Основные направления и реализация действий по обеспечению стабилизации рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выделить структуру рынка труда, его особенности, механизм его функционирования. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, его структуры и особенностей, а во второй главе показать механизм функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА…. …………. 6
1.1 Рынок труда и особенности его формирования: понятие, элементы, сегменты рынка труда………………………………………….. ………. 6
1.2 Основные характеристики рынка труда……………….. . …. 13
1.3 Функции рынка труда, его механизмы, системы, сущность.. 15
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА……………. 19
2.1Структура рынка труда……………………………………… 19
2.2 Современное состояние рынка труда в России……………. 23
2.3 Анализ социальных факторов, влияющих на развитие рынка труда Смоленской области …………………………………………………...... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

   

  На основании данных таблицы видно, что в 2007-2009гг. наиболее часто за содействием в поиске подходящей работы  в центры занятости обращаются мужчины.

 

 

 

 

 

Рассмотрим динамику состава обратившихся,  за содействием в поиске подходящей работы  в центры занятости Смоленской области в 2007- 2009гг.

Рис.8. Динамика состава обратившихся,    за содействием в поиске подходящей работы  в центры занятости Смоленской области в 2007- 2009гг (%)

  В составе пользующихся спросом работников на протяжении 2007-2009гг. доминируют мужчины рабочих и высококвалифицированных профессий. Не хватает требуемых вакансий для женщин. При достаточном количестве вакансий для трудоустройства граждан наблюдалось несоответствие заявленных вакансий и безработных граждан, состоящих на учете по уровню образования, месту проживания, предлагаемой в вакансиях заработной платы и профессионально-квалификационных требований. Основным препятствием на пути стабилизации положения на рынке труда является не столько дефицит вакансий, как таковых, сколько отсутствие среди них рабочих мест, обеспечивающих постоянную работу и достойную заработную плату.

Органами службы занятости Смоленщины проводились мероприятия по обеспечению занятости населения, повышению качества и доступности государственных услуг. Для расширения возможностей трудоустройства граждан, ищущих работу, и оказания государственных услуг работодателям по подбору необходимых работников органы службы занятости постоянно информировали население и работодателей о положении на рынке труда, оказывали в этой связи необходимые юридические и профориентационные услуги, применяли формы интенсивного поиска работы.

За 2007 год центры занятости населения городов и районов трудоустроили 31 тысячу своих клиентов, в 2008 году - 30,2 тысяч человек, в 2009 году   – 27,6 тысяч человек, в 2010 года-31,1тыс. человек, причем 70% трудоустроено в десятидневный срок с момента обращения в службу. Среди трудоустроенных  более 7% составляют лица, испытывающие трудности в поиске работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

Кроме того, имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы.

Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной.

Ничего этого на отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороны работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг. Уровень безработицы такой, как в благополучной Швеции, а потенциально свободная рабочая сила привязана к своим экономически неэффективным рабочим местам подачками государства и невозможностью свободной миграции по стране.

Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен – нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно – оно как раз самый неэффективный в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать новые эффективные рабочие места. И здесь от властей требуется просто не мешать обременительными налогами, неграмотным протекционизмом и излишним человеколюбием. Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места – и только малая часть может открывать новые. Создатели новых эффективных рабочих мест появлялись при любом экономическом подъеме. Это профессиональные менеджеры и управленцы – типичные представители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, уже раскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет. Именно средний класс – союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема (он-то его и обеспечивает).

В идеале следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров – это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы – это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы.

Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой – более 20 раз, второй – 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, – даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции – субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает, предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс – жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения – собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Но собственность все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.

В завершении вышесказанного отмечу, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1                   Адамчук В.В. Экономика и социология труда. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2008. 324 с.

2                   Адамчук В.В. Экономика труда. Учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев - М.: Финстатинформ, 2009. 257 с.

3                   Баженов В.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие / В.И. Баженов, И.Н. Долгих, Л.М. Поталицина - Томск: ТПУ, 2008. 184 с.

4                   Блинова Т.В. Экономическая политика, структура занятости и безработицы в российских регионах - М.: РП-ЭП, 2009. 258 с.

5                   Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 325 с.

6                   Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М.: Книжный дом "Университет". Ростов на Дону, 2008. 341 с.

7                   Боровик В. С. Занятость населения: учеб. пособие для вузов / В. С. Боровик Е. Е. Ермакова В. А. Похвощев. Ростов Н/Д : Феникс, 2008. 318 с.

8                   Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. М. : Экономистъ, 2009. 861 с.

9                   Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Дж. М. Кейнс. М.: Прогресс. 2010. 496с.

10               Маркс К. Капитал// К. Маркс, Ф.Энгельс// соч. 2-е издание. Т1. 510с.

11               Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 2009. Т. 1. 416

12               Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения //Соч. Т. 1. 360 с.

13               Фридмен М. «Роль денежной политики» / Количественная теория денег. М.: Эльер Пресс, 2008. 181 с.

14               Шлендер П.Э, Кокин Ю.П.Экономика труда: учебник для вузов / П. Э. Шлендер, Ю. П. Кокин. М. : Юристъ, 2008. 588 с.

15               Шпалтаков В. П. Макроэкономика : учеб. пособие / В. П. Шпалтаков. Омск: ОМГУПС, 2010. 79 с.

16               РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) "О занятости населения в Российской Федерации"

17               Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, №2, 2008г.

18               Матыцина Н. Обеспечение занятости населения. -М.: Экономист. № 4. -2009.

19               http://hr-anticrisis.ru/ Новости рынка труда | Антикризисное управление персоналом

20               http://www.hrmonitor.ru/ HR Monitor - мониторинг рынка труда, аналитика


                                    ПРИЛОЖЕНИЕ А

                          Классификация рынков труда

 

 

Продолжение Классификация рынка труда

 

 

 

                       ПРИЛОЖЕНИЕ Б

                                    Занятость населения

15

             



Информация о работе Основные направления и реализация действий по обеспечению стабилизации рынка труда