция множества инструментов макроэкономической политики и множества рыночных переменных:
Yi = f (x1, x2,...xs ; z1, z2,… zn).
Рассмотрим в качестве примера антиинфляционное регулирование с использованием уравнения И. Фишера (MV=PY). Здесь Yi – темп роста цен, Xj – предложение денег. К множеству (n) в качестве z1, z2,… zn относятся – спрос, предложение, издержки производства и прочие рыночные характеристики, находящиеся за пределами прямого государственного контроля. Тогда Mij зафиксируют степень воздействия инструментов денежно-кредитной политики (объем предложения денег) на уровень инфляции.
Поскольку желательный уровень цели Yi известен (например, инфляция в 2012 г. должна составить в пределах 19-22%), остается определить требуемое изменение инструмента Xj. Просчитав все Xj (j = 1,2,….s) и зная значения соответствующих мультипликаторов, мы получим представление о том, в чем должна состоять экономическая политика, а именно – в какую сторону и как следует изменять налоговые ставки, предложение денег, государственные расходы, ставку рефинансирования, ставку первого разряда, и т.п.
Для решения этой задачи необходимо лишь, чтобы выполнялось неравенство Тинбергена: s > k. Его экономический смысл: государству, не надо брать на себя то, что оно не в состоянии делать; количество целей никогда не должно превосходить запас имеющихся в его распоряжении инструментов макроэкономической политики.
Источник: Государственное
регулирование экономики: Учебное
пособие для студентов
Я. Тинберген
систематизировал положения, в соответствии
с которыми политика может быть определена
с позиции таких главных
Разработанные
ученым эконометрические модели начали
применяться непосредственно в
интересах нидерландской
Первоисточник. Tіnbergen J. On the Theory of Economic Policy. Amsterdam, "North Holland", 1952.
Во 2-ой половине ХХ в. эта теория была подвергнута серьезной проверке. Будущие нобелевские лауреаты Роберт Манделл, Милтон Фридман, Роберт Лукас, а также ряд других экономистов, высказали ряд замечаний и предложили ряд доработок, касающихся совершенствования эконометрических моделей. Они поставили под сомнение возможность использования крупных макроэкономических моделей Я. Тинбергена для разработки экономической политики. Были высказаны аргументы в пользу того, что эти модели не надежны в ряде случаев. Например, в тех случаях, когда политика правительства резко изменяется (Р. Лукас) или когда разные инструменты находятся под контролем разных государственных органов и эти разные органы власти не координируют свои действия (Р. Манделл)2. Тем не менее, эконометрические модели были усовершенствованы, но от их использования никто не отказался.
Вывод: Суть концепции Яна Тинбергена: Число поставленных целей (целевых показателей) должно быть равным числу доступных для реализации инструментов макроэкономической политики. При этом влияние инструментов на каждую цель должно быть линейно независимым друг от друга. Это концептуальное положение реализуется с использованием эконометрических моделей (множественной регрессии). |
В Беларуси, как и в других странах, для разработки экономической политики и годового прогноза социально-экономического развития, используются различные эконометрические модели.
Каждый год в Республике Беларусь Указам Президента утверждаются основные показатели (параметры) социально-экономического развития страны. Так, целевыми показателями в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год определены:
Таблица 1. Целевые параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год
№ |
Параметр (показатель) |
Единица измерения |
Прогнозные значения |
1. |
ВВП |
в процентах к предыдущему году |
105 – 105,5 |
2. |
Продукция промышленности |
в процентах к предыдущему году |
106 – 107 |
3. |
Рентабельность продаж в организациях промышленности |
в процентах |
10 – 11 |
4. |
Удельный вес отгруженной
инновационной продукции органи |
в процентах |
13,5 – 14,5 |
5. |
Снижение уровня материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах) |
в процентах |
2 – 3 |
6. |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
в процентах к предыдущему году |
104 – 105 |
7. |
Рентабельность продаж в сельском хозяйстве |
в процентах |
4 – 4,5 |
8. |
Экспорт товаров и услуг |
в процентах к предыдущему году |
111,6 – 112,3 |
9. |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами |
в процентах к ВВП |
2,3 – 2,7 |
10. |
Прямые иностранные
инвестиции на чистой основе (без учета
задолженности прямому |
млрд. долларов США |
3,7 |
11. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
в процентах к предыдущему году |
103 – 103,5 |
12. |
Снижение энергоемкости ВВП |
в процентах |
3 – 4 |
Источник: Указ
Президента Республики Беларусь № 590 от
23 декабря 2011г. «О важнейших параметрах
прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2012 год».
Ссылка: http://www.belta.by/ru/
Вставка (для тех, кто интересуется, просто к сведению).
1. Объем ВВП в январе-июне 2012 г. увеличился в сопоставимых ценах к уровню января-июня 2011 г. на 2,9% (прогноз на год – прирост на 5-5,5%). Отклонение от прогнозного значения – 80%.
2. Объем промышленного производства в январе-июне 2012 г. увеличился по сравнению с январем-июнем 2011 г. на 8,5% (прогноз на год – увеличение на 6-7%). Отклонение от прогнозного значения – 30%.
5. Материалоемкость продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах) в январе-мае 2012 г. снизилась на 0,6% (прогноз на год - снижение на 2-3%). Отклонение от прогнозного значения – в 2,4 раза.
6. Производство продукции
сельского хозяйства в январе-
10. Прямые инвестиции в экономику страны составили 786,9 млн. долл. в январе-мае 2012 г. (прогноз на год – 3,7 млрд. долл.). Отклонение от прогнозного значения – 54%.
11. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-мае 2012 г. по сравнению с январем-маем 2011 г. выросли на 3,3% (прогноз на год – увеличение на 3-3,5%). Отклонение от прогнозного значения – 1,5%.
12. Энергоемкость ВВП в январе-мае 2012 г. увеличилась на 17,9% (прогноз на год – снижение на 3-4%). Отклонение от прогнозного значения – в 5,8 раз.
Задание. Назовите инструменты макроэкономической политики, которые могут быть использованы для достижения заданных значений по каждому из 12-ти целевых показателей. Представьте эти инструменты и цели в виде системы из 12-ти уравнений.
Например, a11 х1 + а12 х2 + а13 х3 = у1
где у1 – реальные располагаемые денежные доходы населения;
х1 – ставка первого разряда;
х2 – минимальная заработная плата; и т.д.
a21 х1 + а22 х2 + а23 х3 = у2
где у2 – экспорт товаров и услуг;
х1 – эффективный реальный обменный курс белорусского рубля к иностранным валютам основных торговых партнеров; и т.д.
a121 х1 + а122 х2 + а123 х3 = у12
где у12 – снижение энергоемкости ВВП.
х1 – объем инвестиций на установку нового менее энергоемкого оборудования.
Ответ на задание присылайте лектору на почту.
Дополнительно к Указу Президента издается Постановление Совета Министров под названием «Об утверждении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 20хх год», в котором конкретизируются многие показатели по регионам (областям, районам, отдельным городам) и по отраслям (по отраслевым министерствам и концернам). Так, в 2010 году среди целевых показателей также присутствовали следующие:
Показатель |
Единица измерения | |
1. |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. метров |
2. |
Розничный товарооборот |
в процентах к предыдущему году |
3. |
Численность населения, занятого в экономике |
тыс. чел. |
4. |
Соотношение темпов роста выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и темпов роста объемов производства промышленной продукции |
в процентах |
5. |
Производство потребительских товаров |
в процентах к предыдущему году |
6. |
Инвестиции в основной капитал |
в процентах к предыдущему году |
7. |
Производительность труда (в расчете по ВВП) |
в процентах к предыдущему году |
8. |
Доля сертифицированной продукции, имеющей сертификат соответствия, в общем объеме промышленного производства |
в процентах |
9. |
Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства по организациям |
в процентах |
Часто в высказываниях госуправленцев эти показатели называются плановыми. Фактически, они таковыми и являются, поскольку в Беларуси сохранено директивное планирование, в отличие от европейских стран с рыночной экономикой, где используется индикативное планирование.
2. Система
национальных счетов как
Информация о работе Основные макроэкономические показатели и пропорции