Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обобщить теоретическое понимание вопросов в области изучения ценных бумаг в Республике Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть сущность ценной бумаги и ее отличительные признаки;
2)привести классификацию ценных бумаг и рассмотреть подвиды и особенности отдельных видов ценных бумаг;

Содержание работы

Введение 5
1 Сущность и классификация ценных бумаг 6
1.1 Понятие и виды ценных бумаг 6
1.2 Классификация ценных бумаг 7
1.3 Порядок государственной регистрации , выпуска и обращения ценных бумаг 9
2 Анализ функционирования ценных бумаг в Республике Беларусь 14
3 Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

ценные бумаги.docx

— 523.92 Кб (Скачать файл)

Номинальная стоимость  биржевых облигаций  составила 2,46 трлн. белорусских рублей (0,29 млрд. долларов  США),  что на 0,73 трлн. белорусских рублей (0,08 млрд. долларов США) больше  в сравнении с 2011 годом рисунок 2.4.

 

 

Рисунок 2.4 – Количество выпусков биржевых облигаций в 2011-2012 г.г.

Примечание – Источник [25]

 

Количество эмитентов в 2012 году увеличилось в сравнении с 2011 годом на 4 и  на 01.01.2013  составило 14 эмитентов.  В структуре эмитентов 14 % составляют открытые акционерные общества, 7 % – закрытые акционерные общества  и 79 %  –  эмитенты  - юридические лица иной формы собственности. На открытые акционерные общества приходится  9 % общего количества выпусков  и 30 % совокупного  объема эмиссии, на закрытые акционерные общества  –  2 % общего количества выпусков  и 0,3 % совокупного объема эмиссии, на других эмитентов – 89 % общего количества выпусков и 69,7 % совокупного объема эмиссии.

На 1 января 2013 года количество выпусков облигаций муниципального займа, находящихся на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»,  составило 78 при 123 выпусках по состоянию на 01.01.2012. 

Номинальная стоимость  облигаций муниципального займа  составила 0,86 млрд.   долларов  США,  что на  0,12  млрд. долларов США  меньше  в сравнении с 2011 годом.   Облигации номинированы в белорусских рублях на сумму 6,86 трлн.  рублей  (0,80 млрд.   долларов   США), долларах США на сумму 0,01 млрд. долларов.

  Эмитентами  облигаций  являются  местные исполнительные и распорядительные органы. 

Количество эмитентов в 2012 году уменьшилось в сравнении с 2011 годом на 24 и на 01.01.2013 составило 29 эмитентов рисунок 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Количество выпусков облигаций муниципального займа в 2011-2012 гг.

Примечание – Источник [25]

 

 

Облигации эмитированы Министерством финансов Республики Беларусь.  На 1  января  2013 года количество выпусков  государственных облигаций Республики Беларусь, находящихся на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»,  составило 56 при 64 выпусках по состоянию на 01.01.2012. 

Номинальная стоимость  государственных облигаций Республики Беларусь составила 3,00 млрд.   долларов   США,   что на 0,89 млрд. долларов США больше в сравнении с 2011 годом.    Облигации номинированы в белорусских рублях на сумму 13,90 трлн. рублей (1,62 млрд.  долларов  США), долларах США на сумму 1,38 млрд. долларов рисунок 2.6.

 

Рисунок 2.6 – Количество выпусков государственных облигаций Республики Беларусь в 2011-2012

Примечание – Источник [25]

 

На 1 января 2013  года количество выпусков  облигаций Национального банка Республики Беларусь, находящихся на централизованном хранении в РУП «РЦДЦБ»,  составило 3, не изменившись за год. 

Номинальная стоимость  облигаций Национального банка Республики Беларусь  составила 0,43 трлн. белорусских рублей (50,68 млн. долларов США),  что на  0,12  трлн. белорусских рублей (12,69  млн. долларов США) больше в сравнении с 2011 годом рисунок 2.7.

 

Рисунок 2.7 – Количество выпусков облигаций Национального банка Республики Беларусь в 2011-2012 г.г.

Примечание – Источник [25]

 

 

Подводя итоги данной главы, можно сделать вывод, что спектр ценных бумаг (акций, облигаций и др.), реальные объемы их эмиссии, объемы и частота их обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для развития экономики Республики Беларусь. Недостаточным является дополнительный выпуск и обращение акций, во всем мире являющихся основным средством привлечения инвестиций и индикатором деловой активности индикатором деловой активности.

Главной целью рынка ценных бумаг Республики Беларусь должно быть стремление стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов. Для того, чтобы достигнуть положительных результатов в данном вопросе Беларуси необходимо предоставлять иностранным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления инвестиций в экономику Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь

 

 

Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг

12 апреля 2011года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

Главная цель настоящей Программы - создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения[26].

Данная программа базируется на принципах:

сбалансированного развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг;

государственной политики, направленной на улучшение условий ведения бизнеса, либерализацию совершения операций на рынке ценных бумаг, повышение уровня защиты прав и законных интересов инвесторов, в том числе иностранных, а также снижение рисков на рынке ценных бумаг.

 Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает:

- совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами;

- снятие ограничений на отчуждение акций;

- приведение норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;

-повышение эффективности управления государственной собственностью;

- создание института коллективных инвесторов;

- внедрение новых инструментов фондового рынка;

- выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг[26].

На сегодняшний день законодательство о ценных бумагах стран Таможенного союза в целом основывается на общих принципах регулирования указанной сферы. Однако в связи с формированием Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана принято решение о более тесной гармонизации законодательства в течение ближайших семи лет. К 2015 году предстоит рассмотреть возможность создания и функционирования наднационального органа по регулированию финансового рынка всех трех государств. А к 2020 году предполагается взаимное признание лицензий в финансовом секторе. К примеру, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию в Беларуси, сможет беспрепятственно оказывать свои услуги в РФ и Казахстане. Аналогичные условия будут предоставлены резидентам этих государств для осуществления деятельности в Беларуси. В рамках формирования ЕЭП в среднесрочной перспективе предполагается взаимное признание органами стран-участниц фактов регистрации эмиссий ценных бумаг в государстве происхождения эмитента. Это означает, что субъект хозяйствования, выпустивший, к примеру, облигации на территории Беларуси, сможет продать их на территории России или Казахстана. В связи с этим предстоит дальнейшая работа по сближению правовых систем трех государств в данной сфере, чтобы практически обеспечить возможность реализации договоренностей. Работу в этом направлении координирует наднациональный орган ЕЭП - Евразийская экономическая комиссия. Оказывают влияние на развитие рынка ценных бумаг Беларуси и европейские стандарты. Так подготовка проекта закона "О рынке ценных бумаг" осуществлялась Министерством финансов совместно с фондом FIRST Всемирного банка в рамках проекта международной технической помощи "Беларусь: содействие развитию рынка ценных бумаг после проведения оценки финансового сектора" в соответствии с принципами IOSCO и Директивами ЕС. Законопроект в полной мере согласуется с положениями международных соглашений, к которым присоединилась Беларусь, включая соглашение по гармонизации законодательства в сфере рынка ценных бумаг в рамках ЕЭП, которые как раз предусматривают приближение национального законодательства стран ЕЭП к принципам IOSCO и Директивам ЕС. Принятие закона "О рынке ценных бумаг" будет способствовать скорейшей интеграции национального рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему и более тесному взаимодействию финансовых рынков Беларуси и отдельных иностранных государств. Наличие соответствующего международным стандартам законодательства о рынке ценных бумаг послужит положительным сигналом для иностранных инвесторов, повысит инвестиционную привлекательность белорусского рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов, поскольку позволит им осуществлять инвестирование в экономику республики в соответствии с признанными и используемыми международными правилами и процедурами.

Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 03. 01. 2013 предусмотрено рассмотрение в течение года законопроекта "О рынке ценных бумаг". Основные нововведения планируется внедрить указанным законопроектом:

Проект закона устанавливает детальный порядок эмиссии ценных бумаг (в том числе с учетом особенностей в зависимости от вида ценной бумаги), а также механизм обеспечения исполнения обязательств по облигациям, что обеспечит стабильность правового регулирования в данной сфере общественных отношений. В целях дальнейшего развития в республике организованной торговли ценными бумагами законопроектом предусматривается появление нового вида профессиональной деятельности по ценным бумагам - организация торговли ценными бумагами. Деятельность по организации торговли ценными бумагами на внебиржевом рынке ценных бумаг призвана создать условия для функционирования прозрачного внебиржевого рынка ценных бумаг. Также в законопроекте прописан порядок и условия обращения ценных бумаг. В частности, определен перечень случаев, когда сделки купли-продажи эмиссионных ценных бумаг должны совершаться только через организатора торговли ценными бумагами; конкретизирован перечень профессиональных участников, имеющих право регистрировать сделки, совершаемые на неорганизованном рынке; закреплены нормы, регламентирующие правила оформления сделок; введен запрет на использование собственных долговых обязательств в качестве обеспечения исполнения обязательств по сделке. Проектом закона закреплена возможность создания саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Под ними понимаются добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Одной из основных функций таких организаций является защита прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг, в том числе инвесторов и эмитентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Ценные бумаги являются регулятором, т.е. обеспечивают прилив капитала в одни отрасли и отток капитала из других; являются орудием мобилизации денежных средств инвесторов; выполняют информационную функцию, т.е. свидетельствуют о состоянии экономики; являются связующим звеном между общественными, политическими, государственными институтами и совокупностью экономических отношений и связей в обществе.

Ценная бумага предоставляет возможность обмена ее на деньги в разных формах – путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки; возможность использования в расчетах; возможность использования как предмета залога; возможность хранения в течение ряда лет или бессрочно; возможность передаваться по наследству и в результате дарения.

Ценными бумагами могут быть закреплены право требования уплаты определенной суммы денег (облигации, векселя, чеки, сберегательные сертификаты и др.);право участия в управлении и на получение части прибыли в виде дивидендов (акции);вещное право, чаще всего право собственности или право залога на товары, находящиеся во владении другого лица, выступающего, например, в качестве перевозчика или хранителя. Такие ценные бумаги закрепляют права на получение определенных товаров и являются одновременно средством распоряжения товарами, то есть товарораспорядительными документами (коносаменты, свидетельства товарного склада и др.).

Таким образом, ценная бумага по своей сути имеет двойственную природу. С одной стороны, ценная бумага представляет собой имущественное право, а с другой, документ, удостоверяющий наличие этого имущественного права.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Рынок ценных бумаг: учебник. / Под ред. Галанова В.А., Басова А.И. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 447с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998.

3. О ценных бумагах и фондовых биржах. Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 №1512-XІІ (ред. от 16.07.2010).

4. Положение о производных ценных бумагах, утвержденное Постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 04.02.2002 №02/П (ред. от 26.12.2003).

5. Положение о двойных и простых складских свидетельствах, утвержденное Постановлением Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь №39/П от 04.05.2001 (ред. от 22.11.2004).

6. Об ипотеке. Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 №345-З (ред. от 04.01.2010).

7. Ценная бумага. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/Ценная бумага. Дата доступа 28.10.2012.

8. Новик С.В. Рынок ценных бумаг: белорусские перспективы. / С.В. Новик. – Мн.: БГУ, 2001. – 294с.

9. Законодательство Республики Беларусь о ценных бумагах. // Режим доступа http://minfin.gov.by/rmenu/departament/zakcenb/.Дата доступа  28.10.2012.

10. О хозяйственных обществах. Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № № 2020-XІІ (ред. от 15.07.2010).

11. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. / Под ред. Дегтяревой О.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2002. – 501с.

12. Об обращении переводных и простых векселей. Закон Республики Беларусь от 13.12.1999 №341-З (ред. от 22.12.2011).

13. Савченко А.Т. Рынок ценных бумаг: Учебник. / А.Т. Савченко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 467с.

14. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15.11.1999.

Информация о работе Основные направления развития ценных бумаг в Республике Беларусь