Основные направления экономической деятельности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие целей, задач и функций государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...5
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику…….….…5
1.2. Задачи государственного регулирования……………………….....…7
Глава 2. Функции государственного регулирования…………………………...9
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста……..10
2.2. Обеспечение занятости…………………………………………........10
2.3. Регулирование цен…………………………………………………...11
2.4.Создание правовой основы……………………………….……....…..11
2.5. Распределение ресурсов………………………………………....…..12
2.6. Регулирование рынка труда…………………………………...….…13
2.7 Обеспечение социальной защиты……………………...……….........13
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...….…..14
2.9. Региональная политика…………………………………...……….....15
2.10. Реализация национальных интересов……………………..…….....15
Глава 3. Основные направления экономической деятельности государств....18
Глава 4.Методы государственного регулирования рыночной экономики…..19
4.1. Требования к методам регулирования экономики…………..……..19
4.2. Воздействие на рыночный механизм………………………..…...…20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...5

1.1. Причины государственного  вмешательства в экономику…….….…5

1.2. Задачи государственного регулирования……………………….....…7

Глава 2. Функции государственного регулирования…………………………...9

2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста……..10

2.2. Обеспечение занятости…………………………………………........10

2.3. Регулирование цен…………………………………………………...11

2.4.Создание правовой основы……………………………….……....…..11

2.5. Распределение ресурсов………………………………………....…..12

2.6. Регулирование рынка труда…………………………………...….…13

2.7 Обеспечение социальной защиты……………………...……….........13

2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...….…..14

2.9. Региональная политика…………………………………...……….....15

2.10. Реализация национальных интересов……………………..…….....15

Глава 3. Основные направления экономической деятельности государств....18

Глава 4.Методы государственного регулирования рыночной экономики…..19

4.1. Требования к методам регулирования экономики…………..……..19

4.2. Воздействие на рыночный механизм………………………..…...…20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема государственного вмешательства в экономику является,  по моему мнению,   основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика  или же распределительная.  Необходимость  выполнения государством определенных функций в сфере экономики  не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться  государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий спектр  теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,  например  китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,  так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства,  в котором существовала  крайне  высокая степень государственного монополизма,  была построенная в  нашей стране - централизованно управляемая  экономика.  В ее основе лежало планирование,  т.е. централизованное решение вопросов о том,  в каком количестве и  что производить,  какие при  этом  должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и  капитал, какова должна быть оплата труда  и т.д.  Здесь о регулировании  говорить не приходится:  государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещении всего  многообразия  форм собственности  и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой  централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. 

Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать свое влияние.  Перед  государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и  права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной  экономике. По моему мнению, государство  должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в  принятии решений, как со стороны  потребителей, так и со стороны производителей.  Государственная политика просто не  имеет  права отставать  от изменений  в рыночной системе,  иначе она  превратится из эффективного стабилизатора  и регулятора в  бюрократическую  надстройку, тормозящую развитие экономики.

Актуальность темы исследования заключается в том, что ни проблема понятия государства, ни проблема понимания его признаков не могут обойти стороной вопрос о сущности государства. Собственно познание сущности составляет одну из важнейших целей теории государства и права. Нельзя ограничиваться изучением только внешних, очевидных, наглядных выражений и проявлений сущностной стороны государства, поскольку при такой ситуации останется невыясненным, непонятым сам предмет теории.

Сущность государства не может  быть рассмотрена без его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти - в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Социальное назначение государства  заключается в том, что это  такая организация политической власти, призванная представлять общие  интересы населения. Деятельность государства  направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что "государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов"

Объект данного исследования – государство, предмет – цели, задачи и функции государства.

Цель работы – раскрыть понятие целей, задач и функций государства. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. определить понятие государства,

2. рассмотреть цели и задачи  государства,

3. дать определение функций государства,

4. охарактеризовать виды функций  государства.

При написании работы использовались метода анализа, сравнения. Для написания  работы использовалась специальная  литература и нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль государства  в рыночной экономике.

 

Прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов  и тем самым на экономику в  целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

 

    1. Причины государственного вмешательства в экономику

 

Целесообразно рассмотреть  причины государственного вмешательства  в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил  следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к  ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории "идеально" должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

Стоит отметить, что среди  экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и  функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил "рыночной игры", например ограничению власти "диктаторов" на рынке.

В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип "максимальной возможности": все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа "необходимости": только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Как уже отмечалось представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому степень  государственного вмешательства  в  экономику неодинакова в различных  странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии  государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике. 

 

    1. Задачи государственного регулирования

 

Государственное регулирование  экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот  или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование  занятости, поощрение прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала. 

Уровень государственного (макроскопического) регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма  кризиса 1929 - 1933 гг. (так называемого  великого кризиса), особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время "двухслойный" хозяйственный механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а, следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных расходов по отношению к ВВП.

Информация о работе Основные направления экономической деятельности государств