Основные направления экономической деятельности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие целей, задач и функций государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике……………………………...5
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику…….….…5
1.2. Задачи государственного регулирования……………………….....…7
Глава 2. Функции государственного регулирования…………………………...9
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста……..10
2.2. Обеспечение занятости…………………………………………........10
2.3. Регулирование цен…………………………………………………...11
2.4.Создание правовой основы……………………………….……....…..11
2.5. Распределение ресурсов………………………………………....…..12
2.6. Регулирование рынка труда…………………………………...….…13
2.7 Обеспечение социальной защиты……………………...……….........13
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...….…..14
2.9. Региональная политика…………………………………...……….....15
2.10. Реализация национальных интересов……………………..…….....15
Глава 3. Основные направления экономической деятельности государств....18
Глава 4.Методы государственного регулирования рыночной экономики…..19
4.1. Требования к методам регулирования экономики…………..……..19
4.2. Воздействие на рыночный механизм………………………..…...…20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

После Второй мировой войны во всех странах Запада в полной мере сформировались многогранные системы госурегулирования. Причем в организации этих систем преобладает общее, а не частное, хотя последнее немаловажно.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции  государственного регулирования.

 

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического  благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство  корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение  неэффективно. Государство берет  на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей. Участие  государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:   

а) Функции обеспечения  правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной  движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности, экономического роста.

А теперь рассмотрим эти  функции подробнее.

 

2.1 Стимулирование  сбалансированного экономического  роста

 

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

 

2.2 Обеспечение  занятости

 

Особо следует выделить функцию  обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной  рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право  на труд для тех, кто может и  хочет работать. Для эффективной  работы рынка требуется оптимальной  резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных  проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей  силы с целью поддержания определенного  уровня занятости, материального обеспечения  людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

 

2.3 Регулирование  цен

 

В сферу деятельности государства  входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку  динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В  свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с  этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в  любой стране имеется множество  товаров и услуг, цены на которые  определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет  ценовые субсидии, специальные доплаты  производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

 

2.4 Создание правовой  основы

 

Одной из основных функций  государства является  создание правовой основы для принятия экономических  решений. Государство разрабатывает  и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

 

2.5 Распределение  ресурсов

 

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет  на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных  налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или  непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие  на темпы и пропорции общественного  производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных  бюджетов, так и за счет частных  инвестиций, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных  инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть  ссудного процента за счет собственных  средств. Такая политика требует  от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием  проектов.

Можно выделить социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство  организует производство продуктов  и услуг, которым не занимается частный  сектор. Оно создает условия для  развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов  и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки  и через потребительский кредит, который довольно широко развит в  рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного  спроса.

 

2.6 Регулирование  рынка труда

 

Важная роль отводится  государственному регулированию рынка  труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе  оплата и условия труда, возможность  профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для  обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

 

2.7 Обеспечение  социальной защиты

 

Для того чтобы сохранить  кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных  случаях государство вправе вмешаться  в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции  рыночного механизма, несправедливо  с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование  в обществе. Страны с развитыми  рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному  согласию, осознанию различными социальными  слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились  экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение  доходов.

Государство гарантирует  минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи  с ростом цен и т.д.

 

2.8 Сохранение  и улучшение окружающей среды

 

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

 

2.9 Региональная  политика

 

Региональная  политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального  производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики:

— выделение «нуждающихся»  районов, по отношению к которым  государство должно проводить региональную политику;

— «реанимация» депрессивных районов;

— «стимулирующая» политика;

— «компенсирующая» политика.

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся  районах страны предусматривают:

— прямую финансовую помощь; 
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы; 
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструк-туры; 
— размещение государственных заказов; 
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие  при воздействии на рыночную экономику  исторических, национальных, демографических  и прочих нерыночных факторов.

 

2.10 Реализация  национальных интересов

 

Реализация национальных интересов в мировой экономике  предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией  капиталов и рабочей силы, воздействие  на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства  этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Информация о работе Основные направления экономической деятельности государств