Основные направления экономической деятельности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является рассмотрение рыночных отношений государства, внутренней и международной политики государства.
Государство как субъект рыночных экономических отношений - это совокупность организаций наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование экономики. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (2).docx

— 83.31 Кб (Скачать файл)

 Пассивность, неорганизованность, социальная без структурность общества служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответственных действий властей. Нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики, а именно:

· Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;

· Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;

· Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;

· Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;

· Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;

· Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;

· Борьба с преступностью.

Просчеты государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении. Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. При значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична. В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

· Строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;

· Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;

· Четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это; Перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.   

Внутренняя политика может быть разделена на два основных сегмента:

♦ государственная политика – общий внутриполитический курс страны

♦ региональная политика – политический курс регионального развития.

Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. В целом, политическая сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики.(3)

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ все равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

Внутренняя политика государства (общий политический курс страны) достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми и оценивается не всегда позитивно. Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только на основе их единства можно достичь большого положительного эффекта.

Региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

▪ последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

▪ учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;

▪ повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Термин "региональный" для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор. Таким образом, когда речь идет о "региональной политике", имеется в виду не местная политика, а государственная политика с учетом интересов развития регионов. Региональной политикой является и внутренняя политика регионов, которая осуществляется органами управления регионом самостоятельно с учетом общегосударственных интересов. Эта часть политики может быть названа местной региональной политикой. Но региональной политикой государства является осуществление мер в области политической, экономической, социальной, научно-технической, экологической, демографической, гуманитарной, национальной, в которых учитываются особенности конкретных регионов.

 

                      2.2 ФОРМЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

 

Существует несколько общепринятых форм государств: Тирания, Монархия, Конституционная монархия, Республика и как гипотетическая форма государства Анархия. Они в совокупности с общественно-правовыми (общественно-экономическими по К.Марксу) формациями, которых также всего пять (внутри родовая, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и среднего класса), определяют его внутреннюю политику. Изначально все народы тяготели к демократической республике с выборными должностными лицами. Это повторяло организационную схему племени или племенного союза. Повышенная плотность населения и развитие технологии позволяли при захватнической войне не принимать побежденных в свой социум на общих правах, а выделять их в особый класс рабов. Этому же способствовало развитие торговли, разрушавшей родовые общины.(1)

Внутренняя политика Рабовладельческой республики состояла из следующих элементов:

1. Выборность Должностных  лиц республики;

2. Доступность информации  о процессе управления для  всех ее граждан;

3. Наличие системы закона  и правосудия для граждан, защита  их имущества;

4. Введение системы наказания  для асоциального поведения –  преступлений;

5. Система получения обращения  и подавления рабов.

6. Возникает чиновничество, не редко формируемое из рабов  и налоговая система.

Тирания это переходная форма правления, полученная в ходе военно-политического переворота или иного вооруженного захвата власти. В случае цели создания равного доступа к управлению она переходит в республику. Но чаще у Тирана цель – ввести систему родовой власти и перейти к монархии. 

Внутренняя политика Тирании состояла из следующих элементов:

1. Жесткая централизация  власти в руках очень узкого  круга лиц;

2. Отсутствие информации  о процессе управления для  ее граждан и отрешение их  от такового;

3. Закон подменяется волей  Тирана и его личным судом;

4. Создается общая система  подавления всех элементов общества, как граждан, так и рабов.

5. Подготовка условий  легитимности власти, ее переходу  к республике или к монархии;

6. Налоговая система служит  интересам тирании, чиновничество  состоит из подельников по  захвату власти.

Монархия как правило всегда появляется, развивается из тирании. Даже когда монарх якобы избирается, это означает только то, что Тиран на тот момент был коллективным. Как следствие, для поддержания родовой власти создается сословие как для продолжения рода, так и защиты этой системы власти – дворянство. Дворянство – наемники монарха, первоначально люди без рода и племени – авантюристы и разбойники. В качестве платы дворянам в кормление передается территория с населяющими ее коренными гражданами государства, которые закрепляются за таковой. Иногда место дворян занимали чиновники, которым в кормление передавалась функция государства, что не меняет общей картины. Внутренняя политика Монархии состояла из следующих элементов:

Внутренняя политика монархической формы правления

1. Жесткая централизация  власти в руках монархической  династии;

2. Информация об управлении  доступна только династии монарха  и частично дворянству (чиновникам);

3. Закон делится на  четыре части:

а) абсолютная воля монарха и его семьи;

б) договор монарха с дворянством (чиновничеством), внутренние правила сословия и пределы их воли в отношении граждан;

в) частное право свободных граждан;

г) внутренне право граждан крепостных общин;

4. Система понимания преступлений  и мера их наказания строится  по сословному принципу;

5. Существует сложная  система взаимного подавления  всех слоев общества в интересах  монаршей династии;

6. Налоговая система очень  сложная и отражает сословный  принцип формирования общества.

Конституционная монархия – результат военно-политического поражения сословия дворян (чиновников), нанесенного остальными гражданами страны, отмены сословно-крепостного строя и установление реального правления в виде Демократической республики. Но для сохранения монархической династии, сохраняют сословие дворян как декоративный элемент, иногда ему даже как бы присваивают политические функции как-то Палата Перов в Великобритании. Во всем остальном она ничем не отличается от демократической республики.

Демократическая республика – появляется с момента присвоения государства как коллективной собственности всеми его гражданами. Это одна из первых форм самоорганизации общества в государство и современная основная форма его существования. Можно говорить о парламентской и президентской формах демократического правления. В первом случае главное должностное лицо это парламент, во втором это отдельное выборное лицо.

Внутренняя политика демократической республики состояла из следующих элементов:

1. Выборность всех Должностных  лиц республики;

2. Участие всех граждан  в управлении своим государством, доступность информации о процессе  его управления;

3. Все граждане равны  перед законом, который защищает  их права и имущество;

4. Преступление определено  как асоциальное поведения, за  которое предусмотрено равное  наказание для всех лиц;

5. Чиновничество рассматривается  как элемент государства, т.е. коллективная  собственность граждан;

6. Налоговая система служит  для исполнения общих дел граждан, которые они сами и определяют.

Анархия – гипотетическая форма государства. Исторических сведений о ее существовании нет. Единственная попытка ее создания Н.И.Махно была пресечена большевиками. Анархия, как форма самоорганизации, отрицает государство как специальный механизм насилия отдельный от общества. Основная идея анархии заключается в отсутствии чиновников и налогов, что ставит вопрос об изменении формы и способе финансирования общих дел. Таким образом, можно констатировать, что сама идея является утопической и вряд ли когда-либо сможет быть приведена в жизнь в тех государствах, где уже существуют какие-либо вышеперечисленные формы правления.          

Информация о работе Основные направления экономической деятельности государств