Основные направления экономической деятельности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие целей, задач и функций государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...5
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику…….….…5
1.2. Задачи государственного регулирования……………………….....…7
Глава 2. Функции государственного регулирования…………………………...9
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста……..10
2.2. Обеспечение занятости…………………………………………........10
2.3. Регулирование цен…………………………………………………...11
2.4.Создание правовой основы……………………………….……....…..11
2.5. Распределение ресурсов………………………………………....…..12
2.6. Регулирование рынка труда…………………………………...….…13
2.7 Обеспечение социальной защиты……………………...……….........13
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...….…..14
2.9. Региональная политика…………………………………...……….....15
2.10. Реализация национальных интересов……………………..…….....15
Глава 3. Основные направления экономической деятельности государств....18
Глава 4.Методы государственного регулирования рыночной экономики…..19
4.1. Требования к методам регулирования экономики…………..……..19
4.2. Воздействие на рыночный механизм………………………..…...…20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

Однако в современном  мире функции государства гораздо  шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе  государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась  тенденция передачи некоторых функций  государственного регулирования различным  институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных  функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства  в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет  рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения  без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве  консервируется отсталая структура  производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления

экономической деятельности государства

 

Таким образом, основными  направлениями экономической деятельности государства являются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Методы государственного регулирования рыночной экономики.

4.1 Требования к методам регулирования экономики

 

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет  следующие требования:

Во-первых, исключаются любые  действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в  условиях рыночной экономики государство  снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно  следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок  в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно  на административные методы, то оно  способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по правилу "не мешай  рынку". Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов  отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

 

 

 

4.2 Воздействие на рыночный механизм

 

Государство оказывает воздействие  на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы  считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент  расходов - трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Государственное регулирование  способствует формированию хозяйственных  связей и пропорций, координированию  экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агенств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осуществляется в различных формах - законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Примером законодательной  формы регулирования является антимонопольное  законодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г., с момента принятия "Закона Шермана", дополненного впоследствии рядом других государственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная и гражданская ответственность. Она предполагает штраф до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица и тюремное заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерства юстиции США направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы). На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная  формы регулирования предусматривают  использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые  ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия  кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает  банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки  и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования  предполагает предоставление государственных  субсидий или налоговых льгот  отдельным отраслям, предприятиям (главным  образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции  в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые  ставки, государство тем самым  изменяет распределение ресурсов, и  субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они  не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических  ресурсов, тормозят реагирование рынка  на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне  предложения.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в  которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия  занимают существенные позиции в  таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства  варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.              

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Государственное регулирование экономики  представляет собой систему опосредованного  воздействия на поведение хозяйственных  субъектов и тем самым на экономику  в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Объекты государственного регулирования  экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через  его функции. Деятельность государства  направлена на достижение генеральной  цели – блага человека, его нравственного  и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

В 2009 г. экономическая ситуация характеризовалась  снижением инфляции, ростом производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в  основной капитал. Платежный баланс оставался сильным. Федеральный  бюджет сведен с профицитом.

Российская экономика в 2006–2010 гг. характеризовалась динамичным развитием  практически всех видов экономической  деятельности. Экономический рост наблюдался при благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуре и внутренней социально-политической стабильности. Особенностью функционирования и структурных преобразований являлось расширение внутреннего рынка на фоне динамичного роста и потребительского, и инвестиционного спроса. Повышение деловой активности базировалось на опережающем росте инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. При увеличении ВВП за последние 7 лет на 57,5% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 65,0% и инвестиций в основной капитал – на 90,1%. На характер развития и трансформационные сдвиги внутреннего рынка существенное влияние оказывала положительная динамика производства товаров и услуг. В 2005 г. по сравнению с 2008 г. объемы выпуска промышленной продукции увеличились на 62,8%, сельского хозяйства – на 28,9%. Рост производства товаров поддерживается развитой за годы реформ инфраструктурой рынка услуг.

Информация о работе Основные направления экономической деятельности государств