Основные направления государственной политики в сфере естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………….5
1.1.Понятие естественной монополии………………………………………………….5
1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику……………….7
1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных
монополий в России……………………………………………………………………...8
Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………15
2.2 Анализ естественных монополий в России, их вклад в развитие экономики
России……………………………………………………………………………………15
2.2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России...24
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 194.16 Кб (Скачать файл)

При реформировании естественных монополий надо учесть недавний опыт проведения реструктуризации в странах  Центральной и Восточной Европе: процессы реструктуризации имеют определенную последовательность. И проведение реструктуризации в российских компаниях стало  в большей степени напоминать процессы в этих странах. На начальной стадии процессов реструктуризации исследовались конкурентоспособность, производственные возможности и производительность труда. Для уменьшения себестоимости производимой продукции увольнялся избыточный персонал. Последующая стадия - это сохранение квалифицированных кадров, привлечение иностранных экспертов, а также повышение управляемости производственными процессами. Третья стадия реструктуризации связана с тем, что крупные компании имеют капиталоемкие производства и требуют привлечение больших денежных средств. Внутренний рынок не мог обеспечить приток в нужном объеме, поэтому с целью привлечения иностранных инвесторов российским компаниям пришлось избавляться от непрофильных активов.

На первой стадии необходимы варианты реформирования по отдельным  компаниям-монополиям. В такой работе должны участвовать специалисты  компаний-монополий. Следует исключить  крайности в организации этого  непростого дела. Если относительно недавно  такие вопросы полностью замыкались на компании-монополии, то сейчас представители  таких компаний не введены в состав экспертных групп. На второй стадии подготовки раздела "Реформирование естественных монополий" следует учесть результаты других общих разделов. Например, при  реформировании монополий таких как Газпром, Транснефть, РЖД и т.п. необходимо активное привлечение внешних средств. При форсированном росте экономики, предусмотренном правительственной концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, следует учесть, что структурные проблемы экономики усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Это должно быть учтено при реформировании естественных монополий. Т.е. на второй стадии подготовки раздела надо учесть результаты разработки других разделов и дать рекомендации в смежные разделы.

Прежде чем реформировать  необходимо, удостовериться, что выгоды перекрывают издержки и риски. Поэтому  раздел должен содержать анализ рисков, связанных с реформированием  естественных монополий. Реформирование компаний-монополий, выделение структурных  подразделений, способных действовать  в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться упорядочиванием условий и правил бизнеса, с тем чтобы исключить  риск замены одной монополии на другую: государственной на частную.

Разработку проектов преобразований естественных монополий и ранее  поручали руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства  разрабатывал Газпром, железных дорог  – Министерство транспорта, электроэнергетики  – руководство РАО «ЕЭС». При  этом не учитывался конфликт интересов. Правила и условия реорганизации  государственной компании, распродажи ее активов не должны устанавливать менеджеры монополий.

Следует помнить о сложности  дальнейшей реализации задачи по разделению компаний-монополий. Решение, которой  возможно при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов. Необходимо начинать с финансового оздоровления нынешних структурных подразделений компаний-монополий, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т.п. Определить возможность реализации реформы с точки зрения изменения нормативной базы, оценить возможные реакции на те или иные меры, как реформирование естественных монополий приведет к инновационному социально ориентированному типу экономического развития задача экспертной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение, подведем итоги.

Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой  экономики и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций, т.к. именно они выступают  основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть  образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных  корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном  уровне. Национальная экономика без  таких компаний обречена на пассивную  роль в общемировых экономических  отношениях. На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром».

По своим экономическим, техническим и организационным  характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО  «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры  при разумном к ним отношении  могут не только вытянуть нашу экономику  из сегодняшнего прорыва, но и позволить  ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует  рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Реформы естественных монополий  не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».

Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных  прогнозных оценок потребностей в услугах  и продукции естественных монополий  на отечественном и мировом рынках.

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а  не дробление. Естественные монополии  могут не только органично вписаться  в экономику региона, но и поднять  его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это  очень непростая задача. Для этого  необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также  необходимо стимулировать предприятия  естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Приоритетной задачей  правительства должно стать регулирование  уже существующих естественных монополий. К сожалению, сейчас деятельность многих монополий вредит развитию малого бизнеса (сырьевые монополии). Деятельность именно таких монополий наиболее важна  для регионов.

Развитие и становление  монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а  значит, и улучшить благосостояние жителей. Кстати, именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о  своих рабочих и их семьях.

Учитывая особую роль для  жизни общества отраслей, относящихся  к естественным монополиям, их государственное  регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение  или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии  на внутреннем рынке при одновременном  сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны. Опыт западных стран нам тоже может помочь, хотя нельзя забывать, что «у России есть свой особенный путь развития». И она обязательно, как показывает история, пойдет по нему.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники

1.Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (с изменениями на 6 декабря 2011 года) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред.от 06.12.2011г). // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

3. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2011г). // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

4.Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011г). // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

Литература

1.Авдашева С. Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / под ред. Авдашевой С. Б. : Издательский дом «Новый учебник». – 2006. – 176 с.

2. Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий / Р.Г. Буркеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август. - С. 9-11. - Библиогр.: с. 13 (14 назв.).

3. Буркеева Р.Г Общие проблемы регулирования естественных монополий (на примере электроэнергетики) / Р.Г. Буркеева // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. статей / под ред. М.Г. Лапаевой. - Оренбург: ОГУ, 2005. - С. 56-59.

4.Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2009. - № 4. - С. 26.

5. Васильева Е.М. - Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем-2008.-c.153

6. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства / Т.Г. Даурова // Законодательство и экономика, 2008. - N 1. - С. 70-77.

7. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2010. - № 1. - С. 102-121.

8.Кононкова Н.П. Естественная монополия как объект государственной собственности / Н.П. Кононкова, П.Ф. Кононков // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика 2008. - N 6. - С. 12.

9. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления, 2009. - N 6.. - С. 29-37.

10. Семенова О.В. О законодательстве в области государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на примере железнодорожного транспорта / О.В. Семенова // Налоговый вестник, 2008.- № 11. - С. 3-8.

11. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий / Н. Матвеева // Общество и экономика, 2007. - № 1. - С. 102-114.

Интернет-источники

12. Отчет о результатах  деятельности в 2010 году и задачах  на среднесрочную перспективу// 2010. – Режим доступа: http: // www.fstrt.ru /about /activity/reports/ 4/ 2011_ Godovoi_ otctet_za_2010_god

13. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года//2010.] – Режим доступа: http//strategy2020/rian/ru

 

 

 
 

1 Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2009. - № 4. - С. 26

2 Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2009. - № 4. - С. 26

3 Кононкова Н.П. Естественная монополия как объект государственной собственности / Н.П. Кононкова, П.Ф. Кононков // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика 2008. - N 6. - С. 12

4 . Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления, 2009. - N 6.. - С. 29-37.

5 . Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления, 2009. - N 6.. - С. 29-37.

6 . Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления, 2009. - N 6.. - С. 29-37.

7 . Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления, 2009. - N 6.. - С. 29-37.

8 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2010. - № 1. - С. 102-121

9 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2010. - № 1. - С. 102-121

10 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2010. - № 1. - С. 102-121

11 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2010. - № 1. - С. 102-121

12 Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2010. - № 1. - С. 102-121

13 Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (с изменениями на 6 декабря 2011 года) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

14 Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (с изменениями на 6 декабря 2011 года) "О естественных монополиях" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Консультант Плюс: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере естественных монополий