Основные макроэкономические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание основных макроэкономических направлений, теорий, школ (кейнсианское направление, институционально – социологическое направление, неоклассическая макроэкономическая теория, теория экономики предложения, новая классическая экономика, монетаризм, историческая школа), а также раскрытие научных исследований, проведенных в России на примере Центрального Банка Российской Федерации, и описание новейших нанотехнологий, внедренных в Российскую экономику в ближайшем будущем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

1.ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ…………………….....5

1.1 Неоклассическая макроэкономическая теория…………………………..7

1.2 Монетаризм………………………………………………………………...8

1.3 Новая классическая экономика…………………………………………..10
1.4 Институционально – социологическое направление………………..….13
2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………...…15
2.1 Исследование Центрального Банка России…………………………......16
2.2 Российское правительство в развитии нанотехнологий………………..23
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………................29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономики Аня.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ.

     стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

1.ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ…………………….....5

1.1 Неоклассическая макроэкономическая теория…………………………..7

1.2 Монетаризм………………………………………………………………...8

1.3 Новая классическая экономика…………………………………………..10 
1.4 Институционально – социологическое направление………………..….13 
2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………...…15 
2.1 Исследование Центрального Банка России…………………………......16 
2.2 Российское правительство в развитии нанотехнологий………………..23 
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….26 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…28 
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………................29 
 

     ВВЕДЕНИЕ.

     «Экономическая  теория не есть

       набор уже готовых рекомендаций,  
применимых непосредственно в

       хозяйственной политике

       Она является скорее методом,

       чем учением, интеллектуальным

       инструментом, техникой мышления,

       помогая тому, кто владеет ею

       приходить к правильным заключениям».

       Джон Мейнард Кейнс.

     Вторая  отрасль экономической теории – макроэкономика - занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных показателей. Она исследует результаты совместной экономической деятельности всех участников общественного производства одновременно. Макроэкономика отвечает на такие вопросы, как: что такое деньги и какую роль они играют в экономике; от чего зависит уровень цен и чем определяется их динамика; чем определяется степень использования ресурсов; как происходит экономический рост; какое воздействие на экономику оказывает государство; какова роль зарубежной экономики в развитии национального хозяйства.

     Цель  экономической теории – объяснить  поведение людей в процессе производства, распределения и использование  материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

 За макроэкономическими показателями в настоящее время заинтересованно следят самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет

степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы.

От экономической  теории, как и от других наук, ожидают  не только объяснения сути исследуемых  явлений и прогноза их развития, но и выявления возможностей людей  влиять на ход событий. Поэтому экономическая теория в целом, и макроэкономика в особенности, оказывает активное воздействие на экономическую политику правительства. От уровня основных макроэкономических показателей в решающей мере зависят исходы выборов в правительственные и исполнительные органы власти.

Вместе  с тем макроэкономика отнюдь не изолирована  от предпринимательской деятельности. Предприниматель должен знать зависимость  между инфляцией и безработицей, банковским процентом и темпами  экономического роста, повышением темпа инфляции и снижением обменного курса национальной валюты, чтобы предвидеть изменения конъюктуры и возможные меры правительства.

Вот почему оба раздела экономической теории – микро- и макроэкономика – одинаково  важны для экономического образования. Известный американский экономист Пол Самуэльсон писал по этому поводу: «Вы образованны менее чем на половину, если знаете лишь один раздел».

Целью данной курсовой работы является описание основных макроэкономических направлений, теорий, школ (кейнсианское направление, институционально – социологическое направление, неоклассическая макроэкономическая теория, теория экономики предложения, новая классическая экономика, монетаризм, историческая школа), а также раскрытие научных исследований, проведенных в России на примере Центрального Банка Российской Федерации, и описание новейших нанотехнологий, внедренных в Российскую экономику в ближайшем будущем.  
                              1.Основные макроэкономические школы.1

       К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце 19 и в начале 20 веков. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной  экономической мысли:

  • Кейнсианское направление.
  • Неоклассическая макроэкономическая теория.
  • Монетаризм.
  • Новая классическая экономика.
  • Теория экономики предложения.
  • Институционально - социологическое направление.
  • Историческая школа.

Кейнсианство.2 - направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

     Джон  Мейнард Кейнс (1883-1946 г.г.) – С его именем связано рождение кейнсианского направления. В 1936 году Кейнс выпустил книгу « Общая теория занятости, процента и денег» она произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа. Двигателем экономического развития, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Но рыночный механизм как раз и не может обеспечить достаточный уровень cовокупного спроса, поскольку последний определяется ожиданиями предпринимателей на предстоящий период.

       Эти ожидания способствуют определению объема инвестиций. Решения же осуществлять инвестиции в зависимости от прогнозируемого спроса зависят от соотношения процентной ставки (стоимости наличных денег, необходимых для финансирования инвестиций) и предельной эффективности капитала, которая определяется предпринимателем. Соотношение этих двух показателей определяет объем инвестиций.

     Что касается сбережений, то они представляют собой остаток, получаемый после  выделения части дохода на потребительские  расходы. Таким образом, как показал Кейнс, в современной рыночной экономике присутствует ряд факторов, обусловливающих сохранение дефицита совокупного спроса, а следовательно, недостаточный объем производства и неполную занятость. Поэтому для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать соответствующую бюджетную и кредитно-денежную политику государства. Такая политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода.

     Кейнсианцы (неокейнсианцы) считают, что государство, используя инструменты стимулирующей политики, способно добиться полной занятости. Кроме того, сокращая совокупный спрос, оно может смягчить давление инфляции. Для увеличения совокупного спроса предлагалось расширять государственные расходы или снижать налоги, для борьбы же с инфляцией требовалось прямо противоположные меры: уменьшение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов.

     Когда идеи Кейнса были внедрены в политическую практику, это оказалось настоящим переворотом в экономической политике, что заставило экономистов заявить о «Кейнсианской революции».

 

      1.1. Неоклассическая макроэкономическая теория3

     Эта научная школа сформировалась в 70-е годы в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Неоклассики выдвинули весьма продуктивную гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор Роберт Лукас, профессор Чикагского университета, удостоился Нобелевской премии по экономике в 1995году. Согласно данной гипотезе, ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: компаний, организаций и даже отдельных семей. До этого подобные расчеты нередко строились на произвольной или даже статистической основе. Так ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с изменяющимися данными.

     С точки зрения неоклассиков, даже в  долгосрочном периоде любые меры по стимулированию экономического роста оказываются полностью ожидаемыми населением и фирмами, которые скорректируют свое поведение таким образом, что хозяйственные показатели в реальном выражении не изменяться. В частности, если правительство увеличит государственные расходы  ради создания дополнительных рабочих мест, налогоплательщики, осознавая, что при этом придется платить более высокие налоги в будущем, будут сокращать свои текущие расходы на соответствующие суммы, для того чтобы сэкономить средства на оплату будущих налоговых счетов. При этом дополнительные средства, вложенные в хозяйство, повысят цены и вызовут инфляцию.

 

     1.2. Монетаризм.4

     Представляет  собой такое течение экономической  мысли, которое ставит деньги в центр  макроэкономической политики, отводя им решающую роль в циклическом движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой денежно-кредитной политики, используемой в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования экономики. Задача государства в области управления экономикой сводится , с точки зрения современных монетаристов, к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого процента по кредитам.

     Зачатки идей монетаризма просматривается  еще в экономических учениях  в древности  и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристского подхода  прослеживаются и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским  философом Давидом Юмом (1711-1776г.г.) количественная теория денег, связавшая уровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в частности, со стороны Д. Риккардо. Но современный вариант концепции монетаризма наиболее ярко выражен в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (1912г.)

     Достижения  Фридмена в области монетаризма  так или иначе связаны с  анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из      положения о незначительном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и из неспособности рыночной экономики автоматически обеспечить полную занятость и стабильность цен.

     Критикуя  эти положения, Фридмен в целом  ряде своих работ, в том числе  по монетарской истории США, показал, что все крупные изменения связаны прежде всего с «денежными импульсами», эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец»- так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

     Объем денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм: увеличение количества денег в экономике приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен, чистой инфляции. Поэтому Фридмен предлагает отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы, поскольку изменения денежной массы сказываются на развитии экономики не сразу, а с некоторым опозданием и это может привести к непредсказуемым результатам. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста валового национального продукта. В этом состоит так называемое  денежное правило Фридмена, соблюдение которого, по мнению автора, позволяет обеспечить устойчивость цен и стабильность экономического развития.

 

1.3. Новая классическая экономика5

     Представители новой классической экономики (Дж. Мур, Р. Лукас, Т. Саржент,  Н. Уоллес, Р. Барро. и др.) попытались построить более  цельную теорию путем подведением  единого микроэкономического основания под анализ макропроблем. В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной коньюктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации (теория рациональных ожиданий). Поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, отпадает необходимость вмешательства государства в экономику.

Информация о работе Основные макроэкономические школы