Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежной системы ,ее особенности и перспективы развития,чтобы на основе этих знаний понять
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения денежной системы России;
2. изучить теоретические основы денежной системы;
3. рассмотреть элементы денежной системы России;
4. изучить состояние денежной системы России;
5. рассмотреть особенности современной денежной системы России;
6. рассмотреть перспективы развития денежной системы России.
Введение
1. История возникновения денежной системы России
2.Сущность денежной системы
2.1.Понятие денежной системы: определение, структура и элементы
2.2.Типы денежных систем
3.Основные положения денежной системы России
3.1 Современное состояние денежной системы России, её особенности и отличия от денежных систем других стран
3.2 Правовое регулирование отдельных элементов денежной системы РФ.
3.3 Проблемы и Перспективы развития денежной системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы
В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.
Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.
Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.
Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.
Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение не нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики. Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.
В первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.
Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2011 года - на 5,0%).
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||||
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция | |
Январь |
13,8 |
13,4 |
7,6 |
8,0 |
7,2 |
9,6 |
6,0 |
4,2 |
Февраль |
14,5 |
13,9 |
6,3 |
7,2 |
7,4 |
9,5 |
5,7 |
3,7 |
Март |
14,8 |
14,0 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
9,5 |
5,5 |
3,7 |
Апрель |
14,4 |
13,2 |
4,8 |
6,0 |
8,0 |
9,6 |
5,3 |
3,6 |
Май |
13,6 |
12,3 |
4,4 |
6,0 |
8,3 |
9,6 |
5,1 |
3,6 |
Июнь |
12,9 |
11,9 |
4,3 |
5,8 |
8,4 |
9,4 |
5,2 |
4,3 |
Июль |
12,3 |
12,0 |
4,3 |
5,5 |
8,4 |
9,0 |
5,3 |
5,6 |
Август |
11,7 |
11,6 |
4,6 |
6,1 |
8,1 |
8,2 |
5,5 |
5,9 |
Сентябрь |
10,8 |
10,7 |
5,3 |
7,0 |
7,4 |
7,2 |
5,7 |
6,6 |
Октябрь |
9,6 |
9,7 |
5,8 |
7,5 |
7,2 |
7,2 |
|
|
Ноябрь |
8,8 |
9,1 |
6,2 |
8,1 |
6,9 |
6,8 |
|
|
Декабрь |
8,3 |
8,8 |
6,6 |
8,8 |
6,6 |
6,1 |
|
|
Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.
Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).
Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7%.
Экономические процессы в мире развиваются в условиях нестабильной глобальной финансовой конъюнктуры, характеризующейся высоким уровнем неприятия рисков инвесторами, частыми перемещениями потоков капитала между более и менее рисковыми сегментами финансового рынка, значительной и периодически растущей волатильностью цен на активы и биржевые товары, курсов валют. Это вносит неопределенность в оценки перспектив развития внешних условий функционирования российской экономики и финансового рынка.
В рамках прогнозов МВФ и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение темпов роста мировой экономики в 2013 году, возможно умеренное ускорение экономического роста в странах - основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции в 2014 - 2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и услуг в мире увеличится с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается ее ускорение и в 2014 - 2015 годах.
Прогнозируемое повышение деловой активности в мире поддержит сложившийся уровень потребления нефти и других товаров российского экспорта, что ослабляет риски ухудшения платежного баланса страны.
Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся низкими, что будет способствовать формированию условий для притока капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2013 - 2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 73 долларов США за баррель.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,7 - 5,7% в 2013 году, 3,6 - 4,6% в 2014 и 2015 годах.
Расчеты по денежной программе на 2013 - 2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9 - 18%, в 2014 и 2015 годах - 14 - 19% в год.
Банк России разработал три варианта денежной программы. Второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, соответствующий целевым ориентирам по инфляции и оценкам динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7 - 14%, в 2014 - 2015 годах - 11 - 14% ежегодно.
В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.
В предстоящий период в рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход к новым принципам бюджетной политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из базовой цены на нефть, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 - 2015 годах. В случае превышения нефтяными ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные меры будут способствовать ограничению денежного предложения и тем самым - достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может стать одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской ликвидности в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы при проведении операций денежно-кредитного регулирования.
В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный бюджет будет сформирован с некоторым дефицитом. Планируется, что в среднесрочной перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013 - 2015 годах.
В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов - его снижение, обусловленное в основном планируемым накоплением средств на счетах суверенных фондов.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому и второму вариантам, в 2014 - 2015 годах - по всем вариантам.
В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значительного снижения средних мировых цен на нефть в 2013 году ожидается уменьшение ЧМР по сравнению с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.
|
1.01.2013 (оценка) |
1.01.2014 |
1.01.2015 | ||||
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант | ||
Денежная база (узкое определение) |
8019 |
8551 |
8805 |
9114 |
9525 |
9730 |
10378 |
- наличные деньги в обращении (вне Банка России) |
7718 |
8219 |
8458 |
8755 |
9143 |
9326 |
9947 |
- обязательные резервы** |
301 |
332 |
347 |
359 |
382 |
404 |
431 |
Чистые международные резервы |
16346 |
15695 |
17112 |
19498 |
15467 |
17823 |
22456 |
- в млрд. долларов США |
508 |
487 |
531 |
606 |
480 |
554 |
697 |
Чистые внутренние активы |
-8326 |
-7144 |
-8306 |
-10383 |
-5942 |
-8093 |
-12078 |
Чистый кредит расширенному правительству |
-6622 |
-6108 |
-7172 |
-8231 |
-5625 |
-7779 |
-9762 |
- чистый кредит федеральному правительству |
-5446 |
-4932 |
-5997 |
-7055 |
-4450 |
-6604 |
-8587 |
- остатки средств |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
-1175 |
Чистый кредит банкам |
1771 |
2567 |
2364 |
1477 |
3337 |
3199 |
1513 |
- валовой кредит банкам |
3000 |
3800 |
3550 |
2800 |
4700 |
4525 |
3000 |
- корреспондентские счета
кредитных организаций, депозиты
банков в Банке России и
другие инструменты |
-1229 |
-1233 |
-1186 |
-1323 |
-1363 |
-1326 |
-1487 |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-3476 |
-3604 |
-3498 |
-3629 |
-3654 |
-3513 |
-3829 |
Информация о работе Основные положения денежной системы России