Основные положения денежной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежной системы ,ее особенности и перспективы развития,чтобы на основе этих знаний понять
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения денежной системы России;
2. изучить теоретические основы денежной системы;
3. рассмотреть элементы денежной системы России;
4. изучить состояние денежной системы России;
5. рассмотреть особенности современной денежной системы России;
6. рассмотреть перспективы развития денежной системы России.

Содержание работы

Введение
1. История возникновения денежной системы России
2.Сущность денежной системы
2.1.Понятие денежной системы: определение, структура и элементы
2.2.Типы денежных систем
3.Основные положения денежной системы России
3.1 Современное состояние денежной системы России, её особенности и отличия от денежных систем других стран
3.2 Правовое регулирование отдельных элементов денежной системы РФ.
3.3 Проблемы и Перспективы развития денежной системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.67 Кб (Скачать файл)

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение не нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики. Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

Инфляция и экономический рост

В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года - на 5,0%).

Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

  

 

2009

2010

2011

2012

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

 Январь

13,8

13,4

7,6

8,0

7,2

9,6

6,0

4,2

 Февраль

14,5

13,9

6,3

7,2

7,4

9,5

5,7

3,7

   Март

14,8

14,0

5,4

6,5

7,7

9,5

5,5

3,7

  Апрель

14,4

13,2

4,8

6,0

8,0

9,6

5,3

3,6

   Май

13,6

12,3

4,4

6,0

8,3

9,6

5,1

3,6

 Июнь

12,9

11,9

4,3

5,8

8,4

9,4

5,2

4,3

  Июль

12,3

12,0

4,3

5,5

8,4

9,0

5,3

5,6

  Август

11,7

11,6

4,6

6,1

8,1

8,2

5,5

5,9

Сентябрь

10,8

10,7

5,3

7,0

7,4

7,2

5,7

6,6

 Октябрь

9,6

9,7

5,8

7,5

7,2

7,2

  

 

  

 

  Ноябрь

8,8

9,1

6,2

8,1

6,9

6,8

  

 

  

 

 Декабрь

8,3

8,8

6,6

8,8

6,6

6,1

  

 

  

 

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7%.

Сценарии макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и прогноз платежного баланса

Экономические процессы в мире развиваются в условиях нестабильной глобальной финансовой конъюнктуры, характеризующейся высоким уровнем неприятия рисков инвесторами, частыми перемещениями потоков капитала между более и менее рисковыми сегментами финансового рынка, значительной и периодически растущей волатильностью цен на активы и биржевые товары, курсов валют. Это вносит неопределенность в оценки перспектив развития внешних условий функционирования российской экономики и финансового рынка.

В рамках прогнозов МВФ и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение темпов роста мировой экономики в 2013 году, возможно умеренное ускорение экономического роста в странах - основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции в 2014 - 2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и услуг в мире увеличится с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается ее ускорение и в 2014 - 2015 годах.

Прогнозируемое повышение деловой активности в мире поддержит сложившийся уровень потребления нефти и других товаров российского экспорта, что ослабляет риски ухудшения платежного баланса страны.

Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся низкими, что будет способствовать формированию условий для притока капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2013 - 2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 73 долларов США за баррель.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7 - 5,7% в 2013 году, 3,6 - 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Расчеты по денежной программе на 2013 - 2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9 - 18%, в 2014 и 2015 годах - 14 - 19% в год.

Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7 - 14%, в 2014 - 2015 годах - 11 - 14% ежегодно.

В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.

В предстоящий период в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 - 2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым - достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013 - 2015 годах.

В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов - его снижение, обусловленное в основном планируемым накоплением средств на счетах суверенных фондов.

Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому и второму вариантам, в 2014 - 2015 годах - по всем вариантам.

В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значительного снижения средних мировых цен на нефть в 2013 году ожидается уменьшение ЧМР по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.

Прогноз показателей денежной программы на 2013 - 2015 годы (млрд. рублей)*

  

 

1.01.2013 (оценка)

1.01.2014

1.01.2015

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

       Денежная база (узкое определение)

8019

8551

8805

9114

9525

9730

10378

- наличные деньги в  обращении (вне Банка России)

7718

8219

8458

8755

9143

9326

9947

- обязательные резервы**

301

332

347

359

382

404

431

Чистые международные резервы

16346

15695

17112

19498

15467

17823

22456

- в млрд. долларов США

508

487

531

606

480

554

697

Чистые внутренние активы

-8326

-7144

-8306

-10383

-5942

-8093

-12078

Чистый кредит расширенному правительству

-6622

-6108

-7172

-8231

-5625

-7779

-9762

- чистый кредит федеральному  правительству

-5446

-4932

-5997

-7055

-4450

-6604

-8587

- остатки средств консолидированных  бюджетов субъектов Российской  Федерации и государственных  внебюджетных фондов на счетах  в Банке России

-1175

-1175

-1175

-1175

-1175

-1175

-1175

Чистый кредит банкам

1771

2567

2364

1477

3337

3199

1513

- валовой кредит банкам

3000

3800

3550

2800

4700

4525

3000

- корреспондентские счета  кредитных организаций, депозиты  банков в Банке России и  другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-1229

-1233

-1186

-1323

-1363

-1326

-1487

Прочие чистые неклассифицированные активы

-3476

-3604

-3498

-3629

-3654

-3513

-3829

Информация о работе Основные положения денежной системы России