Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:11, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение рыночных отношений государства, внутренней и международной политики государства.
Государство как субъект рыночных экономических отношений - это совокупность организаций наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование экономики. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
ВВЕДЕНИЕ
Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение рыночных отношений государства, внутренней и международной политики государства.
Государство как субъект рыночных экономических отношений - это
совокупность организаций наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование экономики. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка должно быть направлено на достижение целей:
• создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма;
• обеспечение устойчивых темпов роста;
• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
• обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
• решение экологических проблем.
Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.
Важной функцией государства в экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов. Посредством этой функции государство определяет совокупность правил поведения в экономике. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленные законодательных и нормативных документов. Создание общественных благ - направление государственного регулирования экономики. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который в данный момент времени позволяют ресурсы государственного бюджета.
Рынку свойственна тенденция к монополизации, что приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями. Проведение антимонопольной политики может быть возложено только на государство, которое, используя административные и экономические меры, оказывает активное влияние на поддержание конкурентного порядка. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство. Оно включает комплекс правовых актов, направленных на защиту конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
1. ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК
1.1 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Дискуссии о государстве и его
роли в экономических процессах всегда
были жаркими. Одни экономические школы
отводили государству пассивную роль
– роль «ночного сторожа», держащего наготове
заряженный и хорошо смазанный дробовик,
который, в случае необходимости, должен
быть пущен в дело. Но когда никто из участников
рынка не преступает закон, государство
не должно вмешиваться в хозяйственные
отношения, т.е. должен осуществляться
принцип. По этим самым общим штрихам мы
безошибочно узнаем классическую и неоклассическую
школы, сводящие вмешательство в экономику
центрального правительства к минимуму. Другие
экономисты придерживаются иного мнения,
считая государство инициатором необходимых
социальных и экономических преобразований,
направляющей силой прогресса. В таких
моделях общественного устройства приоритет
отдается государственному планированию
и всестороннему регулированию макроэкономических
процессов. Нельзя также не упомянуть о
таком крупном экономическом учении, как
анархизм, в принципе отвергающего роль
государства, в связи с тем, что оно является
носителем узаконенного насилия и инструментом
подавления индивидуальной свободы каждого
гражданина. Государство есть власть,
которая вмещает все другие власти – поэтому
государство, по мнению анархистов, является
агентом эксплуатации и принуждения. Государство,
говорит теоретик анархизма М.Бакунин,
– это «сумма отрицаний индивидуальных
свобод всех его членов». Как видим, разброс
мнений по поводу необходимости и степени
вмешательства государства в хозяйственные
процессы достаточно велик. Страны с либеральной
рыночной экономикой, с централизованным
планированием, теократическими режимами,
монархии с элементами демократии – имеют
на этот счет свои собственные представления
и суждения. Поэтому инструменты и глубину
государственного регулирования экономических
процессов следует выбирать с учетом культуры,
моральных ценностей, представлений о
справедливости и должном населения той
или иной страны. В связи с этим обстоятельством
ниже мы отдельно рассмотрим вопрос об
общественном выборе. А сейчас кратко
остановимся на анализе самой категории
«государство» и что под ней понимается
в макроэкономической теории. Когда мы
говорим слово «государство», то под ним
понимаем либо какую-либо страну, ограниченную
государственными границами, либо политическую
организацию общества. В макроэкономическом
анализе государство – это система органов
в стране, осуществляющих властные полномочия
под руководством центрального правительства.
Основными задачами государства являются
производство безопасности, поддержание
социальной справедливости, контроль
за соблюдением законности . Теории образования
государства весьма различны по своим
методологическим подходам. Одни из них
базируются на «общественном договоре»,
другие – на патерналистских подходах,
третьи – на органических концепциях
происхождения государства. Но все эти
и прочие теории едины в одном – любое
государство создается для осуществления
трех базовых функций: 1) создания правил
совместной жизнедеятельности многих
людей и их объединений (законодательной
базы), а также обеспечение их выполнения;
2) производство безопасности (защита от
внешних и внутренних врагов); 3) поддержание
социальной справедливости, то есть соблюдения
интересов всех слоев населения. Все иные
задачи государства и его регулирующая
роль проистекает из тех трех базовых
функций, которые мы указали выше. Экономическая
роль государства заключается в таком
комбинировании критериев безопасности,
законности и справедливости, которые
на данный момент времени соответствует
моральным ценностям и представлениям
большинства населения о правильном и
должном. Попробуем провести мысленный
эксперимент с указанной триадой, присваивая
по очереди приоритет каждой из функций. Отдавая
предпочтение социальной справедливости,
государство тем самым смещает положение
экономического оптимума, снижая эффективность
хозяйственной системы. Улучшая благосостояние
детей, студентов, военнослужащих, бюджетников,
престарелых граждан, инвалидов и нетрудоспособных
людей, государство вынужденно перераспределяет
доходы и меняет правила для функционирования
рынков (а иногда пытается попросту ликвидировать
рынок как систему отношений, несправедливую
изначально, так как она допускает эксплуатацию
человека человеком). Попытки сделать общество
более справедливым за счет перераспределения
доходов зачастую приводили и приводят
к снижению макроэкономических показателей
страны – таких, как производительность
труда по отраслям промышленности и услуг,
некоторому снижению жизненного уровня
населения (или его худшей динамике по
отношению к другим странам), понижению
темпов экономического роста, обесцениванию
национальной валюты и т.д. Если население
страны знает об этой взаимосвязи и готово
мириться с некоторым снижением экономической
эффективности во имя социальной справедливости,
не возражая против высоких налогов, –
то на какое-то время в стране устанавливается
социализм или социально-ориентированная
экономическая система. Со временем государство
с повышенным уровнем социальной защиты,
которая обеспечивает более высокую степень
справедливости, начинает утрачивать
конкурентоспособность по сравнению с
прочими странами. Настроения в обществе
меняются, приоритет начинает отдаваться
правым партиям и вновь осуществляется
переход к менее справедливой, но более
эффективной с экономической точки зрения
системе. Другая ситуация создается, когда
государство направляет значительную
часть хозяйственных ресурсов на производство
безопасности, на защиту от внешних и внутренних
врагов. Втягиваясь, например, в гонку
вооружений, такое государство вынуждено
производить больше вооружений, отвлекать
сырьевые, трудовые, финансовые и прочие
ресурсы на оборону. А это неизбежно ведет
к снижению жизненного уровня населения,
которое либо пытается покинуть неблагополучную
страну, либо сменить политический режим
и правящую элиту. Третий момент, который
следует отметить, это создание такой
правовой базы в стране (т.е. «правил игры»),
которая не отвечает ментальности, образу
жизни, моральным ценностям и моделям
поведения проживающих на данной территории
народов и этнических групп. Чего, казалось
бы, проще – взять законодательную базу
как кальку в стране с высоким жизненным
уровнем и развитыми экономическими и
политическими институтами и перенести
ее на почву другого государства. Однако
такое заимствование неизменно оборачивается
казусами и противоречиями, так как формальное
(т.е. записанное в виде законов) право
начинает противоречить неформальному
праву – обычаям, традициям, культуре
и мировоззрению проживающего здесь населения.
Нелепо, например, переносить правовую
базу Дании на Таджикистан, или распространять
законы Японии на Уганду. Конечно, частичные
заимствования возможны и даже иногда
полезны – но лишь при должной адаптации
и протяженности во времени. Каждое современное
государство постоянно сталкивается с
вызовами времени, пытаясь улучшить жизнедеятельность
и благосостояние своих граждан. Однако
на деле модернизация экономики и общественных
институтов неизменно наталкивается на
противоречивые интересы и конфликтующие
критерии, упомянутые выше. Так, например,
укрепление обороноспособности российского
государства и повышение зарплат военнослужащим
и военным пенсионерам потребует 20 трлн.
руб. до 2020 г. (т.е. 2,8-2,9% ВВП в год). Эта сумма
может оказаться непосильной для бюджета
страны, вызовет крупные хозяйственные
диспропорции, обострит пенсионную проблему,
повысит инфляцию и социальную напряженность. Аналогичным
образом дело обстоит и с увеличением
зарплат полиции, силовым ведомствам,
судьям, прокурорам и другим работникам
репрессивного аппарата государства.
Иными словами, выбирая критерий защиты
от внутренних и внешних врагов, руководство
страны неизбежно столкнется с последствиями
ущерба для двух других критериев – социальной
справедливости и адекватных правил игры.
Как следствие, возрастает неопределенность
в экономическом развитии страны; в политическом
и социальном плане повышаются риски нестабильности
и оппортунистических действий. Государство
участвует в экономике практически повсюду,
становясь все более активными участниками рыночных
Вмешательство государства в экономику страны определяется зачастую не только экономическими факторами, но и политическими предпочтениями, общественным выбором, которые могут привести к неэффективным решениям. По мнению специалистов существует «предел», за которым вмешательство государства негативно сказывается на экономической ситуации в стране.
К числу «провалов» государственного вмешательства в экономику относятся:
Необходимо отметить, что несмотря на повышенный интерес российских и зарубежных ученых к вопросам роли государства в экономике, до сих пор нет четкости в определении объективных основ изменения экономических функций государства в современных условиях, форм и методов государственного регулирования экономики в условиях увеличивающейся открытости национальных хозяйств и глобализации. Не определены и социальные последствия трансформации экономических функций государства.
1.2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В
Государство играет весомую
экономическую роль, выполняя набор хозяйственных
и социальных функций. Функции государства
развивались в двух направлениях: поддержание
и облегчение функционирования рыночного
механизма, а также усиление и модификация
рыночной системы в соответствии с изменением
условий развития. Особую роль играет
государство в правовом обеспечении функционирования
рыночного механизма. Во всех указанных
случаях государство способствует минимизации
трансакционных издержек, с которыми связано
действие рыночного механизма. Производство
общественных благ является одной из важнейших
функций государства, так как рыночный
механизм не может их предоставить. К общественным относят
такие блага, которые обладают двумя характерными
свойствами: несоперничество и неисключаемость
из потребления. Оба свойства тесно связаны
между собой. Неисключаемость из потребления
означает, что на практике сложно или невозможно
обеспечить потребление данного блага
отдельными лицами, не предоставляя их
всем другим. У частного сектора нет стимулов
производить такие блага, поскольку положительным
внешним эффектом от их создания и потребления
могут воспользоваться любые лица, независимо
от того, платили они за эти блага или нет.
К общественным благам относятся: национальная
оборона, вакцинация населения, дорожная
разметка и знаки, маяки, уличное освещение
и целый ряд аналогичных благ, где невозможно
дозировать их потребление при помощи
механизма цен. Общественным благом является
и законотворческая деятельность государства,
общественный порядок и тому подобное.
Принято различать чистые общественные
блага и смешанные общественные блага. Государство
финансирует данные проекты из бюджетных
средств. Известно, что расходы на национальную
оборону являются одной из самых больших
статей бюджета. Также значительную расходную
статью составляют и средства, выделяемые
на социальные нужды и на содержание государственного
аппарата. Источник их финансирования
– налоги с домашних хозяйств и бизнеса.
При этом отсутствует непосредственная
связь между величиной уплачиваемого
налога и реальным участием в процессе
потребления данного общественного блага. Кроме
того, есть блага, которые, по определению,
не относятся к общественным, но из-за
неспособности рынка обеспечить их производство,
государство берёт на себя их финансирование.
Это связано с таким явлением, как неполнота
рынков – ситуацией, когда рынки не в состоянии
обеспечить предоставление какого-либо
товара или услуги даже тогда, когда издержки,
связанные с такой деятельностью, ниже
цены, которую платят индивиды. Очень часто
на государственной основе базируется
страхование вкладчиков от потерь в случае
банкротств банков, страхование от наводнений,
пожаров. На государство возлагается осуществление
контроля за деятельностью, порождающей
отрицательные внешние эффекты. Существуют
два основных способа минимизации отрицательных
экстерналий. Первый способ – принятие
административных мер по отношению к тем,
чья деятельность вызывает отрицательные
экстерналии . Это штрафные санкции, рыночные
лицензии на выброс отходов до определённого
уровня загрязнения окружающей среды
и так далее. Указанные лицензии стали
основой образования рынка прав на причинение
внешних издержек. То есть, государство
административными мерами способствует
созданию рыночных механизмов борьбы
с отрицательными внешними эффектами.
Также используется другой способ – косвенный
метод борьбы с отрицательными экстерналиями
через налоговую сферу. Суть его заключается
в том, что производители, являющиеся основными
виновниками отрицательных внешних эффектов,
облагаются налогами, что заставляет их
в определённом смысле менять своё поведение.
Правительственный запрет или ограничения
на загрязнения окружающей среды, установление
стандартов безопасности (например, предельно
допустимых норм концентрации вредных
и токсичных веществ) заставляют производителей
нести дополнительные расходы на оборудование,
предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные
издержки ведут к сокращению объемов производства
до более оптимального уровня. В результате
уменьшается чрезмерное потребление ресурсов
данным производством. Переложить на производителей
издержки, связанные с побочными эффектами,
можно через особые налоги, отражающие
ущерб от загрязнения. Во многих случаях,
связанных с экологией стоит проблема
достоверной информации, бывает сложно
установить источник загрязнения, характер
ущерба. Государство поощряет деятельность,
порождающую положительные экстерналии. В
этих целях проводится субсидирование
производителей или потребителей положительных
экстерналий. Предоставляется ли субсидия
потребителю (он может платить более высокую
цену за пользование положительными экстерналиями)
или производителю (снижаются его издержки),
в любом случае это ведёт к увеличению
потребления блага. Государство субсидирует
здравоохранение, образование, различные
благотворительные программы, поскольку
от реализации мероприятий в этих сферах
выигрывают не только непосредственные
получатели блага, но и общество в целом:
ведь чем больше здоровых, образованных
и культурных людей будет в обществе, тем
меньше трансакционные издержки координации
деятельности между людьми, тем больше
предпосылок для экономического роста имеет
Асимметричность информации – ситуация,
когда отдельные участники рынка имеют
доступ к важной информации, а другие заинтересованные
лица его не имеют. Государство может сглаживать
эту ситуацию путём контроля за качеством
товаров и услуг, распространения нужных
потребителю сведений, препятствуя распространению
вводящей в заблуждение рекламы и так
далее. Большое значение имеет законодательство
в сфере защиты прав потребителей. Государство,
предоставляя потребителям информацию
о качестве товаров, о степени риска в
сферах инвестирования и страхования
и тому подобное, создаёт тем самым общественное
благо (информацию), которой бесплатно
пользуются все экономические субъекты.
Борьба с монополизацией, защита конкуренции также
являются задачами государства. В экономически
развитых странах разработано антимонопольное
законодательство, ограничивающее элемент
недобросовестного соперничества. Наибольшее
значение при контроле монополизации
рынков имеет контроль слияний хозяйствующих
субъектов, работающих на одном рынке
товаров и услуг. Под контроль попадают
крупные корпорации, занявшие достаточно
большую долю рынка, близкую к контролируемому
государством уровню концентрации. Антимонопольными
органами осуществляется проверка географических
и товарных границ рынка, уровня его концентрации
до и после слияния. Важный элемент системы
антимонопольного регулирования совокупность
антимонопольных органов, их задачи, функции
и полномочия. Осуществляется государственный
контроль за созданием, реорганизацией,
ликвидацией коммерческих организаций
и их объединений на предмет их соответствия
требованиям антимонопольного законодательства.
Государство контролирует соблюдение
антимонопольного законодательства при
приобретении акций или долей в уставном
капитале коммерческих организаций. Система
антимонопольного регулирования включает
также и меры административно-
Перераспределяя национальный доход,
государство осуществляет социальную политику
2.1 ПОЛИТИКА ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
Главной проблемой внутренней политики России является реализация социальной политики .В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются. Каковы же основные функции социальной политики?
Во-первых, это функция регулирования воспроизводства рабочей силы. Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных мотиваций к труду. В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Основные направления реализации социальной политики .Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику. Социальное страхование - наиболее важная часть социальной политики государства. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым, в экономическом отношении, членам общества. Социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают наряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.(2) Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы. Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается как инструмент социальной политики. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.
Информация о работе Основные направления экономической деятельности государств