Основные направления государственной политики в сфере естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………….5
1.1.Понятие естественной монополии………………………………………………….5
1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику……………….7
1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных
монополий в России……………………………………………………………………...8
Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………15
2.2 Анализ естественных монополий в России, их вклад в развитие экономики
России……………………………………………………………………………………15
2.2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России...24
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 194.16 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………….5

1.1.Понятие естественной  монополии………………………………………………….5

1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику……………….7

1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных

монополий в России……………………………………………………………………...8

Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………15

2.2 Анализ естественных  монополий в России, их вклад  в развитие экономики 

России……………………………………………………………………………………15

2.2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России...24

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монополия представляет собой  крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для  вхождения других.

Тема естественных монополий  является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

С возникновением монополий  стало очевидным, что они оказывают  не только положительное, но и отрицательное  влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к  различным методам и приемам  антимонопольного регулирования. Для  противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государства:

1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять  и наказывать фирмы, уличенные  в монополизации; 

2) создают организации,  которые следят за развитием  событий на рынках и выявляют  случаи их монополизации; 

3) помогают созданию новых  фирм, которые могут противодействовать  монополизации рынков.

В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и  разработка методов государственной  поддержки конкуренции очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса  антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

Целью курсовой работы является – исследование явления естественной монополии в России.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность  понятия естественная монополии  в рамках современной теории;

- определить роль естественной  монополии в экономике;

-провести анализ деятельности  естественных монополий в России;

-изучить приоритетные задачи государственной политики в сферах естественных монополий.

Объектом исследования являются естественные монополии. Предметом исследования – особенности функционирования и перспективы развития естественных монополий в России.

В процессе работы проводилось  изучение основной и периодической  литературы, законодательно-нормативных  актов по теме исследования.

Теоретической и методологической основой курсовой работы является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1.Понятие естественной монополии

 

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:1

Деятельность субъектов  естественных монополий эффективнее  в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах  производства и высокими условно-постоянными  издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира  тем ниже, чем больше грузов или  пассажиров перевозятся в данном направлении.

Высокие барьеры входа  на рынок, поскольку фиксированные  издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии  связи, столь высоки, что организация  подобной параллельной системы, выполняющей  те же самые функции (строительство  дорог и трубопровода или прокладка  железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию  или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения  цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

Сетевой характер организации  рынка, то есть наличие целостной  системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том  числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в  реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:2

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические  монополии. Так условно можно  называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти  невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно  пришлось бы постоянно обращаться к  услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально  это проявляется в том, что  создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение  естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы  обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

 

 

 

1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику

 

Россия не избежала негативного  воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка. В  российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500.3

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и  услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно  снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно  капиталоемкими, значительная часть  их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени  субъекты естественных монополий финансировали  инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые  за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения  и бюджетных организаций субсидировались  за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном  транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой  промышленности, отраслях связи и  на железнодорожном транспорте обусловил  необходимость постановки вопроса  об обоснованности издержек (расходы  на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о  соответствии качества предлагаемых продукции  и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные  сегменты, заработная плата превышала  среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что  рост цен на производимую ими продукцию  явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли естественные монополии за годы перехода к рынку  обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие  ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило  именно по собственному источнику.

Высокая экономическая эффективность  естественных монополий делает абсолютно  недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может  воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Как монополисты данные структуры  пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию и т.п. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно - монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

 

1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России

 

Современная конкуренция  является регулируемой. Главной целью  регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в  целом, служит недопущение монополизации  рынка фирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

1) Административное (законодательное)  регулирование. Главным инструментом  государственной антимонопольной  политики выступает государственно-правовой  механизм – антимонопольное законодательство  и система органов законодательной,  исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов  государство осуществляет правовое  и административное регулирование  деятельности монополий, создавая  условия для воспроизводства  конкуренции.4

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики  путем издания законодательных  актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Первый подобный законодательный акт был принят в 1889 г. в Канаде. Но более известен закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 г. Принято считать, что именно закон Шермана является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX века оно было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию.

Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере естественных монополий