Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:21, контрольная работа
Экономическая зависимость развивающихся стран от развитых стран проявляется прежде всего в том, что развитые страны являются "чистыми" экспортерами капитала в развивающиеся страны, тогда как развивающиеся страны являются, по существу, их должниками. Во внешней торговле экономическая зависимость проявляется не только в общей асимметрии экспорта и импорта, но прежде всего в товарной структуре этих составных. В экспорте развивающихся стран в основном преобладают сырье.
Введение.............................................................................................................3
1.Основные направления экономической стратегии и политики развивающихся стран..........................................................................................4
1.1.Структурные особенности развивающихся стран....................................4
1.2.Заимствования и долги развивающихся стран............................................5
1.3.Уроки кризисов в развивающихся странах.................................................6
1.4.Модель догоняющего развития...................................................................8
1.5.Роль Китая в мировой экономике...............................................................10
1.6.«Азиатские тигры».........................................................................................11
1.7.Индия в мировой экономике......................................................................13
1.8.Бразилия в мировой экономике....................................................................14
1.9.Модель успешного развития на примере любой активно развивающейся страны...................................................................................................................17
1.10.Проблемы отсталых стран..........................................................................19
Заключение............................................................................................................21
Список литературы................................................................................................23
Задание №2(вариант 9).Дать определения..........................................................24
Задание №3. Ответить на вопросы......................................................................26
Приложение. Реферат на тему «Валютная система современного мирового хозяйства»..............................................................................................................44
Введение.................................................................................................................46
1. Понятие мировой валютной системы..............................................................47
2. Состояние и перспективы развития валютной системы современного мирового хозяйства...............................................................................................49 3. Проблемы функционирования современной МВС.......................................54
4. МВС и мировой финансово-экономический кризис......................................58
5. Пути трансформации современной валютной системы................................60
6.Развитие и роль МВС в мировом хозяйстве................................................64
Заключение.......................................................................................................66
Список литературы...........................................................................................68
3. Проблемы функционирования современной МВС
Проблема СДР. Итоги функционирования современной девизной валютной системы с 1970 года по 2002 год свидетельствуют о том, что специальные права заимствования (СДР) далеки от того, чтобы выступать в роли мировых денег. Это возможно только в том случае, если они станут эквивалентом интернациональной стоимости. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса, сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран . Кроме того, стандарт СДР - скрытый долларовый стандарт, что ведет к недооценке или переоценке валют.
Нестабильность доллара
как резервной валюты. Хронический
дефицит платежного баланса по текущим
операциям, разбухание краткосрочной
внешней задолженности, уменьшение
официального золотого запаса США, инфляция,
две девальвации подорвали
Рис 2. Мировые валютные резервы
Источник: МВФ
Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями ``горячих'' денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня - проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.
Валютные войны. Сегодня Китай, Япония и другие страны мира намеренно снижают курсы валют, чтобы ускорить собственный экономический рост. При этом МВФ и некоторые аналитики предупреждают, что такие действия могут негативно отразиться на других странах мира и замедлить темпы послекризисного восстановления мировой экономики. Сейчас стремительно распространяется угроза «валютных войн». Но настоящим лидером по удержанию низкого курса национальной валюты стал Китай. Несмотря на многочисленные призывы американских и европейских политиков отпустить курс юаня, правительство КНР не стремится сделать курс национальной валюты свободным. Сейчас один доллар можно купить примерно за 6,69 юаня. Причем за последнее время отмечено значительное повышение курса: так с середины 2008 года и до мая 2010 года юань не опускался ниже 6,81 за доллар. Это снижение стало следствием ослабления валютной политики Китая, но юань все равно остается недооцененным, причем по разным оценкам, до 40%. Палата представителей США в конце сентября одобрила введение специальных пошлин на китайские товары, цены которых оказываются меньше из низкой стоимости юаня. Вэнь Джибао, министр финансов КНДР комментирует заявления европейских и американских экономистов: «Не пытайтесь заставить нас переоценить курс юаня. Тогда многие из наших экспортоориентированных предприятий закроются, рабочим-мигрантам придется вернуться в свои деревни. Если Китай столкнется с социальными и экономическими проблемами, то весь мир ждет катастрофа». Если лидеры G20 не согласуют свои действия, начнется классическая гонка курсов валют. Когда какая-нибудь страна впрыскивает слишком много денег в экономику, она тем самым создает для себя односторонние преимущества в международной торговле. Страны, являющиеся ее торговыми партнерами, вынуждены копировать ее действия, чтобы не разбалансировать свою внешнюю торговлю. Так раскручивается инфляционная спираль, вовлекающая все новых участников . Поспешные попытки разных стран провести девальвацию ведут только к одному: все валюты становятся менее стабильными, предупреждает МВФ. Напомним, что 3 ноября 2010г. ФРС США приняла решение о расширении так называемой программы «количественного смягчения» (QE2) - выкупа с рынка казначейских облигаций - в размере $600 млрд. Срок программы составит 8 месяцев. Размер будет регулярно пересматриваться и корректироваться в соответствии с необходимостью. Решение принято, чтобы стимулировать восстановление экономики и гарантировать приемлемые уровни инфляции в долгосрочном периоде. Из всего этого можно сделать вывод, что даже если бы США хотели лишить доллар роли одновременно несущего и разрушительного элемента международной финансовой архитектуры, то остальной мир вряд ли позволил бы это сделать. Это не так уж легко и безопасно, особенно учитывая огромные запасы американской валюты в официальных резервах нефтедобывающих стран, Китая, «азиатских тигров», России.
Проблема диспропорций. Вторая половина ХХ в. и начало ХХI в. ознаменовались ускорением диспропорциональной динамики составных частей функционального общественного капитала. Его размеры и структура могут быть проиллюстрированы на примере стран «семерки»(см. таблицу 1 ) Структурные сдвиги в функционирующем капитале были ускорены Ямайской валютной реформой 1970-х гг., сопровождавшейся дерегулированием финансовых рынков и банковских систем сначала в США, а в 1980-х гг. и в странах Европы и Азии. Неолиберальная модель развития без должного регулирования открыла дорогу массовым спекуляциям, мошенническим сделкам и криминальным операциям. Такая практика сделала возможным образование «кредитных пузырей» Потребности реальной экономики в денежно-ссудном капитале объективно ограничены размерами основного капитала и применяемой технологией обслуживания оборотного капитала, а также различиями в периодах их кругооборота. Поэтому опережающее накопление денежно-ссудного капитала сопровождается тем, что растет его применение вне сферы товарного производства и обращения. Например, 85-90% операций на фондовых и валютных биржах носят спекулятивный характер и лишь 10-15% связаны с функционированием реальной экономики.
Таблица 1. Соотношение финансовых и материальных активов стран большой семерки
Страны |
Финансовые активы |
Материальные активы | ||
Млрд. дол. |
В % к итогу |
Млрд. дол. |
В % к итогу | |
США |
45 646,0 |
66,1 |
23 479,0 |
33,9 |
Япония |
14 536,4 |
60,3 |
9 570,4 |
39,7 |
Германия |
14 536,4 |
57,1 |
7 452,6 |
42,9 |
Великобритания |
9 822,1 |
64,6 |
5 392,2 |
35,4 |
Франция |
5 979,1 |
46,3 |
6 934,7 |
53,7 |
Италия |
6 788,2 |
51,7 |
6 341,7 |
48,7 |
Канада |
3 008,4 |
42,0 |
4 154,4 |
58,0 |
Источник: МВФ
Все это не могло не привести
к ухудшению ситуации в мировой
экономике, о чем свидетельствует
недавно разразившийся
4. МВС и мировой финансово-экономический кризис
В 2000-е годы американцы благодаря
растущим доходам стали покупать
больше жилья в кредит. В итоге
летом 2007-го года разразился кризис ипотечного
кредитования в США, который постепенно
перекинулся на мировой банковский
сектор. Растущие цены на недвижимость
в США локомотивом вытаскивали
за собой все другие отрасли экономики
без исключения. Развитая система
ипотеки позволила сформировать
в США огромный рынок компаний,
торгующих ценными бумагами под
обеспечение ипотечных
Как и во многих предыдущих кредитных кризисах, причиной первой серии убытков было ослабление стандартов кредитования во время кредитного ажиотажа. По причине отсутствия точной информации рынок некоторых ценных бумаг причине отсутствия точной информации рынок некоторых ценных бумаг рухнул. Но остается вопрос: когда наконец все включатся в игру, откуда возьмется новый спрос и как поддержать его на прежнем уровне? Никак. Это классический финал развития истории с мыльным пузырем на любом рынке.
На начальном этапе
центральные банки оказывали
финансовой системе экстренную помощь
в пополнении ликвидности, но потребность
в ней стала хронической, и
у центральных банков появилась
необходимость в разработке новых
способов ее предоставления. Для того
чтобы адаптироваться к продолжавшемуся
сокращению ликвидности, ведущие центральные
банки, как правило, вносили изменения
в свои операции. В ряде случаев
для поддержания
В кризисных условиях страны ЕС предприняли меры по выработке европейского варианта согласованных усилий по выходу из кризиса. При этом выявились немалые расхождения. При этом обращалось внимание на то, что план оздоровления валютно-финансовой системы и экономики будет реализовываться за счет огромного бюджетного дефицита США и роста государственного долга. Если будет продолжена практика иностранных инвестиций в казначейские облигации, это будет означать финансирование антикризисных мер Вашингтона за счет других стран (Китая, Японии, стран Европы и т. п.) В ЕС первоначальные антикризисные ассигнования оценивались в 600 млрд. долл., но в условиях обострившегося кризиса достигли 1,5 трлн. дол.
Подытоживая, можно сказать,
что Ямайская валютная реформа не
обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные
возможности МВФ, несмотря на увеличение
кредитов, остаются скромными по сравнению
с огромными международными финансовыми
потоками и дефицитом платежных
балансов. Недовольство стран-партнеров
валютным механизмом, позволяющим США
осуществлять ``долларовую эксплуатацию''
других государств, усиливает необходимость
дальнейшей фундаментальной реформы
МВС. Речь идет о поисках путей
стабилизации валютных курсов, усилении
координации валютно-
Однако в том, что в ближайшей или среднесрочной перспективе доллар сохранит свою роль резервной валюты, нет никаких сомнений. В долгосрочной же перспективе все зависит от дальнейшей политики США, основных членов ЕС и Китая.
5. Пути трансформации современной валютной системы
В целях преодоления последствий азиатского кризиса мировое сообщество предприняло шаги, направленные на повышение устойчивости международной финансовой системы. Международный валютный фонд выдвинул в этой области ряд инициатив. Временный комитет МВФ принял программу деятельности фонда на краткосрочную и среднесрочную перспективу, которая включала следующие пять направлений:
-Являясь главным центром по предупреждению финансовых кризисов, МВФ должен добиваться проведения входящими в него государствами экономической политики, направленной на достижение макроэкономического равновесия
-Правительства развивающихся стран должны выполнять нормы, принятые мировым сообществом, и рекомендации МВФ. В отношении государств, не выполняющих указанных норм и рекомендаций, фондом предусмотрена стратегия нарастающего давления путем выдвижения все более жестких требований.
-Фонд будет оказывать помощь отдельным странам в реформировании финансовых систем, создании институтов регулирования и надзора, соответствующих международным нормам.
-Фонд намерен активнее привлекать частный сектор к работе по предупреждению и преодолению кризисов и разрабатывает соответствующий механизм, с тем чтобы частные кредиторы получали доступ ко всей имеющейся информации о заемщиках и точнее оценивали кредитные риски.
-Пересмотр статуса МВФ и других институтов в целях предоставления им полномочий в области регулирования международного движения капиталов.
Существенная роль в реформировании мировой финансовой системы принадлежит мерам, разработанным министрами финансов и управляющими центральных банков стран «Большой семерки» на совещании в Лондоне в 1998 г. Эти меры предусматривали увеличение капитала МВФ и введение новых видов финансирования (NCF и GCF) в механизм кредитования стран, выполняющих стабилизационные программы. Они предусматривали также повышение транспарентности экономической политики, что предполагает:
-Публикацию статических данных по ключевым показателям в соответствии с кодексом корпоративного поведения;
-Усиление контроля над финансовым сектором;
-Координацию деятельности ключевых международных институтов и государственных органов с целью расширения регламентации управления рисками и пруденциальных норма в финансовых учреждениях государств Группы семи и других стран;
-Требования к оффшорным центрам действовать в соответствии с международными нормами прозрачности.
Особое внимание на совещании было уделено определению конкретных мер по укреплению международной финансовой архитектуры, в том числе вопросам усиления пруденциального надзора в развитых и развивающихся странах, повышению роли МВФ в поддержании стабильности валют развивающихся стран и выработке новых методов противостоянии я финансовым кризисам и снижения наносимого ими ущерба.
К главным направлениям реформирования МБРР относятся:
-Совершенствование организационной структуры и оперативной деятельности;
-Повышение внимания к социальным проектам, борьбе с бедностью и коррупцией, распространению передовых знаний и технологий; обеспечение более полного доступа стран-членов МБРР к информационной базе банка; подготовка кадров.
В основу механизма кредитования банком стран, переживающих финансовый кризис, была положена система предоставления экстренных займов на срок до 5 лет с высокой процентной ставкой.
В задачи МБРР входило сотрудничество с другими международными организациями и правительствами в выработке эффективного законодательства по банкротству, а в функции МВФ - продолжение кредитования стран с просроченной задолженностью и определение его условий.
В рамках МВФ предлагалось создать региональные аналоги фонда по типу связанных с МБРР многосторонних региональных банков развития, что позволит в большей степени учитывать национальную специфику стран - реципиентов помощи и более эффективно осуществлять контроль над ее использованием.
Высказывались предположения
относительно учреждения специальных
фондов для дополнительного
Информация о работе Основные направления экономической стратегии и политики развивающихся стран