Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обобщить теоретическое понимание вопросов в области изучения ценных бумаг в Республике Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть сущность ценной бумаги и ее отличительные признаки;
2)привести классификацию ценных бумаг и рассмотреть подвиды и особенности отдельных видов ценных бумаг;

Содержание работы

Введение 5
1 Сущность и классификация ценных бумаг 6
1.1 Понятие и виды ценных бумаг 6
1.2 Классификация ценных бумаг 7
1.3 Порядок государственной регистрации , выпуска и обращения ценных бумаг 9
2 Анализ функционирования ценных бумаг в Республике Беларусь 14
3 Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

ценные бумаги.docx

— 523.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3 Порядок  государственной регистрации , выпуска и обращения ценных бумаг

 

 

Основным  Законом  определяющим единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является Закон Республики Беларусь « О ценных бумагах и фондовых биржах» 1992 г.

Согласно данному Закону  эмитент реализует право на выпуск ценных бумаг с момента государственной регистрации ценных бумаг и присвоения номера государственной регистрации в центральном органе, осуществляющем контроль и надзор за рынком ценных бумаг, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь[3].

Государственной регистрации подлежат ценные бумаги юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке.

Продажа ценных бумаг считается открытой, если об этом объявлено эмитентом или она отвечает по крайней мере одному из нижеприведенных критериев:

а) ценные бумаги предназначены для размещения между юридическими и физическими лицами, круг которых индивидуально заранее определить невозможно;

б) ценные бумаги предлагаются к продаже более чем ста юридическим или физическим лицам.

Для государственной регистрации ценных бумаг необходимо представление следующих документов:

а) заявления о государственной регистрации ценных бумаг;

б) решения о выпуске ценных бумаг, оформленного в соответствии со статьями 4 и 6 настоящего Закона соответственно для государственной регистрации акций и облигаций;

в) копии документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

г) проспекта эмиссии (для государственной регистрации ценных бумаг, размещаемых путем открытой продажи или подписки);

д) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины[3].

Для государственной регистрации ценных бумаг центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг, при необходимости запрашиваются копии устава эмитента (учредительного договора - для эмитента, действующего только на основании учредительного договора) в соответствующем государственном органе, осуществившем государственную регистрацию эмитента.

Правила оформления государственной регистрации ценных бумаг устанавливаются центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг.

Центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, обязан провести государственную регистрацию ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации ценных бумаг в течение 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - в течение одного месяца с даты получения документов, представленных для государственной регистрации[3].

Основаниями для отказа в государственной регистрации ценных бумаг являются:

нарушение эмитентом требований законодательства при осуществлении выпуска ценных бумаг, а также несоответствие законодательству условий выпуска и обращения ценных бумаг;

несоответствие представленных для государственной регистрации ценных бумаг документов и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Закона и иного законодательства;

внесение в представленные для государственной регистрации ценных бумаг документы сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации ценных бумаг может быть обжаловано в течение одного года со дня его принятия в государственный орган, вышестоящий по отношению к органу, принявшему данное решение, или в хозяйственный суд.

Государственный реестр ценных бумаг ведется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг.

Государственная регистрация ценных бумаг, проводимая в соответствии с настоящей статьей, не может рассматриваться как гарантия стоимости данных ценных бумаг[3].

Центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, может запретить или приостановить выпуск ценных бумаг в случае:

а) нарушения действующего законодательства, инструкций и распоряжений центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг;

б) отсутствия либо несоответствия представленной в проспекте эмиссии информации фактическому положению дел:

о финансово-экономическом состоянии эмитента (убытки, прибыль) в течение последних двух завершенных финансовых лет либо с момента образования, если этот срок меньше двух лет;

о наличии просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет;

о наличии не полностью оплаченного уставного фонда на момент принятия решения о выпуске облигаций.

Запрет по мотивам нецелесообразности выпуска ценных бумаг не допускается.

Центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе приостановить процесс выпуска ценных бумаг или запретить выпуск в случае, если он осуществляется с нарушением действующего законодательства, а также в случае обнаружения, что проспект эмиссии, представленный к регистрации, содержит неточные сведения или не удовлетворяет иным требованиям настоящего Закона, или в случаях поступления в ходе подписки новой информации, которая существенно меняет условия выпуска и требует оповещения инвесторов[3].

В случае приостановки выпуска ценных бумаг центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг, эмитент обязан устранить нарушения, ставшие причиной такой приостановки, после чего выпуск может быть продолжен по специальному письменному разрешению центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг.

Если эмитент либо учредители (в случае создания акционерного общества) считают запрет на выпуск ценных бумаг необоснованным, они могут оспорить это решение в суде по принадлежности. При этом процесс выпуска ценных бумаг приостанавливается до вынесения судом решения.

Сделки по обращению ценных бумаг осуществляются только с участием профессионального участника рынка ценных бумаг в порядке, определяемом центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют сделки между собой только через фондовую биржу, кроме случаев продажи акций, принадлежащих государству в процессе приватизации[3].

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан вести учет каждой совершаемой им сделки в национальной денежной единице.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан заключать с физическими лицами договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, определенных законодательством Республики Беларусь, следующие существенные условия:

размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами;

срок исполнения обязательства;

основания досрочного расторжения договора;

порядок возврата денежных средств физическим лицам в случаях неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора;

ответственность за неисполнение обязательства.

Курс ценных бумаг публикуется в национальной денежной единице.

Эмитент обязан не менее одного раза в год информировать общественность об основных данных о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности (в дальнейшем - "годовой отчет" эмитента). Требования к содержанию годового и периодического отчета эмитента устанавливаются центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг.

Годовой отчет эмитента необходимо не позднее трех месяцев со дня окончания финансового года, следующего за отчетным, направлять держателям акций или опубликовывать в двух органах печати республиканского уровня, а также представлять центральному органу, осуществляющему контроль и надзор за рынком ценных бумаг, и соответствующему финансовому органу.

Эмитент обязан в течение двух дней направлять фондовой бирже, на которой котируются его ценные бумаги, и центральному органу, осуществляющему контроль и надзор за рынком ценных бумаг, а также публиковать в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, информацию, относящуюся к наступившим или происшедшим изменениям в его хозяйственной деятельности, затрагивающим стоимость ценных бумаг или доход по ним, если в последней годовой информации не содержались данные или ссылки на эти изменения. Перечень таких изменений определяется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ функционирования ценных бумаг в Республике Беларусь

 

 

Участники рынка ценных бумаг – это физические и юридически лица, вступающие в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. К ним относятся не только физические лица и организации, которые покупают или продают ценные бумаги, но и те, которые обслуживают их оборот и расчеты по ним [11, с. 156].

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:

  • Министерство финансов Республики Беларусь - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Министерство финансов разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний  государственный долг.
  • Национальный банк Республики Беларусь - финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг; осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке ценных бумаг, выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций.
  • Инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе и иностранные.

По состоянию на 01 января 2013 года на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»  находилось  5 126  выпусков эмиссионных ценных бумаг  с совокупным объемом эмиссии 26,7 млрд. долларов США. 

Количество  выпусков за год  увеличилось на 44  (0,87 %), совокупный объем эмиссии – на 6,33 млрд. долларов США (30,88 %) рисунок 2.1.

Рисунок 2.1 – Структура совокупного  объема  эмиссии находящихся на централизованном хранении эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости на 01.01.2013

Примечание – Источник [25]

На  01 января 2013 года  количество  выпусков  акций, находящихся на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»,    составило 4 303  при  4 271 выпуске по состоянию на 01.01.2012 (прирост – 32 выпуска, или 0,75 %). 

Номинальная стоимость  акций  составила  137,53  трлн.  белорусских рублей (16,05  млрд. долл. США),  что на  48,56 трлн. белорусских рублей  (5,39 млрд. долларов США) больше в сравнении с 2011 годом. 

Количество эмитентов  в 2012 году увеличилось в сравнении с 2011 годом на 28 и на 01.01.2013 составило 4 228 эмитентов. В структуре эмитентов  55 %  составляют открытые акционерные общества  и  45 %  –  закрытые акционерные общества.  На  долю  открытых акционерных обществ приходится 89 % совокупного объема эмиссии рисунок 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 – Количество выпусков акций в 2011-2012 г.г.

Примечание – Источник [25]

 

На 1 января 2013 года количество выпусков корпоративных облигаций, находящихся на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»,  составило 641 при 597 выпусках по состоянию на 01.01.2012 (прирост – 44 выпуска, или 7,37 %). 

Номинальная стоимость корпоративных облигаций составила 6,49 млрд. долларов   США, что на 0,07 млрд. долларов США больше в сравнении с 2011 годом.  

Облигации  номинированы в следующих валютах:   белорусский рубль –  на сумму 46,78 трлн. рублей (5,46 млрд.  долларов  США);  доллар США – на сумму 0,68 млрд. долларов;  евро – на сумму 0,19 млрд. (0,26 млрд. долларов  США);  российский  рубль  –    на сумму 2,53 млрд.  рублей  (0,08 млрд.  долларов

США),  польский злотый – на сумму  0,03 млрд. (0,01 млрд.  долларов  США). Количество эмитентов в 2012 году увеличилось в сравнении с 2011 годом на 32 и на 01.01.2013 составило 230 эмитентов. 

В структуре эмитентов 30 % составляют открытые акционерные общества, 14 %  –  закрытые акционерные общества,  и 56  %  –  эмитенты  - юридические лица иной формы собственности.  На открытые акционерные общества приходится 91 % общего количества выпусков и 87 % совокупного объема эмиссии, на закрытые акционерные общества – 3 % общего количества выпусков и 3 % совокупного объема эмиссии, на других эмитентов  –  6 % общего количества выпусков и 10 % совокупного объема эмиссии рисунок 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Количество выпусков корпоративных облигаций 2011-2012 г.г.

Примечание – Источник [25]

 

 

На 1 января 2013 года  количество  выпусков  биржевых облигаций, находящихся на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»,    составило 45 при 24 выпусках по состоянию на 01.01.2012 (прирост  –  21 выпуск, или 88 %). 

Информация о работе Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь