Основные направления государственной политики в сфере естественных монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально- экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………....3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ………………………………………….5
1.1.Понятие естественной монополии………………………………………………….5
1.2. Влияние естественных монополий на национальную экономику……………….7
1.3.Основные методы государственного регулирования деятельности естественных
монополий в России……………………………………………………………………...8
Глава 2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ И ИХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………………………………………………15
2.2 Анализ естественных монополий в России, их вклад в развитие экономики
России……………………………………………………………………………………15
2.2 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России...24
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 194.16 Кб (Скачать файл)

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для  развития других отраслей экономии;

Практически весь объем продукции  и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке  и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

 Положение в этой  сфере во многом предопределяет  инвестиционный климат в целом  по стране. В ближайшей перспективе  естественным монополиям придется  все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.

Вклад естественных монополий  в ВВП страны изображен на рисунке 2.1:

 

Рисунок 2.1 Вклад естественных монополий в ВВП в экономику страны9

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти четыре монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое  больше чем они.

В то же время вклад системы  естественных монополий в рост ВВП  до недавнего момента (до периода  резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс  росту выручки по ТЭК) значительно  отставал от общей динамики промышленности. Кроме того, наблюдаемый рост выручки  системы естественных монополий  за счет роста тарифов не ведет  к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат.

Правительство утвердило  предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2009-2011 годах. Согласно принятым решениям, тарифы на газ для населения за три года вырастут в 2, 28 раза (особенно резко газ вырастет в цене в 2011 году - на 40%), на электроэнергию - на 95,3% (в 2008 году 16,7%, в 2009 году-26% против заранее запланированных 16%, в 2010 тарифы выросли на 22% (ранее 13-15%), в 2011 году электроэнергия подорожает на 18%), на теплоэнергию - 67,8%, на пассажирские железнодорожные перевозки - на 45,5%, на грузовые - на 5,9%. Таких темпов монополистов не было уже десять лет.

Предельный уровень тарифов  на услуги естественных монополий в 2011г. изображен на рисунке 2.2:

 

Рисунок 2.2  Предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2011 г.

Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы  естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно  высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В  условиях опережающего роста цен  на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг  ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое  положение и приводит к нежелательным  социальным последствиям.

Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили  сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно  поднять экономические рейтинги России.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и  целым набором специфических  факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий.

Оценивая значение естественных монополий - ОАО «Газпром»,ОАО «Российские железные дороги» можно сказать, что они по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят.

Значение электроэнергетики в экономике России, так же как и её общественной жизни трудно переоценить - это основа всей современной жизни.

По важному показателю - выработке на одного жителя в 2005 году страна находилась приблизительно на одном уровне с такими энергоимпортирующими государствами как Германия и Дания, имеющими меньшие транспортные потери и затраты на отопление. Однако после спада в 90-х с 98 года потребление постоянно растёт, в частности в 2007 году выработка всеми станциями единой энергосистемы составила 997,3 млрд. кВт·ч (1 082 млрд. кВт·ч в 1990 году). Выработка электроэнергии с 1998-2009гг. изображена на рисунке 2.3:

 

Рисунок 2.3 - Выработка электроэнергии с 1998-2009 гг.

 

Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником  всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Основную нагрузку по обеспечению  спроса на электроэнергию в ЕЭС России в 2010 г. несли тепловые электростанции (ТЭС) , что на 9,3% меньше, чем в 2009 г. Выработка ГЭС за 2010 г. увеличилась на 6,6% по сравнению с 2009 г. АЭС в 2010 г. На 0,6% больше объема электроэнергии, выработанной в 2009 г.

Электростанции, являющиеся частью технологических комплексов промышленных предприятий и предназначенные  в основном для снабжения их электроэнергией (электростанции промышленных предприятий), за 2010 на 2,7% меньше, чем в 2009 г.).

Потребление электроэнергии в 2010 г. в целом по России снизилось, что на 4,6% меньше объема потребленной электроэнергии в 2009 г., данные в процентном соотношении представлены на рисунке  2.4:

Рисунок 2.4 - Производство электроэнергии в РФ за 2010 год10

 

В настоящее время базовые  месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в  значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6 процента, Уренгойское (сеноман) на 65,4 процента, Ямбургское (сеноман) на 54,1 процента).

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз».

Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке представлена на рисунке 2.5:

 

Рисунок 2.5 Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке

 

За рубежом он располагает  огромными активами, в основном в  виде долей в компаниях, владеющих  газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое  предприятие «Газэкспорт»; его активы продемонстрированы на рисунке 2.6:

 

Рисунок 2.6 - Активы «Газэкспорта» на российском рынке в 2010 году

 

28 апреля 2011 г. ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2010 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

 

 

Таблица 2.1

Аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2010 и 2009 гг. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей11

Наименование показателей

За год, закончившийся

2010г.

2009 г.

Выручка от продаж

3 597 054

2 991 001

Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки

6 256

4 171

Резерв под обесценение активов и прочие резервы

(48 711)

(45 428)

Прибыль от продаж

1 113 822

856 912

Прибыль до налогообложения

1 273 703

979 435

Прибыль за год

997 993

793 793

Прочий совокупный доход  за год, за вычетом налога

13 597

50 906

Совокупный доход за год

1 011 590

844 699

Совокупный доход за год, относящийся к:

   

акционерам ОАО «Газпром»

981 280

835 182

доле меньшинства

30 310

9 517


 

За 2010 год чистая выручка от продажи газа увеличилась на 267 702 млн руб., или на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 2 186 205 млн руб. Данное изменение вызвано ростом реализованных объемов в страны бывшего Советского Союза, ростом тарифов на газ в Российской Федерации, установленных Федеральной службой по тарифам, а также увеличением средних расчетных цен при продаже газа в страны бывшего Советского Союза.

Чистая выручка за 2010 год от продажи газа в Европу и другие страны снизилась на 6 228 млн руб., или на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 1 099 225 млн руб. Это объясняется, главным образом, снижением средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные пошлины), на 3%. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза увеличилась на 140 208 млн руб., или на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 450 137 млн руб. Рост продаж по данному сегменту объясняется увеличением объемов продаж газа в натуральном выражении на 24%, или на 13,5 млрд куб. м, что было усилено ростом на 10% средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины, за вычетом НДС). Показатели чистой выручки от продажи газа за 2009 и 2010 года представлены на рисунке 2.7:

 

Рисунок 2.7 - Показатели чистой выручки от продажи газа в РФ

Это объясняется, главным  образом, увеличением средней цены продажи газа на внутреннем рынке, устанавливаемой Федеральной службой по тарифам, что было усилено увеличением реализованных объемов газа на 1%, или на 3,8 млрд. куб. м.

За 2010 год чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата увеличилась на 19 671 млн. руб., или на 11%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 196 074 млн. руб. Рост выручки от продажи сырой нефти, в основном, связан с деятельностью Группы «Газпром нефть. Рост выручки от продажи газового конденсата связан с увеличением средних расчетных цен и ростом реализованных объемов.

За 2010 год чистая выручка от продажи услуг по транспортировке газа увеличилась на 27 068 млн. руб., или на 41%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составила 92 631 млн. руб. Рост выручки от продажи услуг по транспортировке газа, в основном, связан с увеличением объемов транспортируемого газа для независимых поставщиков.

Основными статьями, рост которых  повлек увеличение общей суммы операционных расходов, являются: «Расходы на оплату труда» (рост на 86 869 млн. руб.), «Курсовые разницы от операционной деятельности» (изменение на 57 099 млн. руб.), «Налоги, кроме налога на прибыль» (рост на 45 230 млн. руб.) «Транзит газа, нефти и продуктов нефтегазопереработки» (рост на 39 815 млн. руб.).

Будущее России непосредственно  зависит от состояния и развития транспортной системы.

Отставание транспортной инфраструктуры уже приводит к тому, что тормозится развитие экономики и не удовлетворяются  потребности населения в необходимой  подвижности. Это государственная  проблема высшей категории важности.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными  дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного  формирования и распределения доходов  от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной  сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса. В настоящее время, в  среднем, грузовой вагон находится  в состоянии простоя около 80 процентов  своего времени. Очевидно, и надо начинать решение проблемы с повышения  скорости «транспортного конвейера», с сокращения всех видов простоев вагонов (по технологическим и управленческим причинам). Иначе никогда не будет  хватать вагонов, а при их дополнительном поступлении может наступить  «паралич» движения на сети по причине  ограничений ее пропускных возможностей. Показатели производительности российских железных дорог за 2010г. продемонстрированы на рисунке 2.8:

 

Рисунок 2.8 - Показатели производительности российских железных дорог за 2010 г.

 

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

Таблица 2.2.

Показатели производительности российских железных дорог за 2009 г.12

Вид деятельности

показатель

2006

2007

2008

2009

 

 

Грузовые перевозки

грузооборот (трлн т.км).

1,85

2,31

2,4

2,27

к пред. году

+3,1 %

-

+5 %

 

грузов (млрд т.).

1,40

1,34

1,30

1,11

к пред. году

+4 %

-

-

-

Пассажирские  перевозки

пассажирооборот (млрд пасс.км.)

118,9

174,1

176

153,6

к пред. году

+3,8 %

-

+1 %

-

пассажиров(млн пасс.)

 

1352,8

1296

~1100

к пред. году

-

+2,5 %

-

-

 

численность персонала (тыс. чел.)

1127

1099

-

1075

Информация о работе Основные направления государственной политики в сфере естественных монополий