Основные макроэкономические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание основных макроэкономических направлений, теорий, школ (кейнсианское направление, институционально – социологическое направление, неоклассическая макроэкономическая теория, теория экономики предложения, новая классическая экономика, монетаризм, историческая школа), а также раскрытие научных исследований, проведенных в России на примере Центрального Банка Российской Федерации, и описание новейших нанотехнологий, внедренных в Российскую экономику в ближайшем будущем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

1.ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ…………………….....5

1.1 Неоклассическая макроэкономическая теория…………………………..7

1.2 Монетаризм………………………………………………………………...8

1.3 Новая классическая экономика…………………………………………..10
1.4 Институционально – социологическое направление………………..….13
2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ……………………………...…15
2.1 Исследование Центрального Банка России…………………………......16
2.2 Российское правительство в развитии нанотехнологий………………..23
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………................29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономики Аня.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

     Отметим: национальную платежную систему  было бы целесообразно выделить в  отдельную организацию. Как ММВБ является самостоятельным юрлицом, так и платежная система вполне может работать вне организационной структуры Центрального Банка. За рубежом накоплен значительный опыт работы частных платежных систем, обслуживающих крупные транзакции (прилож.5):EURO1 (Европа), PNS (Франция), CHIPS (США), euro SIC (Швейцария и EC), CLS (глобальный рынок). Политика минимального участия государства на рынке платежных систем считается оптимальной по ряду причин. В частности, это способствует повышению эффективности работы, постоянному усовершенствованию технологий, что позитивно сказывается на всех участниках рынка.

     Надзорные споры. На одну российскую кредитную организацию сегодня приходится…67 сотрудников ЦБ. Правда если  брать только надзорный блок, картина окажется менее впечатляющей: один банк – четыре чиновника. Но это тоже немало. Причем больше всего нареканий к ЦБ возникает именно по ведению банковского надзора.

     Критика высказывается не только в России, но и за пределами. Так, в марте  текущего года Центральный банк Швеции выпустил отчет под названием «Банковский надзор в русском стиле: свидетельство конфликта между микро - и макропруденциальными целями». В документе скандинавские специалисты указывают на избирательное отношение Банка России к поднадзорным кредитным организациям. Эксперты отмечают: менее вероятно лишение лицензий крупных и розничных банков, ключевых игроков межбанковского и регионального рынков, что противоречит принципу равенства перед регулятором. Банк России предпочитает ликвидировать «отмывочные» и уже «смертельно больные» банки вместо того чтобы предупреждать будущие неприятности.

Критерии  отзыва лицензии, так же как исключения банка из системы страхования, не формализованы. Множество инструкций содержат двусмысленные трактовки  и оставляют возможность самостоятельной  интерпретации чиновником.

     Вместе  с тем причина многих текущих проблем Банка России не только в его собственной неэффективности, но и в слабой работе законодателей, которые оставили бреши в законах о ЦБ, о банках и банковской деятельности, о страховании вкладов. Регулятор вынужден действовать в той правовой среде, которую ему создали.

     Причем  в рамках критики Центробанка  зачастую выдвигаются нелепые предложения  по реформированию банковского надзора. Нередко они направлены исключительно  на передел властных полномочий.

     Одно  из наиболее громких предложений – выделить надзор из Банка России и отдать его мегарегулятору, в роли которого будет то ли ФСФР, то ли Росфинмониторинг. Но никаких условий для этого сегодня нет. Причиной создания мегарегулятора обычно является растущее разнообразие продуктов и услуг, предлагаемых одними и теми же финансовыми организациями.

     Чем сложнее продукты и услуги, тем  труднее их оценивать специализированным регуляторам. В развитых странах  многие банки предлагают единый пакет, включающий кредиты, ценные бумаги и  страховые полисы. Наш финансовый сектор еще не дорос до того уровня, когда необходим объединенный надзор за всеми финансовыми игроками. При этом можно не сомневаться: в ходе реорганизации надзора, которая продлилась бы не менее двух-трех лет, потерялась бы большая часть квалифицированного персонала.

     Отметим: банковский надзор позволяет ЦБ быть в курсе всех событий, которые  происходят на рынке, и в случае необходимости  стабилизировать ситуацию. К вопросу  о лишении Банка России надзорных  функций и создания мегарегулятора целесообразно вернуться не ранее 2012 года,  когда инфляция упадет ниже 3%, а банковский сектор встанет на крепкие ноги. России. Задача совета – добиться того, чтобы руководство Банка России могло сбалансированно и объективно оценивать свою деятельность.

Рейтинг: По пятибалльной шкале ЦБ заработал бы твердую тройку. Как объективнее  всего оценить эффективность российского Центробанка?

(см. прилож.6)

     Центр экономических исследований МФПА воспользовался таким изощренным инструментом анализа  как DEA (Data Envelopment Analysis). Он представляет собой эконометрический метод, позволяющий рассчитать границу 100-процентной эффективности и оценить, насколько банк отклоняется от эталона. DEA активно используется для анализа деятельности кредитных организаций, включая центральные банки, в США, Канаде, Германии, Италии и других странах. Финансовая отчетность ведущих центральных банков мира позволила получить представление об их материальных активах, численности персонала, совокупных расходах. В качестве важных показателей деятельности центральных банков послужили средневзвешенный индекс инфляции (чем ниже инфляция за последние годы, тем эффективнее денежно-кредитная политика) и число банков, с которыми приходится работать регулятору (чем меньше затрачено человеческих, финансовых и материальных ресурсов на взаимодействие с одной кредитной организацией, тем центральный банк эффективнее). Обработав данные, мы получили международную картину эффективности центральных банков. Показатель Банка России – 48% от максимально возможного, что ставит российский ЦБ в один ряд с коллегами по СНГ – Национальными банками Казахстана и Грузии. Учитывая хронические провалы в достижении инфляционных целей и слабую организационную оптимизацию, у Банка России еще есть немало возможностей для повышения качества своей работы.

     По  совершенствованию банковского  надзора за последнее время высказывались  и другие сомнительные идеи – к  примеру, предварительные консультации с банками накануне вынесения  санкций или вхождение широкого круга представителей банковского сообщества в Комитет банковского надзора. Вовлечение поднадзорных банков в процесс принятия решений чревато лишь одним – руководство «пропащих» кредитных организаций будет выводить активы, как только узнает о предстоящих проблемах. Бесспорно: консультации с банкирами нужны. Однако речь на них должна идти не о судьбе отдельно взятой организации, а о правилах игры. Сегодня принцип эффективного банковского надзора – контакты с руководством банков – не соблюдается. Его можно воплотить в жизнь, сформировав предложенный РСПП Консультативный совет при председателе Банка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2Российское правительство в развитии нанотехнологий.11

     Государство готово вкладывать значительные деньги в развитие нанотехнологий, поскольку  именно эта сфера способна освободить Россию от сырьевой зависимости и изменить облик российской экономики.  Президент Владимир Путин провел совещание по развитию российской нанонауки. "Возросший экономический потенциал России открывает новые возможности для фундаментальных исследований, в том числе нанотехнологий", - заявил  президент Владимир Путин, открывая совещание в Курчатовском институте. По его словам, сегодня нанотехнологии все больше востребованы в самых различных сферах, и необходимо активно внедрять их в российскую экономику. "Это то направление деятельности, на которое государство не будет жалеть никаких средств, - подчеркнул глава государства. - Вопрос в том, что эта работа должна быть правильно организована". Фактически Владимир Путин приравнял нанотехнологии к социальным проектам, потребовав при этом такой же ясности в конечных целях, как и в случае вложений в социальные сферы. В последние годы в рамках различных федеральных программ государство уже вложило в наноиндустрию порядка 150 миллиардов рублей. И определенные результаты уже появились. Как считают в Курчатовском институте, теперь следует заняться масштабированием рынка, увеличивая оборот и возможности существующих производителей. Правда, пока для многих само слово "нанотехнологии" остается довольно загадочным. И как ни пытались на совещании объяснить, что это такое, окончательно сделать это удалось едва ли. Даже министр образования и науки Андрей Фурсенко констатировал, что еще долго все будут друг у друга спрашивать: что же такое нанотехнологии? Первый вице-премьер правительства Сергей Иванов постарался объяснить буквально "на пальцах".

       Так, по его словам, если в  России в подъездах всех жилых  домов перейти на энергосберегающие  технологии, в частности на новые  светодиоды, уже запускающиеся в  России как продукт наноиндустрии, то экономия федерального бюджета составит в год 100 миллионов рублей. Что касается более отдаленных перспектив, то именно благодаря нанотехнологиям и открывающимся возможностям на атомном уровне конструировать материалы, придавая им новые свойства, не за горами и реализация мечты разных фантастов о биоработотехнике.

     На  совещании было выделено три главных  направления работы в области  нанотехнологии на ближайшую перспективу. Как заявил Сергей Иванов, в ближайшее  время правительство представит в администрацию президента программу по развитию нанотехнологии. Во-вторых, завершается разработка федерально-целевой программы по созданию инфраструктуры нанотехнологии. Только по ней в ближайшие три года предполагается выделение около 28 миллиардов рублей, на приобретение оборудования, которое пойдет в различные исследовательские центры по всей территории России. И, наконец, уже определен координатор всей программы. Им стал Курчатовский институт, которому будет придан специальный статус научной лаборатории. О том, что Курчатовский институт станет "головой" наноиндустрии, было известно и раньше. "Это не значит, что все деньги пойдут только этому центру, - пояснил вчера первый вице-премьер. - Но Курчатовский институт как головное научное объединение и институт, обладающий великим брендом, будет координировать работы в различных университетах и лабораториях по всей стране. Как подчеркнул Сергей Иванов, в ходе совещания прямо говорилось о необходимости подготовки кадров - студентов и преподавателей, которые будут вести работу по принципам межотраслевого и междисциплинарного внедрения технологий. Андрей Фурсенко также подчеркнул важность привлечения бизнеса для создания нанотехнологий. Особенно это актуально для топливно-энергетической сферы, нефтехимии, здравоохранения.

     По итогам совещания Дмитрий Медведев поручил Сергею Иванову создать по нанотехнологиям и жестко контролировать выделенные целевым образом государственные средства. "По мере достижения определенных результатов у нас должна быть возможность направлять средства на прорывные направления, где уже достигнуты результаты, - отметил Иванов. - Система должна быть одновременно жесткой с точки зрения контроля за целевым расходованием, а с другой стороны - гибкой для использования всех аспектах нанотехнологий". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Подведем  итоги. В ходе развития экономической теории ее предмет определяется по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли как учение о повседневной деятельности людей. Марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресурсов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание социальные аспекты этой политики. Тем самым экономическая теория позволяет выявить исторические особенности систем, понять закономерности развития мировой цивилизации.  

В данной курсовой работе были рассмотрены основные макроэкономические направления, теории и школы:

Кейнсианство -  направление научного анализа, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Институционально  – социологическое направление  – исследование человека «не изолированно, а с учетом его среды»

Монетаризм  – течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики.

Теория  экономики предложения –  обеспечения  экономического подъема с помощью  уменьшения налогов.

Новая классическая экономика – теория подведения единого микроэкономического  основания под анализа макропроблем.

Историческая  школа – изучает экономические  явления с учетом места, времени  и среды.

А также были выявлены различие и схожесть в основных направлениях, и влияние этих макроэкономических школ, направлений, теорий на политику государства.

     Во  второй главе данной курсовой работы были рассмотрены экономические исследования на примере ЦБРФ проведенные в России, что позволило судить о неэффективной работе ЦБРФ в настоящее время. И мы выяснили, что одной из важнейщих функций государства в лице его Центрального (Государственного) банка является создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства. Таким образом, экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в закупке благ, взимании налогов и предложении денег.

Информация о работе Основные макроэкономические школы